Социокультурный процесс и его динамика

Автор: k***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5
1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5
1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8
1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10
2. Культура – фактор социальных изменений……………………….13
2.1. Социальные функции культуры…………………………………13
2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..18
3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21
Заключение………………………………………………………….……24
Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

Контр. раб..doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение………………………………………………………………..…..3

     1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5

     1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5

     1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8

     1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10

     2. Культура – фактор социальных  изменений……………………….13

     2.1. Социальные функции культуры…………………………………13

     2.2. Компоненты и формы проявления  культуры………….………..18

     3. Социокультурный процесс и его  динамика….……………………21

     Заключение………………………………………………………….……24

     Список использованной литературы…………………………………25

 

      Введение

     Человек – это единственный из живых существ  во всем мире, обитающий как бы в  двух мирах одновременно. С одной  стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

     Культура  не просто формирует и реализует  сущностные силы человека, но реализует  их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне  общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

     Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.

     Как видим, культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).

     В данной работе будет рассмотрены  теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

     Основной  целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
  • исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
  • охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
  • обобщить полученный материал и отразить его в работе.

     Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени.

     В качестве теоретической основы изучения в работе широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по изучению данного вопроса в отечественной современной социологии.

     Структура работы следующая – работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 25 страницах. Для написания работы использовано 14 научных источников.

 

      1. Понятие и сущность культуры, как социального явления

     1.1. Понятие культуры

     В повседневной жизни понятие о  культуре возникает, когда говорят  об обычной воспитанности и бытовой  этике. При этом такое понятие ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен - культура.

     Чтобы понять сущность культуры, как социального  явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть  некоторые определения культуры.

     Мир человека - это мир культуры. В  своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении»1.

     Итак, можно утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать, как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

     Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память - это определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.2

     На  все встающие перед ним вопросы  человек ищет ответ в усвоенной  им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое - это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

     Но  такую особенность культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции»3.

     Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком  по мере приобщения к культуре. Примеры  настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш уже  никогда не мог вернуться в  мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой, благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

     Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура - это совокупность всего того, что  делает человека человеком.

     Для организованного и институционализированного  общества характерна упорядоченность  социальных связей и взаимодействий, обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта. 

     1.2. Виды культуры  и их особенности 

     Культура  выступает уникальной характеристикой  человеческой жизнедеятельности и  потому необычайно разнообразна в своих  конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

     Такое многообразие определений не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком  бы виде (или аспекте) культуры ни шла  речь, предварительно необходимо четко  определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят по некоторым признакам:4

     1. Сообразно видам человеческой  деятельности - анализу подлежат  содержание, сущность, структура, исторические  типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:

     а) культуры труда и культуры досуга;

     б) культуры экономической и культуры политической;

     в) культуры эстетической и культуры нравственной;

     г) иных видов культур, связанных со спецификой

     проявлений  тех или иных видов деятельности.

     2. По сферам жизнедеятельности человека:

     а) культура семьи и культура производственного  коллектива;

     б) культура города и культура села и  т.д.

     Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его  критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.

Информация о работе Социокультурный процесс и его динамика