Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:11, реферат
В современном мире стремительно происходят процессы преобразования традиционных общечеловеческих ценностей. Трансформация общественных институтов, характерных для советского мировоззрения в современные рыночные структуры, с присущими для них координатами ценностей, повлекла за собой изменение в общественном сознании. Эти изменения коснулись, прежде всего, ценностно-мотивационной сферы личности, тех критериев, которые служили ориентиром для выстраивания своего жизненного пути и обоснования целей и средств достижения социального успеха.
Достижение успеха, по мнению современной молодежи - это цель жизни фактически каждого человека, вместе с тем существует некое разногласие между представлением о личном успехе и объективными потребностями общества. Достижение успеха - это средство приобретения первенства одних членов общества над другими. Существующие в социологии теории функционирования общества характеризуют неравенство, или социальную дифференциацию как одну из движущих сил социального развития. Личностная успешность индивида заключается в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей, и главным образом зависит от личностных качеств, вместе с тем, понятие "успешности" тесно связано с социальными отношениями, так как именно социальная ситуация определяет смысловое наполнение данного понятия.
6. Индивидуальные факторы формирования представлений о социальной успешности
Как убеждения личность влияют на представления об успешности? Ведь для каждого человека успех зависит от его уровня притязаний, основывается на его личностной системе ценностей.
Можно сказать, что важнейшей
характеристикой в системе
Современный социокультурный контекст включает в себя конструкт «успех», который запечатлен в социальных репрезентациях различных групп населения. С точки зрения социальных представлений, успех сам по себе является объектом для оценки со стороны индивидов, связанных референтными отношениями. Атрибутирование успеха (т.е. определение его через набор каких-либо присущих индивиду качеств) является культурно обусловленным, отражает принятый в той или иной социокультурной или субкультурной среде выбор из множества потенциальных комбинаций. Следовательно, теоретически возможно допущение, что успех (или не успех) дифференцированно оценивается в различных коммуникативных контекстах, задаваемых культурными, профессиональными и возрастными критериями.[]
7. Динамика представлений
о социальной успешности
С целью выявления критериев социальной успешности, мы провели самостоятельное эмпирическое исследование, респондентами которого послужили студенты Приазовского государственного технического университета. В анкетировании приняли участие 100 человек, среди которых 50 девушек и 50 юношей. На предложенный в анкете перечень жизненных ценностей опрашиваемые могли выбрать ответ по степени значимости.
Исходя из полученных ответов, можно сказать, что у юношей и у девушек доминирующую позицию занимает блок витальных ценностей. У девушек первые три места занимают такие ценности, как «крепкая семья», «благополучие детей», «крепкое здоровье». А у юношей «крепкое здоровье» выходит на первую позицию, затем следует «крепкая семья» и « благополучие детей».
Стоит отметить, что в представлениях юношей образ социально успешного человека больше ассоциируется с материальным благосостоянием, чем у девушек, ведь у юношей, какая жизненная ценность, как «материальное благосостояние» занимает четвертую позицию по степени значимости.
Также интересным фактом является то, что у социально успешного человека, в представлениях девушек, должна быть интересная работа, поскольку эта жизненная ценность занимает четвертую позицию, из чего можно сделать вывод, что для девушек это значимый критерий. Но у юношей «интересная работа» занимает одиннадцатую позицию. Интересным моментом является то, что «материальное благосостояние» стоит на четвертом месте, а «интересная работа» на одиннадцатом, т.е. можно сделать вывод, что у социального успешного человека, в представлениях юношей, «интересная работа» слабо коррелирует с уровнем материального благосостояния. Это может быть обусловлено социально-экономическим фактором, который включает в себя материальное положение, социально-экономическую компетентность, и для украинского общества является особенно важным. Также ситуацию взаимосвязи «материального благосостояния» и «интересной работы» может объяснить фактор социально-культурных особенностей, поскольку он тесно взаимосвязан с социально-экономическим фактором. Именно эта связь определяет потенциал экономических знаний и формирование ценностей.
Следующим жизненно важным критерием, которым должен обладать социально успешный человек в представлениях девушек, является «повышение образовательного уровня» - 35%. У юношей ситуация с этим критерием сложилась иначе - только для шестой части юношей этот критерий важен.
Можно сказать, что сложившаяся ситуация обусловлена влиянием личностно-индивидуального фактора, у юношей и девушек разная внутренняя мотивация на социальную успешность, иное стремление к саморазвитию и самоидентификации, а также развитие ценностной сферы личности. Именно развитие ценностной сферы личности объясняет то, почему у юношей и у девушек можно наблюдать явные различия в количестве жизненных ценностей, которыми должен обладать социально успешный человек в их представлениях, а именно то, что у юношей более точное представление о социально успешном человеке, оно более рациональное, а у девушек представления довольно неопределенные, что выражается в выборе большого количества критериев, которыми должен обладать, в представлениях девушек, социально успешный человек. Такая жизненная ценность, как «общественное признание» и у юношей и у девушек занимает седьмую позицию.
Опираясь на результаты многочисленных опросов, можно прийти к выводу, что в 2012 году, также как и в 2003 и в 1994 году в «ценностной ментальности украинцев» доминируют витальные ценности, такие как: «крепкая семья», «крепкое здоровье», «благополучие детей», «материальное благосостояние» и «интересная работа». На втором месте социальные ценности.
Блок политико-гражданских ценностей, как и прежде, занимает последнее место. С наименьшими результатами по степени важности выступают: «возможность критики и демократического контроля решений властных структур».
В 2003 году было проведено исследование по выявлению динамики ценностных приоритетов среди украинцев. Проанализировав эти показатели мы видим явные изменения, которые произошли у украинцев за девять лет. Фактически неизменными по значимости остались «крепкая семья», «здоровье» и «благополучие детей». Но главной ценностью для современных украинцев является «крепкая семья», а в 2003 она заняла третью позицию по значимости. Также стоит сказать о степени значимость материального благосостояния. В 2003 году этот вопрос стоял немного острее, но в 2012году эта ценность занимает четвертую позицию. По результатам исследования А. А. Ручки[1], важным критерием в представлениях украинцев о социальной успешности является «создание равных возможностей для всех», но к 2012 году ситуация крайне изменилась. Современную украинскую молодёжь совсем не интересует эта ценность. Но опрашиваемая молодёжь отметила, как значимую ценность наличие интересной работы. Эта ценность занимает пятую позицию по значимости, что очень отличается от результатов исследования, проведенных в 2003 году. Здесь «интересная работа» находится на восьмой позиции. Стоит сказать, что современная украинская молодежь надеется только на себя и на свои силы, отдавая предпочтение работе, вместо существования равных возможностей в обществе для всех его членов. Современный человек берет на себя ответственность за свою жизнь, за уровень своей жизни и за степень своей социальной успешности. Это подтверждает влияние социально-культурного фактора, и говорит о культурном росте нации.
Исследование, проведенное в 2003 году, указывает на то, что общество более ориентировано на независимость, как на независимость страны, так и на личную независимость каждого человека. Но в 2012 году исследование не выявило наличие этого критерия, видимо молодежь не интересуют эти аспекты.
В представлениях украинской молодежи образца 2012 года социально успешный человек должен обращать особое внимание на повышение образовательного уровня, на расширение культурного кругозора, на возможность предпринимательской инициативы. Таким образом, современная украинская молодежь больше уделяет внимание расширению своих культурных представлений, своему личностному становлению в обществе, что подтверждает влияние социально-культурного фактора на представления современной украинской молодежи о социальной успешности.
Заключение:
В данной работе мы изучили понятия социальной успешности и жизненного успеха. Таким образом, социальная успешность предоставляет индивиду право действовать, это умение грамотно распоряжаться системой социальных правил и образцами социальных действий, это умение проявить свою успешность в действиях. В качестве условия развития социальной успешности необходимо создание ситуаций успешности. В качестве основных критериев развития социальной успешности могут выступать достижение социально одобряемых результатов, активность индивида (включая внешнюю и внутреннюю мотивацию), также в качестве дополнительного можно обозначить такой критерий как уровень притязаний. Стоит сказать о том, что значительную роль в формировании теоретико-методологической базы современных исследований феномена успеха принадлежит психологической науке, которая считается одной из первых наук, включивших в свое исследовательское поле «успех – неудача». Где внимание акцентируется на реальных умениях и навыках человека, которые требуются от него для достижения успешности, а так же представления человека о степени своей способности к выполнению задания. Основой для изучения феномена успеха в психологии является положение о том, что каждому человеку среди прочих потребностей присуща потребность в достижениях, побуждающая его стремиться к наилучшему выполнению деятельности.
В нашей работе внимание акцентируется на социальных аспектах, поскольку они имеют ведущее значение, выполняя основную регуляторную функцию жизнедеятельности личности и функционирования общества, они формируются для того, чтобы помочь преодолеть неопределенность через создание «групповой субъективной реальности» и уменьшить «некоммуникативное поле»,- область восприятия, не разделенную с другими. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе социализации индивид усваивает «картину мира» пользуясь вначале критериями оценок других людей (родителей, значимых других, референтных групп и т. д.). Таким образом, представления об успешном человеке в значительной степени детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе. Определённые социальные представления складываются столетиями, определяя в той или иной степени ментальность общества.
Мы рассмотрели объективные
и субъективные факторы
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха. Так же в ходе работы было выявлено, что Социальные представления об успехе имеют структуру, состоящую из элементов, которые можно именовать как “семейно-ролевая”, “социально-временная” и “социально-ролевая” ориентации.
В работе было рассмотрено влияние культурного фактора на представления о социальной сспешности. Культурные ценности в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. . Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Так же были рассмотрены социально-экономические факторы, поскольку они также оказывают большое влияние на фомирование представлений о социальной успешности. Поскольку материальная обеспеченность является главным критерием социальной успешности современного человека, стоит сказать о социально-экономических факторах влияющих на представления об успешности. Чем более эта сфера уязвима, тем более она ценится и расценивается как недостающая, тем самым на нее более повышен спрос, что и определяет наличие успешности. И не менне важный фактор по значимости, который влияет на представления о социальной успешности – это индивидуальный фактор. Можно сказать, что важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности или неуспешности. При анализе психологической природы успешности наибольшим потенциалом обладает подход, рассматривающий успешность как особую направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценностями, коммуникативными навыками, когнитивными способностями, умением контролировать эмоции. Также представления юношества о социальной успешности включают характеристики деятельности, поведения, переживаний человека с позиций, учитывающих их общественную и личностную (субъектную) оценку, что свидетельствует о высокой степени дифференцированное в выборе качеств.