Социальный портрет молодежи в городах разного функционального типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить различия в социальном портрете молодежи в городах разного функционального типа.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1.Изучить молодёжь как особую социальную группу.
2.Провести социологический опрос путем анкетирования среди представителей молодежи разных возрастных категорий.
3.Составить социальный портрет молодёжи г. Ставрополя и г. Кисловодска.
4.Проанализировать полученные данные в соотношении с региональным особенностями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3


1.Молодежь как особая социальная группа.


-Понятие «Молодежи» в России;



-Условия влияющие на электоральную активность молодежи……………….5


2.Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.

-Причины низкой электоральной активности…………………………………..9

3.Факторы повышения электоральной активности……………………………...13

4.Понятие политической власти, ее признаки и ресурсы………………………..14


5.Легитимность как характеристика политической власти……………………...15


6. Заключение……………………………………………………………………….18


7. Литература………………………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

молодеж и власть.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

           2. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.

Выделяются две  формы привлечения молодежи к  участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью  таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы и т. п., то есть, мы имеем дело с письменными либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях и т. д.

Повышение общей  культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение  и правовой культуры. Но что же может  узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах.

Основными формами  привлечения молодежи к участию  в выборах являются:

1.Семья. Необходимо  проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Существует большая вероятность того, что если родители участвуют в выборах и проявляют активную гражданскую позицию, то и дети тоже будут участвовать в выборах.

2.Школы и высшие  учебные заведения. Необходимо  создавать школьные кружки. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности. Создание дискуссионных клубов, землячества для развития политической и правовой культуры.

3.Волонтерские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различного рода общественных проектах.

4.СМИ. Значительная  часть информации о выборах  молодое поколение получает через   СМИ,   поэтому   необходимо   просматривать   и   обсуждать

проблемы    государственного    устройства,    систему    выборов,     права    и обязанности граждан и т.д.

5.Партии и  общественные движения. Наибольшее  внимание уделяют проблемам молодежи, создание молодежных организаций,  что является весомым фактором  вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Результаты опроса, проводимого среди студентов 3-4 курса  техникума показали, что существующие на сегодняшний день политические партии достаточно известны среди молодежи. Всего лишь 0,5% заявили, что не знают  никаких партий, ЛДПР 16,1 %, Яблоко 16%, Единая Россия 14,3% , КПРФ 14,2%, СПС 10,5%. Лидирующее место отдано ЛДПР. На вопрос кого они считают выдающимся политиком: Путин В.В.16,9%, Жириновский В.В. 14,5%). Остальные политики не выделяются из общей массы.

                     Причины низкой электоральной активности.

В настоящее  время многие обсуждают проблему снижения активности избирателей на выборах, усматривают в этом выражение  недоверия населения ко всему, что  связано с понятием «власть».

Одну из важнейших  причин, следует искать в государственной молодежной политике. Было бы неверным утверждение о том, что государство полностью отвернулось от молодежных проблем. Была принята Федеральная целевая программа "Молодежь России. В дальнейшем эта программа была скорректирована под цели и задачи государственной молодежной политики с приданием ей также статуса президентской программы.

Принципиальное  изменение отношения молодежи к  политике, к институту выборов  возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником и субъектом трансформационных процессов в нашей стране. А это возможно лишь тогда, когда государство реально, а не формально сделает приоритетной молодежную политику, доступным получение образования, открытие своего дела, реализацию приобретенных

профессиональных навыков за достойную плату, создание семьи, приобретение жилья, медицинское обеспечение, решит другие социальные вопросы и т.д. Это означает, что необходима очень серьезная коррекция государственной молодежной политики в целом. 

Доверие, как  известно, является фундаментальным фактором политического поведения. Это относится и к межличностному доверию, и к доверию политическим институтам. Социологическое исследование показало, что 54 процента молодых избирателей никому не доверяют или же доверяют только отдельным близким людям. Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, политической нечистоплотностью, нечестностью и непорядочностью перестали быть сенсациями и вплелись в естественную ткань обыденной коммуникации, резко противопоставившей власть обществу, власть молодежи. Поэтому в молодежной среде доминируют установки, что "политика - это грязное дело" (выразили согласие 65% респондентов), "главное в нашей жизни - это друзья" (62%), "сегодня главное в жизни - это деньги" (54%). На вопрос о доверии к власти и ее институтам: 28,7%) результаты выборов известны, 50% верят, что все по-честному, 21,3% выборы - способ волеизъявления молодежи. Отвечая на вопрос «Как вы думаете могут ли предстоящие выборы в ГД изменить вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей к лучшему»

-    затрудняюсь ответить 34,7%

-не верят,  что выборы в ГД смогут изменить  ситуацию к лучшему 44% -да смогут 21,3%. 

В целом на нормативном  уровне молодежь понимает, что выборы - это необходимый механизм законной смены власти (20%), выборы помогают отстоять интересы народа (10%), что выборы - это способ возможного влияния на политический курс, проводимый правительством (9%»). Однако некоторые придерживаются другого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни простых людей, выборы - 

это способ обмануть избирателей. Вместе с тем следует  обратить внимание и на другой, особый аспект этой проблемы. Анализ результатов  исследований показал, что у большинства молодежи отсутствует четкое понимание (знание) структур и функций институтов исполнительной, законодательной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных (гражданского общества) и политических институтов.    

 Задача состоит в том, чтобы разработкой и реализацией действенной системы мер (правовых, экономических, организационных) успеть переломить реальными     делами     политико-психологическое     противостояние     власти подавляющей части молодежного электората.     Молодежь волнует кризис духовности, падение уровня культуры в молодежной среде, нравственная деградация общества в целом. Она остро реагирует на проявление социальной несправедливости и ощущает себя на историческом перепутье. Молодые люди считают,   что   в   настоящее   время   нравственному   воспитанию   молодежи уделяется очень   мало   внимания,   что   необходимо   возращение системной воспитательной   работы,   в   том   числе   по   проблемам   граждановедения. Исследование   выявило,   что   молодежь   готова   использовать   весь арсенал средств защиты своих интересов. Имеется еще один негативный фактор, снижающий    электоральную    активность    молодежи,    который    отмечали практически все эксперты, - это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих   выборов.   В   результате   в   сознании   молодежи   возникает негативная эмоция, что "тебя использовали".  

Таким образом, низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый -отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй -использование    молодежи    в    электоральном    процессе    более    сильными

социальными группами как средства достижения своих групповых  целей. Государство не способствует включению молодежи в социально-политические институты через школы и СМИ, а неопытная молодежь легко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков. В результате молодежь чувствует себя обманутой и повторять свой опыт политической участия особого желания не испытывает.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

3. Факторы повышения электоральной активности.

В основной своей  массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось  на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального. За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.      

  Во-первых приоритетность государственной молодежной политики.

Это принцип  долгосрочного инвестирования в  молодежную политику в целом и  в первую очередь в ее социальную составляющую. Это означает, что  государство в полной мере должно выполнять свои регулятивные и социализационные функции по отношению к молодежи как социальной группе, которая в ближайшей перспективе объективно должна стать главной социальной опорой становящейся демократической политической системы страны. Повышение электоральной активности молодежи, как показывают результаты проведенного исследования, во многом будут зависеть от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать

реальные условия  для активного, субъектного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны.

Но долгосрочное инвестирование в молодежную политику - это не только финансовые вливания в нее. Это и формирование идеалов, ее нравственных принципов и установок, на базе которых происходит становление ее гражданских качеств, проявляется сущность ее отношения к политике, формам политического участия. Принцип долгосрочности инвестирования в молодежную политику предполагает, что получение желаемого результата в этой сфере, как показывает мировая практика, можно ожидать в границах жизни одного поколения.

Во- вторых необходимость  учета последствий  процесса социального  расслоения в молодежной среде при формировании государственной  молодежной политики. Это означает, что через систему государственного регулирования необходимо создавать более или менее равные стартовые возможности для представителей различных групп российской молодежи. При этом важно учитывать и региональные аспекты этой проблемы.

На электоральную  активность российской молодежи уже  сейчас серьезно влияет процесс социального  расслоения. Доступность получения  образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально  значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.

Но проблема в том, что государству необходимо привлечь внимание общества к молодежи, найти пути и способы включения  самой молодежи в решение собственных  проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Включение молодежи в решение собственных проблем - это стратегический путь политической социализации

молодежи, поскольку  только на этом пути она осознает необходимость  своих представителей в органах власти и свое влияние на политику.

Нужно показать молодежи, что государственное устроительство необходимо, прежде всего, для нее  молодежи, что это "наше" государство, защищающее и отстаивающее "наши" интересы на всех уровнях, что необходимы специальные программы органов власти, повышающие доверие населения. Особую роль здесь должны играть средства массовой информации, предоставляя молодежи каналы для выражения своих интересов и прививая культурные формы этого выражения.

  4.Понятие политической власти, ее признаки и ресурсы

Политическая  власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование силы принуждения, нравственное влияние, опору на традиции и чувства. Человек на протяжении всей истории пытался сделать общество более организованным и рациональным.

Макиавелли рассматривает  власть как реальную способность правительства повелевать подданными. При этом целью политики является усиление власти любыми средствами. Орудием власти выступает право. Однако Власть опирается не только на законы, но и на армию. Недалека власть от насилия и у М. Вебера. Власть он понимает как отношение господства людей над людьми, основывающееся на оправданном насилии.

Информация о работе Социальный портрет молодежи в городах разного функционального типа