Социальный патронат детей нуждающихся в защите государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.

Содержание

Введение 3
Виды социального патроната 7
Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации 12
Практика применения социального патроната
в Мурманской области 14
Этапы социального патроната на примере города Ижевска 16
Заключение 23

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

и) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые  временно неспособны заботиться о них  из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения  к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;

к) консультирование по социально-правовым вопросам.

Реализация выше изложенных видов социального патроната  на практике позволит уменьшить количество случаев изъятия детей из семьи и утраты ими родительского попечения и, как следствие, преобразовать организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.

Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной

ситуации.

Алгоритм работы уполномоченной организации по работе с семьей, где находится ребенок (дети), нуждающиеся в помощи государства:

Работа проводится по запросу органов опеки, попечительства и патронажа

1. Приглашение.

Специалисты уполномоченной организации по социальному патронату могут участвовать в работе КДН - уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа.

2. Сообщение.

Запрос от лица руководителя уполномоченного  органа в сфере опеки, попечительства и патронажа.

3. Вступительный этап.

Назначение ответственного социального  педагога. Получение информации о  «случае». Подготовка к выходу в  семью (в недельный срок). При подготовке - юридическая консультация в случае необходимости, консультация с психологом отдела.

4. Первичное обследование.

Выход социального педагога и психолога  по месту проживания семьи, знакомство с семьей. Первичная диагностика, выявление проблем и потребностей. Сбор информации о семье (соседи, участковый, поликлиника, школа и т. п.). Оценка безопасности нахождения ребенка в семье, оценка риска угрозы жестокого или ненадлежащего обращения с ребенком.

5. Заключение по итогам первичного обследования.

Анализ информации, полученной в  результате проделанной работы. Составление  заключения и рекомендаций по работе с семьей, направление информации в уполномоченный орган в сфере  опеки, попечительства и патронажа. Завершение работы, либо заключение трехстороннего договора о социальном патронате семьи.

6. Работа по договору о социальном  патронате.

Разработка и утверждение коррекционного плана работы с семьей.

Оценка ресурсов семьи  и привлечение семьи к принятию ответственности за сложившуюся ситуацию, партнерскому сотрудничеству. Работа с семейным ресурсом, социальной сетью, оказание социально-правовой и психологической помощи, реабилитация членов семьи, коррекция детско-родительских отношений, консультирование по вопросам воспитания детей, особенностей детского возраста.

Определение сроков работы с семьей.

Информирование уполномоченного  органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о содержании коррекционного плана работы с семьей.

7. Заключение по итогам работы.

7.1. Принятие решения о закрытии «случая». Мониторинг семейных изменений, возникших в ходе работы. Подведение итогов

(повторная развернутая  диагностика). Оценка стабильности  достигнутых изменений.

Закрытие «случая» по истечении срока работы, либо пролонгация  работы с семьей.

7.2. Информирование уполномоченного  органа в сфере опеки, попечительства  и патронажа о результатах  проведенной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практика применения социального патроната

в Мурманской области.

Одной из важнейших задач  защиты прав детей в Мурманской области является сохранение ребенку кровной семьи. Закон Мурманской области от 29.05.2006 года № 759-01-ЗМО «О патронате» установил инновационную форму работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

При установлении социального  патроната семье оказывается необходимая социальная, психологическая, консультативная и иная помощь для ликвидации трудной жизненной ситуации, а также меры социальной поддержки и социальной адаптации ребенка, проживающего в кровной семье. За лицом, осуществляющим социальный патронат, может быть закреплено не более десяти детей, в 2012 году выплаты на одного ребенка составляют 886,64 руб.

В 2009 году социальным патронатом было охвачено 110 детей, в 2010 году – 223, в 2011 году – 388, а за восемь месяцев 2012 года – 219. Таким образом, все время применения данного вида профилактической работы более 900 детей остались проживать в родных семьях.

Мероприятия, реализуемые  в Мурманской области по профилактике социального сиротства, в том  числе социальный патронат, способствуют уменьшению числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно динамика снижения числа выявленных детей составляет – 7.5 %.

В СМИ размещается  информация для граждан о данном виде профилактической работы с целью  привлечения лиц, желающих помагать семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Третий год подряд вопросы защиты прав детей, в том  числе в части профилактики социального  сиротства, а также проявлений жестокости и насилия по отношению к детям освещаются на телеканале «Арктик-ТВ» в телепередаче «Облака».

В настоящее время  социальный патронат применяется в 11 из 17 органов местного самоуправления регона, что составляет 65%. Специалисты  органов опеки и попечительства, использующие данную форму профилактической работы, отмечают положительные результаты и эффективность данного метода работы. Семья получает адресную, конкретную помощь с учетом необходимых потребностей конкретного ребенка и его семьи, кроме того такой вид помощи создает условия, позволяющие трудоспособным гражданам собственными силами поддерживать свое благосостояние.

Наибольшее затруднение  в данном направлении работы вызывает получение  согласия родителей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, на сопровождение семьи, а также  подбор для этой семьи лица, осуществляющего  социальный патронат, так как члены семьи должны доверять этому человеку.

После подготовительной работы и получения согласия заинтересованных сторон, заключается трехсторонний  договор между органом опеки  и попечительства, родителем и  лицом, осуществляющим социальный патронат при этом устанавливается длительность такого сопровождения. Опыт работы Мурманской области показывает, что в основном социальный патронат устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Лицо, осуществляющее социальный патронат, и органы опеки и попечительства составляют план индивидуально-профилактической работы с семьей, включающий мероприятия, которые необходимо провести, а также срок реализации. Специалистами опеки отслеживается исполнение плана работы с семьей, своевременно вносятся коррективы.

В Мурманской области  планируется использование социального  патроната в целях профилактики социального сиротства во всех органах  местного самоуправления.

 

  1. Этапы социального патроната на примере города Ижевска.

Предлагаемая методика разработана специалистами МУ «Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска», опираясь на президентскую программу «Дети России», федеральную целевую программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и на собственный опыт работы с неблагополучными семьями, в соответствии с ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В своей работе Центр  использует методику «Социального патронажа  семьи в системе социального  обслуживания». Соединив теорию с практикой работы с неблагополучными семьями, нами были получены положительные результаты в работе. Сделан вывод, что социальная и психологическая службы работая вместе, способны существенно изменить ситуацию в семье в лучшую сторону.

Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку.

1 этап

Социальный патронаж.

Основные шаги этого  этапа:

1. Сбор информации  о семье от других субъектов  (например, дети посещают ДОУ или  ОУ наблюдаются в поликлинике).

2. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.

3. Установка договорных  отношений с семьей.

Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной  семьей. Специалисту по социальной работе  приходится осуществлять интервенцию.

Цель интервенции войти  в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.

У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?

Идти в семью нужно  с добрыми намерениями, не обучать  с порога, не обличать, помнить, что  для семьи - это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства).

 Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:

- трудоустройство;

- долги за жилье;

- психологические проблемы;

- материальные проблемы;

- проблема зависимости  от алкоголя;

- заболевание детей.

Нащупав мотивацию, можно  перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное  время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются  кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).

     Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.

Следует учитывать такой  феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может  появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.

2 этап

Диагностика или анализ проблем.

Основные шаги этого  этапа:

1. Классификация проблем каждой семьи.

2. Работа Патронатного  совета.

По актам обследования проводится классификация проблем  семьи с учетом фактора, к какой  группе риска относится семья  с целью выработки необходимой  реабилитационной программы.

- Первую группу образуют семьи с социально-демографическими проблемами:

     * многодетные,

     * неполные,

     * с приемными,  опекаемыми детьми,

     * с недееспособными  родителями (детьми),

    * с низким  социально-экономическим укладом  жизни (малообеспеченные,   безработные, бедные, неимущие).

- Ко второй группе  относятся семьи с социально-психологическими  проблемами: испытывающие психологические  и социальные кризисы, трудности  в межличностных отношениях, в  которых нарушаются права членов, не способных постоять за себя, применяется физическое и психическое насилие.

Информация о работе Социальный патронат детей нуждающихся в защите государства