Социокультурные факторы формирования представлений о социальной успешности у современной украинской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

В современном мире стремительно происходят процессы преобразования традиционных общечеловеческих ценностей. Трансформация общественных институтов, характерных для советского мировоззрения в современные рыночные структуры, с присущими для них координатами ценностей, повлекла за собой изменение в общественном сознании. Эти изменения коснулись, прежде всего, ценностно-мотивационной сферы личности, тех критериев, которые служили ориентиром для выстраивания своего жизненного пути и обоснования целей и средств достижения социального успеха.

Работа содержит 1 файл

statya2_1.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в  различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация символов социальной успешности становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение  социальных субъектов. Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием  феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей  личности и детерминант социального  поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в  качестве одной из причин дезинтеграции  современного общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в  украинском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы  в целом и низкие темпы общественных преобразований. При этом большинство  из них сходится во мнении, что в  современном обществе господствует одна модель жизненного успеха, которую  можно условно обозначить как  денежная модель успеха, где главным  критерием успеха выступает его  денежное измерение, предлагаются одинаковые способы достижения и репрезентации  успешности без учета специфики  сфер общественной жизни, в которых  реализуют себя социальные субъекты.

 

3. Факторы формирования представлений об успешности

Что же формирует доминирующее в  обществе представление об успехе? Каковы механизмы принятия такой  модели успеха на уровне индивидуального  габитуса? Что можно считать эмпирическим референтом габитуально закрепленной модели успеха? Обратимся еще раз к представлению об истоках социальной аномии, которое предлагает Мертон. «Когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения цели успеха, и при этом социальная структура строго ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, — это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведения» [4] Как может работать эта общая идея, заключающаяся в несбалансированности культурного и социального в общесистемной конфигурации, в ситуации анализа конкретного общества? Каким образом в этой двухкомпонентной схеме может быть представлена культура и порождаемые ею модели успеха? Как приведенный выше отрывок из мертоновской статьи, так и устоявшаяся социологическая традиция, в качестве основного «культурного следа» в обществе предлагают выбирать задаваемые этой культурой жизненные ценности. И, соответственно, доминирующую модель успеха выводить из системы доминирующих ценностей.

К объективным факторам, влияющим на представления молодежи, в частности, о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно — образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно - образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, тендерные возможности.

К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном  успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у  представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления  молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха. Социальные представления  об успехе имеют структуру, состоящую  из элементов, которые можно именовать  как “семейно-ролевая”, “социально-временная” и “социально-ролевая” ориентации. При этом, семейные отношения наиболее значимы в формировании социальных представлений об успехе и в складывании  образцов успешного поведения. Образы родителей оказывают влияние на отношение к образу успешного человека. Идентификация с позитивно воспринимаемой и слабой родительской группой препятствует преодолению существующих социальных стереотипов в отношении к образу успешного человека и формированию адаптивной стратегии по отношению к успешности. Другими важными ориентациями для формирования образа успеха являются “социально-ролевая” и “социально-временная” ориентация. Представления об успехе как конвенциональном феномене, с одной стороны, связываются с людьми, занимающимися тем или иным видом профессиональной деятельности (политики, искусство, наука, спорт), с другой стороны фиксируют актуальное или перспективное отношение к ним. Существует связь индивидуальной успешности личности с различными способами преодоления представленного в обыденном сознании негативного эмоционального отношения к успешным людям, причем способы преодоления негативного отношения к образу успешного человека строятся либо на конфронтации с существующим у большинства мнением, что влечет за собой потерю социального статуса, либо за счет различных способов нейтрализации эмоционального отношения к успеху и привлечения дополнительных параметров оценки успешного человека.

 

4. Культура как фактор формирования представлений о социальной успешности.

Культура служит организации  жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и  с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание  людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

В повседневной житейской  практике человек сам определяет для себя полезность или вредность  различных предметов и явлений  окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в  человеческом сознании путем сравнения  разных явлений. Осмысливая мир, человек  решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а  что нет, что существенно, а что  несущественно, без чего он может  обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления  рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и  представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее  ценностное отношение человека к  миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют  для них определенный смысл и  значимость.

Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются " социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. Вместе с формированием основных ценностей УК человека формируется система взглядов на социальную успешность и способы ее достижения.

Культурные ценности в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания[5]. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы. Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся.

Поскольку на культуру большое  влияние оказывает религия, мы попытались дать некоторые концепции успеха и обозначили критерии успешного человека в буддизме и христианстве, как основных мировых философско-религиозных учениях, но и заметно отличающихся друг от друга в основных положениях.

Что касается язычества, что  оно выступает своего рода мифологическим мировоззрением, поэтому в основе этого древнего учения лежит усовершенствование человека, как личности. Язычество  стремится усовершенствовать человека именно в земном понимании, по сравнению  с буддизмом. И самым главным  фактором успешного человека с точки  зрения язычества можно обозначить то, что язычество оставляет за человеком свободу выбора, полная свобода - залог успешности.

Для буддистов существуют некоторые критерии, которые означают социальную успешность, позволяют влиться в социум и быть принятым им. Перечислим эти своего рода «требования»:

  1. Иметь свое дело, которое будет удовлетворять кармические процессы, а также приносить радость как себе так и окружающим;
  2. Безусловное стремление к абсолюту;
  3. Постоянное самовоспитание, принятие на себя ответственности за то, что происходит с тобой и во всем мире;
  4. Воспринимать человека, как высшую ценность, поскольку именно человек может обрести свободу от жизней и смертей.

Говоря же о христианстве, нужно ссылаться на основные черты  христианской религии: спиритуалистическое  единобожие; понятие о Боге как  абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом  по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу; учение об идеальном  назначении человека, заключающемся  в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании; учение о полном господстве духовного начала над  материей. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так  как оно принимает две инородные  субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю  в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.

Христианин не должен бояться  разграничений, стремясь к объединению  на основе равенства людей; должен ограничивать свои желания до минимума, чтоб достичь  свободы; помогать бедным ради всеобщей справедливости. Согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства[]5.

 

5.Социально-экономические факторы формирования представления о социальной успешности

Поскольку материальная обеспеченность является главным критерием социальной успешности современного человека, стоит  сказать о социально-экономических  факторах, влияющих на представления об успешности. Чем более эта сфера уязвима, тем более она ценится и расценивается как недостающая, тем самым на нее более повышен спрос, что и определяет наличие успешности.

Взаимосвязь между социально-экономическими условиями и естественным и механическим движением населения очень сложна и полностью не изучена. Кризисные  явления, возникшие в ходе трансформации  экономики, осложнили ситуацию на рынке  труда и привели к сокращению уровня занятости населения и  появлению безработицы, в том  числе скрытой. Резко возрос уровень  бедности. Ухудшилась структура потребления  семей за счет резкого повышения  доли затрат семейных бюджетов на удовлетворение простейших нужд, в первую очередь  на питание. В связи с этим «материальный  достаток» и «наличие хорошей  высокооплачиваемой работы» для  современного общества являются главными критериями успешности.

Информация о работе Социокультурные факторы формирования представлений о социальной успешности у современной украинской молодежи