Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:11, реферат
В современном мире стремительно происходят процессы преобразования традиционных общечеловеческих ценностей. Трансформация общественных институтов, характерных для советского мировоззрения в современные рыночные структуры, с присущими для них координатами ценностей, повлекла за собой изменение в общественном сознании. Эти изменения коснулись, прежде всего, ценностно-мотивационной сферы личности, тех критериев, которые служили ориентиром для выстраивания своего жизненного пути и обоснования целей и средств достижения социального успеха.
Нацеленность на успех,
стремление к достижению успеха в
различных сферах общественной жизни,
следование определенным стандартам успешности,
демонстрация символов социальной успешности
становится фактором в значительной
степени структурирующим
3. Факторы формирования представлений об успешности
Что же формирует доминирующее в обществе представление об успехе? Каковы механизмы принятия такой модели успеха на уровне индивидуального габитуса? Что можно считать эмпирическим референтом габитуально закрепленной модели успеха? Обратимся еще раз к представлению об истоках социальной аномии, которое предлагает Мертон. «Когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения цели успеха, и при этом социальная структура строго ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, — это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведения» [4] Как может работать эта общая идея, заключающаяся в несбалансированности культурного и социального в общесистемной конфигурации, в ситуации анализа конкретного общества? Каким образом в этой двухкомпонентной схеме может быть представлена культура и порождаемые ею модели успеха? Как приведенный выше отрывок из мертоновской статьи, так и устоявшаяся социологическая традиция, в качестве основного «культурного следа» в обществе предлагают выбирать задаваемые этой культурой жизненные ценности. И, соответственно, доминирующую модель успеха выводить из системы доминирующих ценностей.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи, в частности, о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно — образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно - образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, тендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха. Социальные представления об успехе имеют структуру, состоящую из элементов, которые можно именовать как “семейно-ролевая”, “социально-временная” и “социально-ролевая” ориентации. При этом, семейные отношения наиболее значимы в формировании социальных представлений об успехе и в складывании образцов успешного поведения. Образы родителей оказывают влияние на отношение к образу успешного человека. Идентификация с позитивно воспринимаемой и слабой родительской группой препятствует преодолению существующих социальных стереотипов в отношении к образу успешного человека и формированию адаптивной стратегии по отношению к успешности. Другими важными ориентациями для формирования образа успеха являются “социально-ролевая” и “социально-временная” ориентация. Представления об успехе как конвенциональном феномене, с одной стороны, связываются с людьми, занимающимися тем или иным видом профессиональной деятельности (политики, искусство, наука, спорт), с другой стороны фиксируют актуальное или перспективное отношение к ним. Существует связь индивидуальной успешности личности с различными способами преодоления представленного в обыденном сознании негативного эмоционального отношения к успешным людям, причем способы преодоления негативного отношения к образу успешного человека строятся либо на конфронтации с существующим у большинства мнением, что влечет за собой потерю социального статуса, либо за счет различных способов нейтрализации эмоционального отношения к успеху и привлечения дополнительных параметров оценки успешного человека.
4. Культура как фактор формирования представлений о социальной успешности.
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.
В повседневной житейской
практике человек сам определяет
для себя полезность или вредность
различных предметов и явлений
окружающего мира с точки зрения
добра и зла, истины и заблуждения,
справедливого и
Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются " социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. Вместе с формированием основных ценностей УК человека формируется система взглядов на социальную успешность и способы ее достижения.
Культурные ценности в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания[5]. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы. Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся.
Поскольку на культуру большое влияние оказывает религия, мы попытались дать некоторые концепции успеха и обозначили критерии успешного человека в буддизме и христианстве, как основных мировых философско-религиозных учениях, но и заметно отличающихся друг от друга в основных положениях.
Что касается язычества, что
оно выступает своего рода мифологическим
мировоззрением, поэтому в основе
этого древнего учения лежит усовершенствование
человека, как личности. Язычество
стремится усовершенствовать
Для буддистов существуют некоторые критерии, которые означают социальную успешность, позволяют влиться в социум и быть принятым им. Перечислим эти своего рода «требования»:
Говоря же о христианстве, нужно ссылаться на основные черты христианской религии: спиритуалистическое единобожие; понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);
Учение об абсолютной ценности
человеческой личности как бессмертного,
духовного существа, созданного Богом
по Своему образу и подобию, и учение
о равенстве всех людей в их
отношениях к Богу; учение об идеальном
назначении человека, заключающемся
в бесконечном, всестороннем, духовном
усовершенствовании; учение о полном
господстве духовного начала над
материей. Таким образом, христианство,
дуалистическое в метафизике (так
как оно принимает две
Христианин не должен бояться разграничений, стремясь к объединению на основе равенства людей; должен ограничивать свои желания до минимума, чтоб достичь свободы; помогать бедным ради всеобщей справедливости. Согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства[]5.
5.Социально-экономические факторы формирования представления о социальной успешности
Поскольку материальная обеспеченность
является главным критерием социальной
успешности современного человека, стоит
сказать о социально-
Взаимосвязь между социально-экономическими
условиями и естественным и механическим
движением населения очень