Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия в социальном портрете молодежи в городах разного функционального типа.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1.Изучить молодёжь как особую социальную группу.
2.Провести социологический опрос путем анкетирования среди представителей молодежи разных возрастных категорий.
3.Составить социальный портрет молодёжи г. Ставрополя и г. Кисловодска.
4.Проанализировать полученные данные в соотношении с региональным особенностями.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Молодежь как особая социальная группа.
-Понятие «Молодежи» в России;
-Условия влияющие на электоральную активность молодежи……………….5
2.Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.
-Причины низкой электоральной активности…………………………………..9
3.Факторы повышения электоральной активности……………………………...13
4.Понятие политической власти, ее признаки и ресурсы………………………..14
5.Легитимность как характеристика политической власти……………………...15
6. Заключение……………………………………………………………………….18
7. Литература………………………………………………………………………..20
Введение ………………………………………………………
1.Молодежь как особая социальная группа.
-Понятие «Молодежи» в России;
-Условия
влияющие на электоральную активность
молодежи……………….5
2.Формы и методы
привлечения молодежи к участию в выборах.
-Причины низкой электоральной активности…………………………………..9
3.Факторы повышения электоральной активности……………………………...13
4.Понятие политической
власти, ее признаки и ресурсы………………………..14
5.Легитимность
как характеристика политической власти……………………...15
6. Заключение……………………………………………………
7. Литература……………………………………………………
В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Обеспечивают смену правящих элит. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.
Выборы должны опираться на основополагающие начала избирательного права, основными принципами которого являются - всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. Избирательное право регулирует вопросы кто может избираться, кто избирает, порядок голосования, подведение итогов выборов.
Одной из актуальнейших
российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.
Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит
именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь».
Вопросами, рассматриваемыми в данной работе, будут являться:
- причины снижение электоральной активности молодежи,
- формы и методы повышения электоральной активности молодежи,
- механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс.
Переход к рыночной экономике вызвал значительные
изменения социального положения различных
групп населения, в том числе и таких которые
традиционно считались носителями передовых
идей. Одно из главных мест в новых условиях
принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные
ориентиры во многом определяет будущее
общества. Именно поэтому в своей работе
мы бы хотели осветить наиболее острую
проблему современного общества, проблему
социального развития молодежи нашего
региона.
« Эх, не то нынче поколение… »- эта фраза
кочует из эпохи в эпоху. Люди , которые
только вчера безрассудствовали, не обращая
внимания на принятые нормы, остепенившись,
с укоризной смотрят на подрастающую молодежь.
«Мы были другие», - слышится из их уст.
И вот с этим не поспоришь. Главным отличием
нового поколения от старого является
как раз то, что оно другое. Так было во
все времена, но сегодня это особенно актуально.
На смену старой формации пришла новая,
а вместе с ней и новое поколение со своим
особым взглядом на мир. Так какое оно,
это поколение, помимо того, что просто
другое? – озадачились мы вопросом.
Несомненно, на образ и менталитет всего
населения, и молодежи, как особой социальной
группы оказывает территория. Ареал проживания,
особенности ЭГП региона по отношению
как ко всей стране, так и к административному
центру районов, откладывает отпечатки
на жизненные ценности и стереотипы молодого
поколения. Функциональная направленность
городов, как оказывается, так же меняет
палитру социального образа молодежи.
Поэтому в своем исследовании мы рассмотрели
молодое поколение городов разных функциональных
типов: Кисловодска и Ставрополя.
Объектом исследования является: жизненная
среда и социальные проблемы молодежи.
Предмет исследования : современный социальный
портрет молодежи в городах разных функциональных
типов на примере городов Ставрополя и
Кисловодска.
Цель исследования: выявить различия в
социальном портрете молодежи в городах
разного функционального типа.
Достижение поставленной цели потребовало
решения следующих задач:
1.Изучить молодёжь как особую социальную
группу.
2.Провести социологический опрос путем
анкетирования среди представителей молодежи
разных возрастных категорий.
3.Составить социальный портрет молодёжи
г. Ставрополя и г. Кисловодска.
4.Проанализировать полученные данные
в соотношении с региональным особенностями.
1.Молодёжь как особая социальная группа.
В социологическом
плане выделяют две стороны влияния общественного
прогресса как объективного фактора на
тенденции социального развития молодёжи.
С одной стороны, изменяющиеся объективные
и субъективные условия макросреды опосредуют
особенности включения молодёжи в социальную
структуру общества, что сказывается как
на формировании социального облика молодого
поколения, так и на степени развитости
самой социальной структуры. С другой
стороны, факторы общественного прогресса,
отображаясь в сознании молодых людей,
влияют на их потребности, интересы, ценностные
ориентации в их поведенческих программах,
что, в конечном счете, также отражается
на социальном облике молодёжи. [5]
Молодёжь характеризуется теми общественными
отношениями и общественными формами,
которые определяют её как самостоятельную
социально- демографическую группу. Молодёжь
имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде
всего из самой её объективной сущности.
Социальные особенности молодёжи определяются
специфической позицией, которую она занимает
в процессе воспроизводства социальной
структуры, а также способностью не только
наследовать, но и преобразовывать сложившиеся
общественные отношения. Противоречия,
возникающие внутри этого процесса, лежат
в основе целого комплекса специфических
молодёжных проблем.
Молодёжь как формирующийся субъект общественного
производства характеризуется также особенным
содержанием личностной, предметной и
процессуальной сторон конкретно- исторического
бытия. Подобное проявление социального
качества молодёжи связано со спецификой
её социального положения и определяется
закономерностями процесса социализации
в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей
определяют особенности молодёжного сознания,
диалектическое единство структурных
элементов которого и образует побудительно-
мотивационные сущности силы молодёжи.
Внутри этого единства возникает многообразие
противоречивых детерминаций, опосредующих
специфику их отношений к окружающей действительности
и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального
качества молодёжи в процессе развития
переходят одно в другое, взаимно дополняют
друг друга, обусловливая её социальную
сущность, которая реализуется посредством
деятельности.
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи,
необходимо представить себе, что же такое
молодёжь, чем она отличается от других
общественных групп. Именно поэтому первая
глава посвящена анализу индивидуально-личностных
особенностей, свойственных молодому
возрасту, и закономерностей усвоения
норм, ценностей, установок, присущих обществу,
различным организованным и неорганизованным
группам, оказывающим воздействие на личность.
В отечественном обществознании долгое
время молодёжь не рассматривалась как
самостоятельная социально-демографическая
группа. Выделение такой группы не укладывалось
в существовавшие представления о классовой
структуре общества, и противоречила официальной
идеологической доктрине о его социально-политическом
единстве.
Одно из первых определений понятия “молодёжь”
было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь
- поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте
уже усвоивших, образовательные, профессиональные,
культурные и другие социальные функции;
в зависимости от конкретных исторических
условий возрастные критерии молодёжи
могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее
более полное определение было дано И.С.
Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
тем и другим социально-психологических
свойств. Молодость как определённая фаза,
этап жизненного цикла биологически универсальна,
но её конкретные возрастные рамки, связанный
с ней социальный статус и социально- психологические
особенности имеют социально- историческую
природу и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу
закономерностей социализации”.
Сегодня учёные
определяют молодёжь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
теми или другими социально-психологическими
свойствами, которые определяются уровнем
социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе.[2]
Молодость-это путь в будущее, который
выбирает сам человек. Выбор будущего,
его планирование- это характерная черта
молодого возраста; он не был бы таким
притягательным, если бы человек заранее
знал, что с ним будет завтра, через месяц,
через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется
как период формирования устойчивой системы
ценностей, становление самосознания
и формирования социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает
особой восприимчивостью, способностью
перерабатывать и усваивать огромный
поток информации. В этот период развиваются
критичность мышления, стремление дать
собственную оценку разным явлениям, поиск
аргументации, оригинального мышления.
Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются
некоторые установки и стереотипы, свойственные
предшествующему поколению. Это связано
с тем, что период активной деятельности
сталкивается у молодого человека с ограниченным
характером практической, созидательной
деятельности, неполной включённости
молодого человека в систему общественных
отношений. Отсюда в поведении молодёжи
удивительное сочетание противоречивых
качеств и черт: стремление к идентификации
и обособление, конформизм и негативизм,
подражание и отрицание общепринятых
норм, стремление к общению и уход, отрешённость
от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость
молодёжного сознания оказывают влияние
на многие формы поведения и деятельности
личность. Молодёжное сознание определяется
рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился
и удлинился сам процесс социализации,
и соответственно другими стали критерии
её социальной зрелости. Они определяются
не только вступлением в самостоятельную
трудовую жизнь, но и завершением образования,
получением профессии, реальными политическими
и гражданскими правами, материальной
независимостью от родителей. Действие
данных факторов неодновременно и неоднозначно
в разных социальных группах, поэтому
усвоение молодым человеком системы социальных
ролей взрослых оказывается противоречивым.
Он может быть ответственным и серьёзным
в одной сфере и чувствовать себя как подросток
в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости
молодёжи происходит под влиянием многих
относительно самостоятельных факторов:
семьи, школы, трудового коллектива, средств
массовой информации, молодёжных организаций
и стихийных групп. Эта множественность
институтов и механизмов социализации
не представляет собой жёсткой иерархической
системы, каждый из них выполняет свои
специфические функции в развитии личности.[7]
Молодость - пора, когда каждый должен
сам определить свою судьбу, найти единственно
верный, ведущий к успеху жизненный путь,
который позволит максимально реализовать
свои способности и дарования. Это период,
сопряжённый с мучительно трудным процессом
самопознания, обретения собственного
“Я”. Человеку нужно определить границы
своих реальных возможностей, понять,
на что он способен, утвердить себя в обществе.
С другой стороны, в это же время ему необходимо
сформировать максимально достоверное
представление о окружающим мире, систематизировать
ценностные ориентации, политические,
нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого человека перед
необходимостью принятия ряда важнейших
решений в условиях дефицита жизненного
опыта.[16]
Молодежь — это особая социально-демографическая
группа, переживающая период становления
социальной зрелости, положение которой
определено социально-экономическим состоянием
общества.
Нижняя возрастная граница определяется,
что с 14 лет наступает физическая зрелость
и человек может заниматься трудовой деятельностью
(период выбора учиться или работать).
Верхняя граница определяется достижением
экономической самостоятельности, профессиональной
и личной стабильности ( создание семьи,
рождение детей).
В этот период человек
проживает важный этап семейной и
внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления
личности, обучения, усвоения ценностей,
норм, установок образцов поведения, принятых
в данном обществе. У молодежи есть особые
черты, которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
Молодежь составляет 41% населения России
в трудоспособном возрасте. В народном
хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей.
Однако доля молодежи среди занятых в
народном хозяйстве постоянно снижается,
особенно среди рабочих промышленности,
строительства и транспорта. В связи со
структурными изменениями, происходящими
в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной
сфере. А это требует внесения изменений
в структуре ее трудовой подготовки и
переподготовки. Численность молодежи
на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет
лишь около 9% сельского населения России.
Границы молодежного возраста подвижны.
Они зависят от социально-экономического
развития общества, достигнутого уровня
благосостояния и культуры, условий жизни
людей. Воздействие этих факторов реально
проявляется в продолжительности жизни
людей, расширении границ молодежного
возраста от 14 до 30 лет.
Нетрудно
заметить, что по своим жизненным целям
оба поколения во многом схожи, с той только
разницей, что в силу возраста старшим
многого достичь уже удалось, а молодежи
это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое
поколение гораздо выше, чем старшее поколение,
оценивает свои возможности в том, чтобы
создать прочную, счастливую семью, получить
хорошее образование и престижную работу,
побывать в разных странах мира, основать
свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает
большее влияние на эти различия: меньший
социальный опыт и более выраженный жизненный
оптимизм молодых людей или их уверенность
в том, что в новых социально-экономических
и политических условиях им будет легче,
чем их родителям, добиться желаемых результатов?
Скорее всего, имеет место и то, и другое.
Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной”
и “неблагополучной” молодежи представления
о своих достижениях и будущих возможностях
существенно расходятся. Достаточно сказать,
что среди “благополучных” считают, что
они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают,
что добьются этого. В то же время среди
“неблагополучных” число тех, кто насчитывает
разбогатеть, всего 25,7%, а большинство
(52,3%) уверено, что они никогда не смогут
стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные
(22,0%) считают, что богатство им не нужно.
А может ли что-то помешать молодым людям
в реализации их жизненных планов? И вообще,
опасается ли чего-либо нынешняя молодежь
в своей жизни? Как вытекает из данных,
представленных в таблице №4, больше всего
молодежь боится сегодня остаться без
материальных средств существования,
опасается разгула преступности, боится
остаться без друзей, потерять работу
и диктатуры власти, которая может привести
к ограничению свободы её действий.
Переходя к вопросу о ценностных ориентациях,
к их межпоколенческому сопоставлению,
следует сразу подчеркнуть выявленную
преемственность ценностных систем поколений
“отцов” и “детей”. Хотя, разумеется,
в них существуют и определенные различия,
вытекающие из характера нынешних социально-экономических
условий.[20]
Однако убеждение молодых россиян в том,
что бедность — справедливый удел тех,
кто не обеспечил свое материальное благополучие,
отнюдь не является проявлением их жестокости
или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением
более глубокого порядка — сломом коллективистско-
Информация о работе Социальный портрет молодежи в городах разного функционального типа