Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:11, реферат
В современном мире стремительно происходят процессы преобразования традиционных общечеловеческих ценностей. Трансформация общественных институтов, характерных для советского мировоззрения в современные рыночные структуры, с присущими для них координатами ценностей, повлекла за собой изменение в общественном сознании. Эти изменения коснулись, прежде всего, ценностно-мотивационной сферы личности, тех критериев, которые служили ориентиром для выстраивания своего жизненного пути и обоснования целей и средств достижения социального успеха.
Социокультурные факторы формирования представлений о социальной успешности у современной украинской молодежи.
В современном мире стремительно происходят процессы преобразования традиционных общечеловеческих ценностей. Трансформация общественных институтов, характерных для советского мировоззрения в современные рыночные структуры, с присущими для них координатами ценностей, повлекла за собой изменение в общественном сознании. Эти изменения коснулись, прежде всего, ценностно-мотивационной сферы личности, тех критериев, которые служили ориентиром для выстраивания своего жизненного пути и обоснования целей и средств достижения социального успеха. Такие изменения, безусловно, являются неотъемлемой составляющей любой трансформации, и происходят закономерно. Однако, прогрессивное развитие общества возможно только при сформированных жизненных идеалах, разделяемых и одобряемых абсолютным большинством членов общества и не противоречащих общечеловеческим принципам.
Современное украинское общество находится в состоянии перехода к новой системе ценностей еще и в состоянии затяжной экономической рецессии, перемежающейся с перманентным обострением социально-экономических проблем, источником которых служат как собственные так и общемировые финансовые проблемы. В этих условиях именно молодое поколение испытывает на себе трудности становления собственных жизненных ценностей, испытывая на себе две противоречивые тенденции: с одной стороны, как дети «советских» родителей, с идеалами коллективизма и братства, с другой стороны – ценности индивидуализма и материального благосостояния. Эти две противоречивые тенденции и формируют у современного молодого жителя Украины тот круг ценностей, которым он руководствуется для определения для себя критериев социальной успешности и способов ее достижения.
Молодой возраст в целом
является периодом выстраивания внутренней
системы ценностей и
Важно не только изучать
закономерности этого процесса, но
выявлять возможности управлять
им с целью минимизации негативных
отклонений, где успешность видится
исключительно в
Представление об успешности формируется на протяжении всей жизни индивида. На ее формирование оказывает влияние множество факторов наиболее значимыми среди которых на наш взгляд, являются социокультурные, экономические и внутриличностные.
Цель исследования заключается в изучении социокультурных факторов формирования представлений о социальной успешности у современной украинской молодежи.
Объектом нашего исследования являются факторы формирования представлений современной молодежи о социальной успешности, предметом выступают социокультурные факторы, которые лежат в основе формирования представлений современной украинской молодежи о социальном успехе.
В задачи исследования входило изучение таких понятий, как «социализация», «успешность» и «социальная успешность». При успешной социализации, у индивида больше шансов достичь социальной успешности. Попытка рассмотреть факторы определяющие формирование критериев феномена социальной успешности у современной студенческой молодежи Мариуполя была обоснована потребностью в выявлении влияния социокультурных составляющих этого процесса.
1.Теоретико-методологические аспекты категории «социальный успех»
Социальная успешность: во-первых, это способность и осведомленность, дающие человеку право действовать; во-вторых, это высокий уровень его успешности в действиях; в-третьих, это умение индивида грамотно распоряжаться системой социальных правил и образцами социальных действий; в-четвертых, это его владение саморефлексией. В становлении социальной успешности важную роль играет сензитивность (чувствительность) индивида к тем или иным видам деятельности, то есть характерологическая особенность человека, проявляющаяся «в повышенной чувствительности, к происходящим с ним событиям». Эта чувствительность сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новой ситуации, людей и прочего .
В качестве условия развития социальной успешности необходимо создание ситуаций успешности. К ситуациям успешности можно отнести ситуации творческой деятельности и ситуации самопрезентации. Оптимальность ситуаций успешности должна осуществляться и, соответственно, оцениваться на основе определенных критериев. В качестве основных критериев развития социальной успешности могут выступать достижение социально одобряемых результатов, активность индивида (включая внешнюю и внутреннюю мотивацию), также в качестве дополнительного можно обозначить такой критерий как уровень притязаний. Достижение социально одобряемых результатов – это результат деятельности, соответствующий социальным нормам и правилам данного общества. Следующий критерий социальной успешности – активность, с точки зрения психологической характеристики рассматривается, как способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Низкий уровень активности интерпретируется как недостаточная мотивированность индивида на ту или иную форму деятельности, выражающаяся в пассивном поведении при ее организации. Усиление активности осуществляется на основе регуляции выполнения деятельности как внешней, так и внутренней. Внешняя регуляция понимается как воздействие на мотивацию личности со стороны других людей, либо каких-нибудь внешних раздражителей, а внутренняя или обозначаемая, как саморегуляция характеризуется сознательным изменением своего состояния, поддержание и усиление активности. Уровень притязаний (определенный, как третий критерий социальной успешности) в качестве психологического понятия ввел Ф.Хоппер. Под ним подразумевается «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» По Дж. Фрэнку под уровнем притязаний понимался «тот уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании». По мнению Ф. Робайе, при изучении уровня притязаний, в качестве важнейшего элемента сравнения необходимо учитывать семью. Оценивая, например, отношения «ребенок – родители», можно исследовать притязания детей, если им известны достижения старших. Э. Фромм, говоря о критериях успеха, определял некий рыночный тип человека, для которого принцип частной инициативы является главенствующим, определяет важность успеха в системе его жизненных ценностей. Успех для данного типа личности будет заключаться в умении выгодно «продать» себя обществу.
Несколько отличается позиция
А.Адлера, относительно детерминант
успеха, аспектом социальности личности.
По Адлеру люди – изначально социальные
существа. Они соотносят себя с
другими, участвуют в совместной
социальной деятельности, ставят общее
благо выше эгоистических интересов,
и стиль их жизни преимущественно
социален по своей ориентации. В
отличие от З.Фрейда, А.Адлер был
пионером эго-ориентированной
Значительную роль в формировании теоретико-методологической базы современных исследований феномена успеха принадлежит психологической науке, которая считается одной из первых наук, включивших в свое исследовательское поле «успех – неудача». В вероятности успеха или неудачи для человека необходимо выделять объективные и субъективные компоненты. Под объективным компонентом понимается наличие или отсутствие у человека реальных умений и навыков, требующихся для достижения успеха. Субъективный компонент – это представление человека о степени своей способности к выполнению задания, обеспечивающее мотивацию деятельности.
Основой для изучения феномена успеха в психологии является положение о том, что каждому человеку среди прочих потребностей присуща потребность в достижениях, побуждающая его стремиться к наилучшему выполнению деятельности.
В психологической теории личности и “метапсихологии” Фрейда нет явного обращения к внутренним детерминантам или внешним поведенческим проявлениям успеха.[2] В психоанализе - “успех” - это гомеостатическое равновесие в удовлетворении инстинктивных потребностей. Можно сказать, что здесь уместно воспользоваться понятием “идентификации” как бессознательного метода разрешения фрустрации и тревоги. В этом смысле “идентифицируясь”, человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Обычно избираются и инкорпорируются те черты, которые, как кажется, помогут достичь желанной цели. “Идентифицироваться можно с животными, воображаемыми персонажами, сообществами, абстрактными идеями и неживыми объектами - также, как с людьми”. Прослеживается две линии идентификации: “настоящее” - “прошлое” и “политика” - “искусство. По всей вероятности, именно этот аспект отождествления себя с добившимися успеха людьми, помогает снимать напряжение, вызываемое фрустрацией присвоения объекта-катексиса. [2]
Психологическое определение
успешности включает в себя: результат
достижения значимых целей; сам процесс,
стимул (способ) достижения; субъективную
удовлетворенность процессом и
результатами собственной жизнедеятельности,
т.е. переживание своей успешности.
Успешная деятельность тесно взаимосвязана
с тем состоянием, которое человек
испытывает, добиваясь успешного
результата. Так, например, американский
психолог М. Ксикзентмихали выявил признаки
субъективного состояния
2. Образ успешности
как результат социальных
По мнению С. Московичи, социальные представления имеют ведущее значение, выполняя основную регуляторную функцию жизнедеятельности личности и функционирования общества, они формируются для того, чтобы помочь преодолеть неопределенность через создание «групповой субъективной реальности» и уменьшить «некоммуникативное поле»,- область восприятия, не разделенную с другими[3]. Стереотипы обыденного сознания присваиваются индивидами через усвоение группового опыта, опору на общее мнение, что является непосредственным эффектом социализации. Социальные стереотипы наряду с такими феноменами, как проявление конформизма, групповой поляризации и др., позволяют индивиду приобрести проверенные и удобные механизмы объяснения мира вообще и отдельных событий в частности. Таким образом, в процессе социализации индивид усваивает «картину мира» пользуясь вначале критериями оценок других людей (родителей, значимых других, референтных групп и т. д.). Это позволяет сформировать систему социальных представлений личности, которые, несомненно, играют адаптивную роль в процессе развития и становления личности. При этом данные представления являются основной характеристикой и общественного и индивидуального сознания. Социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие, поскольку существующий в сознании индивида образ успешного человека, как некая «модель должного», оказывает влияние на поведение индивида, на построение жизненных стратегий, на профессиональное и личностное самоопределение, на выбор стиля и образа жизни и т.д.
Таким образом, представления
об успешном человеке в значительной
степени детерминируют выбор
основного направления
Изменение социально-экономической
ситуации опосредует трансформацию
представлений об успешности. В современных
исследованиях обыденного сознания,
социальных стереотипов и представлений
личности, обнаружен феномен
Отрицательная моральная
оценка успешного человека может
быть интерпретирована и с позиций
классического психоанализа 3. Фрейда.
Эмоциональная