Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия в социальном портрете молодежи в городах разного функционального типа.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1.Изучить молодёжь как особую социальную группу.
2.Провести социологический опрос путем анкетирования среди представителей молодежи разных возрастных категорий.
3.Составить социальный портрет молодёжи г. Ставрополя и г. Кисловодска.
4.Проанализировать полученные данные в соотношении с региональным особенностями.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Молодежь как особая социальная группа.
-Понятие «Молодежи» в России;
-Условия влияющие на электоральную активность молодежи……………….5
2.Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.
-Причины низкой электоральной активности…………………………………..9
3.Факторы повышения электоральной активности……………………………...13
4.Понятие политической власти, ее признаки и ресурсы………………………..14
5.Легитимность как характеристика политической власти……………………...15
6. Заключение……………………………………………………………………….18
7. Литература………………………………………………………………………..20
Достаточно часто понятие «власть» отождествляется с понятиями «сила», «господство», «авторитет», «право». Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет какого-либо единого, общепринятого определения политической власти. В современных концепциях власти главным является вопрос об источниках, или основаниях, власти. Можно выделить четыре основных подхода к решению этого вопроса:
1.Марксистская концепция определяет власть как организованное господство одного класса над другими общественными классами.
2. Элитарная концепция. Власть появляется в результате разделения общества на элиту и массы. Поэтому власть здесь представляет собой отношения между господствующим меньшинством и подчиненным большинством.
3.Структурно-организационная концепция власти. Политическая власть вторична по отношению к обществу в целом. Она лишь придает форму обществу, организуя его, его структурные элементы.
4.Поведенческая концепция власти. Власть появляется вследствие взаимодействия индивидов в процессе их политического поведения. Сама власть и стремление к ней — это доминирующая черта человеческой психики.
Политическая власть — это понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Когда мы говорим о политической власти, то прежде всего понимаем, что это власть над людьми, способ реализации общих интересов и достижения общих целей.
Кроме того, политическая власть обладает рядом признаков:
1.Власть —
компонент общественной
2. Политическая
власть как общественные
3.Власть — это возможность, поэтому ее нельзя присвоить. Захватив власть, передать ее из одних рук в другие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определенную совокупность средств или право навязывать свою волю другим.
4.Политическая
власть и ее осуществление
содержат ' печать волевого действия.
Поэтому при анализе
5.Политическая власть связана с принуждением, однако ее нельзя с ним отождествлять. Политическая власть предполагает сознательное, добровольное участие масс в принятии аполитичных решений.
6.Политическая
власть существует и
В свете современных российских событий больший интерес представляет региональная власть. Политическая периферия всегда связана с политическим центром. Прежде всего эта связь идет по линии таких процессов и событий, которые являются политическими. В политических системах недемократического типа местные организации и учреждения центральной власти являются основными элементами региональной политической жизни. Любые проявления самостоятельности местного населения получают политическое звучание лишь в том случае, если они соприкасаются с местными органами власти. В демократических системах открытого типа, где достаточно широк диапазон гражданских прав и свобод, региональное политическое пространство оказывается колеблющимся, местное население имеет возможность для проявления самостоятельности. Например, если мы имеем дело с регионом, где наиболее остро стоит проблема преступности, то она приобретает политический характер, учитывается в политической программе регионального развития.
Политическая власть способна проявляться в таких формах, как господство, руководство, управление, контроль. Любая из этих форм власти служит для защиты и реализации интересов большинства населения страны. Основными функциями политической власти являются:
— обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
— поддержание целостности и единства общества;
— управление общественной жизнью людей, поддержание общественного порядка.
Современная политология выделяет еще одну функцию политической власти — управление социальными, экономическими и политическими конфликтами.
Политическая власть предстает как совокупность механизмов и средств, способов, определяющих воздействие политических субъектов на поведение социальных общностей людей, организаций с целью управления, согласования, подчинения интересов всех членов общества всеобщей политической воле через убеждение и принуждение.
Убеждение и принуждение как средство политической власти в реальной политике выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство. В зависимости оттого, к чему прибегают в государстве чаще — к убеждению или принуждению, — можно выделить тоталитарную, авторитарную, демократическую, политические власти, которые основываются на отношениях зависимости или независимости политических субъектов.
Политическая практика базируется на таких принципах политической системы, как всеобщность, управляемость, легитимность, многоуровневость.
Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти. По отношению к государству можно выделить политико-государственную и политико-негосударственную власти. При этом последняя будет основываться на власти политических партий, общественно-политических организаций, местного самоуправления.
Эффективность политической власти зависит от качественности власти как на федеральном, региональном, так и на местном уровне. Российский парламент на данном этапе является говорильней, он пока не стал центром высшего законодательного и представительного органа государства. В России до сих пор нет согласия относительно курса проводимых реформ законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Судебную власть центром государственного властвования считать рано, так как до господства власти права в России еще далеко. Вместе с тем в России продолжаются реформы, целью которых является преодоление затяжного кризиса.В настоящее время сложилась безрадостная картина электоральной реактивности и безынициативности. Особенно в среде молодых людей. Это происходит в связи с тремя основными негативными факторами, выявленными нами в процессе опросов населения:
- Правовой нигилизм,
- Недоверие к власти,
- Негативная социальная адаптация.
Для преодоления этих трех негативных факторов, следует сделать следующее: выявить универсальные ценности, которые будут присущи молодому поколению, изложить данные ценности доступным для молодого поколения языком, без излишнего утрирования, создать коммуникации, через которые наладить связь между молодежью и органами власти, через которые распространить данные цели в среде молодежи.
По моему мнению на данный момент следует уделять внимание правовому образованию, активизации личностного потенциала учащейся молодежи и расширению возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных, делают жизнь молодежи политически - обособленной:
отсутствие патриотизма, преследование в сферах деятельности собственных целей. Процесс повышения электоральной активности молодежи - процесс сложный и длительный. Говоря о причинах низкого процента голосующих среди молодых избирателей, можно выделять много факторов, способствующих этому, но все же, я думаю, что доминирующим остается положение России -ежегодные кризисные состояния экономики, которые подрывают авторитет государства в глазах порастающего поколения, вызывают неуверенность в будущем, лишают возможности действенно участвовать в политической жизни страны.
Создания единой
молодежной программы, дать почувствовать
молодым людям себя реальными участниками
политической жизни страны, воспитание
активной позиции у молодых, чтобы их выбор
стал осознанным
6. Ветюнтев Ю.Ю, Широков А.С, Трифонов А.С
(обзор всероссийской
научно
- теоретической конференции) Правовая
культура в России на
рубеже
столетий /Ю.Ю Ветюнтев, А.С Широков, А.С
Трифонов//
Государство
и право. - 2001. - №10. - С. 106 - 109.
7. Галушко В.Ф. Базовые комиссии и правовое
воспитание молодежи/В.Ф
Галушко//
Журнал о выборах. - 2006. - №1. - С.26 - 28.
8. Ивойлов И.В. Управление правовой
18 августа
2008
Статья эта посвящена проблемам современной
молодежи, проблемам фактической невозможности
социализации этой молодежи в условиях
того, что социальная структура современного
российского общества и законы по которым
живёт это общество - прямо противоречат
её основным социальным потребностям:
самореализация, экономическое благополучие,
семья. Начнём с того как формировались
структура и законы современного общества.
Когда в конце 80-х молодые
люди лицезрели с экранов телевизоров
прожектор
перестройки и длинные монологи Горбачева
о самоокупаемости и кооперативах,
забавные внешне перепалки Сахарова
в Верховном Совете, слушали песни
Гребенщикова, Цоя, Шевщука и Бутусова,
сталкивались с продовольственным
дефицитом – у молодежи в процессе социализации
вырабатывалось специфическое
сознание времен конца перестройки.
Основными социальными ценностями
становились понятие свободы от государства,
стремление добиться
материального благополучия, правовой
нигилизм. Тепличные условия застойного
детства с другой стороны не позволили
выработаться у поколения перестройки
защитных механизмов – все хотели свободы,
экономического благополучия, но
никто не понимал, как?, и ничего не боялся.
Это поколение было в целом
аполитично, занято своим благополучием
и безразлично к проблемам государства
и общества. Политика – поколение перестройки
не интересовала. Те из этого
поколения, кто успел и выжил, неплохо
пристроились, образовав существующий
сейчас класс капиталистов от олигархов
до предпринимателей средней руки,
который неплохо инкорпорировался к
началу 2000-х и поделил между собой
экономику и власть в стране. Часть этого
поколения уже через бизнес в период
президентства Путина пришла в политику,
образовав костяк сегодняшней
правящей партии «Единая Россия» - став
чиновниками. Самая младшая часть
поколения перестройки не успев вступить
в самостоятельную жизнь не успела
урвать практически ничего и была, также
как представители старших поколений
с их «устаревшими ценностями», фактическим
статистом происходящего в стране
дележа остатков государства – эта часть
дала начало многочисленной группе
клерков, оттесненных от управления
финансовыми потоками, но исправно их
обслуживающими. В начале 2008 г. на одном
из круглых столов посвященных
проблемам молодежи Сергей Марков, являющийся
одним из идеологов партии
«Единая Россия», заявил участникам,
что в начале 90-х его поколение
захватило власть в стране. Впрочем,
затем он очень быстро покинул
мероприятие и избежал необходимости
давать ответ, кто же несёт
ответственность за глобальное крушение
государственности, экономический хаос
и демографический коллапс 90-х.
К концу 90-х хаос зашел настолько далеко,
что поколение 90-х стало терять
власть. Старшие поколения требовали
возврата к старому государству – «Назад
в СССР», к тому времени верхушка правящего
возрастного «класса» уже
сформировала и оформила свои финансовые
капиталы, осознала свой политический
интерес – а именно возможность утери
финансовой и политической власти с
последующей перспективой понести ответственность
за содеянное в стране по
полной. Новая власть - олигархи проявили
политическую волю: так на свет
появилась партия «Единая Россия» и
никому до этого не известный полковник
КГБ – Владимир Путин в качестве президента.
Поскольку ситуация выходила
из-под контроля, то играть в демократию
было уже смертельно опасно,
остановились на схеме КПСС, соответственно
отказавшись от попыток
копирования западных демократий. На
этом этапе власти очень помогли
фактическое сотрудничество КПРФ и ЛДПР,
которые фактически согласились
играть роль системной оппозиции. С Жириновским
всё понятно, он и его партия
возникли в результате развала СССР
и являлись частью новой политической
системы, этой частью они и
остаются сейчас. Непонятна позиция Зюганова
и его
окружения. КПРФ в конце 90-х электорально
преобладала над властью, это
преобладание обеспечила политическая
программа реставрации СССР. Однако в
результате либо отсутствия политической
воли, либо других непонятных
причин – верхушка КПРФ отказалась от
упавшей ей прямо под ноги власти
утеревшись ролью системной оппозиции
и сменив программные установки на
декларацию государственного патриотизма.
Последовавшие за этим перехват
«Единой Россией» и президентом Путином
патриотической риторики, глобальное
удорожание газа и нефти позволили власти
стабилизироваться и
структурироваться. В жертву собственному
инстинкту самосохранения олигархи
принесли власть, которой пришлось поделиться
с чиновниками, которые в
большинстве своём были рекрутированы
из той же возрастной группы, что и сами
олигархи. А самое главное властью пришлось
поделиться с приглашенным
менеджментом новой политической структуры
– силовиками, офицерами бывшего
КГБ и МВД. Не все признали новую систему,
но их быстро поставили на место.
Где сейчас Гусинский, Березовский, Ходорковский
и многие другие? С усилением
чиновничества и силовиков и в условиях
отсутствия контроля последними была
перехвачена политическая и экономическая
власть в стране – власть приобрела
чёткую клановую структуру. Кланы формировались
по нескольким принципам:
семейному, местечковому, общности коррупционного
ресурса и т.д. Страна
испытала и испытывает фактический полный
передел: бандиты были вытеснены из
экономики, экономика сначала была монополизирована
бизнес структурами,
наиболее тесно сотрудничавшими с правящими
кланами чиновников и силовиков, а
затем начался процесс вытеснения из
неё самих этих структур и
перераспределение их собственности
в полугосударственные холдинги,
контролируемые чиновничьими кланами.
Кланы окончательно стали закрытыми. Бум
цен на нефть сделал этот процесс для
взаимоотношения между кланами
относительно безболезненным. Вместе
с описанным процессом изменялось и само
поколение перестройки.
Новыми ценностями его стали – круговая
порука,
стремление взять под контроль все финансовые
потоки, получение безраздельной
власти в государстве - внешними проявлениями
стали изменения в избирательном
и карательном законодательстве, открытое
без всякого стеснения применение
административного ресурса. Возрастным
изменением стало достижение самыми
младшими членами сорокалетнего порога
возраста, то есть поколение
перестройки перестало быть молодым.
К сорокалетнему порогу подходит и та
её
часть, которая дала начало «классу»
клерков. Вместе с поколением перестройки
из политики ушла лояльность молодежи
к власти. Почему?
Да потому, что закрытая, клановая структура
российской власти, полное
отсутствие на фоне всеохватывающей
коррупции экономических механизмов
саморегулировки общества не оставляет
новой молодежи никакой стабильной
социальной ниши в российском обществе.
Поколению, находящемуся у власти, нет
дела до проблем: материального и социального
благополучия новой молодежи.
Привыкшие пилить и контролировать никогда
не поделятся с остальными
коррупционным ресурсом, отсутствие
реальной экономики в стране не дает
возможности реализоваться молодежи
и в этой сфере. Ярким симптомом
социального конфликта являются попытки
власти создавать проправительственные
молодежные организации. Налицо осознание
политическим руководством угрозы со
стороны молодежи. Однако власть совершила
стратегическую ошибку. Она ничего
не в состоянии дать молодежи для удовлетворения
её социальных и насущных
потребностей, как не заигрывай конфликт
экономических интересов неизбежен.
Непонятно, зачем тогда помогать молодежи
политически самоорганизовываться,
да ещё на идеях государственного патриотизма,
которые власть не в состоянии
подкрепить экономической базой. Сейчас
во многих регионах всё чаще возникают
конфликты, между пока ещё лояльными
власти молодежными организациями и
местными чиновничьими кланами. Недавно
власть затеяла очередной громкий и
пустой пиар проект по искоренению коррупции
и тут же на этой почве возникло
несколько конфликтов, когда молодежь
справедливо обвинила власти на местах
в
этой самой коррупции.
В конце немного об оппозиции. Очевидно,
что существующая в стране власть
обречена, прежде всего экономически.
В условиях отсутствия экономических
механизмов саморегулирования общества
и пестрой клановой системы построения
у власти не могут эффективно работать
механизмы внутреннего самосохранения.
В России ни кто ни за что не отвечает,
но зато все кто может контролирует и
пилит, как только пропадет коррупционный
ресурс – высокие цены на
продаваемое сырьё на первые роли выйдут
экономическая неэффективность и
экономические конфликты между кланами,
ни кто не будет уже заботится о
целостности государства и власти, не
будет об этом заботится и остальной
народ, возникнет ситуация подобная
1991 году – кланы будут делить власть и
территорию. Современная молодежь, однако,
сильно отличается от поколения
перестройки. Она социально ущемлена,
налицо явный экономический конфликт
интересов с существующей властью и
ей есть, что терять с распадом
государства. Современное государство
не дает ей возможности
самореализоваться. Молодежь не организована,
понятия не имеет о способах
собственной социальной защиты, чтобы
её организовать, информировать и
обучить оппозиция должна целенаправленно
приложить усилия. Однако судя по
всему современная системная оппозиция
«достойна» существующей в стране
власти и представляет из себя такие
же замкнутые узко-корпорированные группы
в которых нет места энергии, творчеству
и абсолютизму молодежи.
Алексей Неживой
Лаборатория_Политических_и_
http://polit-labs.narod.ru mailto:polit-labs@narod.ru
Информация о работе Социальный портрет молодежи в городах разного функционального типа