Социальный патронат детей нуждающихся в защите государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.

Содержание

Введение 3
Виды социального патроната 7
Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации 12
Практика применения социального патроната
в Мурманской области 14
Этапы социального патроната на примере города Ижевска 16
Заключение 23

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

          Введение                                                                                                        3

  1. Виды социального патроната                                                                      7
  2. Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной

ситуации                                                                                                       12

  1. Практика применения социального патроната

в Мурманской области                                                                               14

  1. Этапы социального патроната на примере города Ижевска                  16

Заключение                                                                                                  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.

 Неблагополучная семья  – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху, при этом очень часто страдают от этого дети.

Процесс, взросления ребенка, является одним из наиболее динамичных факторов семейного развития: меняются его потребности, возможности, вместе с этим изменяется роль ребенка в семье, что влечет за собой необходимость перестройки всей сложившейся в семье системы отношений. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно. Особенно ярко это проявляется, когда ребенок достигает подросткового возраста. Проблемное поведение подростка в этом контексте, служит для семьи сигналом о необходимости изменения. В большинстве случаев, семье общими усилиями удается построить новые отношения, восстановить равновесие. В некоторых случаях родители обращаются за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, но в большинстве предпочитают «закрыться».

В результате значительная категория детей, находящихся в семье, но нуждающихся в профилактической помощи с целью сохранения ребенку его родителе (родителя), остается без необходимой поддержки государства, вследствие чего увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

В то же время, как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, других стран (Великобритании, Финляндии, Италии и других), при своевременной организации профилактической и реабилитационной работы с семьей и оказаний родителям квалифицированной комплексной помощи, изъятия ребенка из семьи и лишения родительских прав можно избежать.

В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации введена новая форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, в лице уполномоченных организаций - социальный патронат.

В своем первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным.

В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль  за тем, как эти процессы протекают.

Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время  и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:

- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное  отсутствие) связей с социумом;

- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;

- стремительное вхождение  или реальная угроза попадания  в маргинальную группу (например, где имеется угроза жизни детей,  алкоголизм родителей).   Поэтому часто приходится вмешиваться в ситуацию без запроса самой семьи.

Цель патроната состоит  в том, чтобы организовать и реализовать  сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для  необходимых преобразований в семье.

Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ, ДП, ОДН, ОПЕКИ и др.)

Уполномоченные организации решают вопросы о виде и характере помощи семье. Работа такой Команды дает высокую эффективность и положительные результаты.

Социальный патронат носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронатных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Социальный патронат семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социального  патроната – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронате специалисты различного профиля.

Задачи социального  патроната: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.

Специфика патроната как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Виды социального патроната.

Многочисленные проблемы семьи требуют использования  и сочетания разных видов патроната:

1. Социально-бытовые услуги

1.1 Социально-бытовые  услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:

а) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:

1) восстановление утраченных  контактов и связей с семьей, внутри семьи;

2) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;

3) содействие детям  (при необходимости) в получении  временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также  в профессиональной ориентации и получении специальности;

4) привлечение детей  к деятельности разнообразных  видов в учреждении и за  его пределами;

б) содействие в обучении детей по школьной программе или  по программам дошкольного образования;

в) формирование у детей  навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;

г) обучение детей правильному  поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;

д) подготовка к самостоятельной  семейной жизни;

е) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;

2. Социально-медицинские  услуги

2.1 Социально-медицинские  услуги детям всех групп предоставляют  в следующих объемах и формах:

а) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;

б) санитарно-просветительская работа;

в) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;

г) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;

д) подготовка детей к  сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое  и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;

3. Социально-психологические услуги

3.1 Социально-психологические  услуги детям всех групп предоставляют  в следующих объемах и формах:

а) распространение среди  детей общих начальных психологических  знаний;

б) психологическая коррекция, направленная на преодоление или  ослабление искажений в психическом развитии детей;

в) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений  детей с близкими и другими  значимыми для них людьми, по возможным  путям решения стоящих перед  ними проблем;

г) экстренная психологическая помощь детям по телефону;

д) психологическая и  психотерапевтическая помощь детям  по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического  стресса;

4. Социально-педагогические  услуги

4.1 Социально-педагогические  услуги детям всех групп предоставляют  в следующих объемах и формах:

а) педагогическая помощь детям в социальной адаптации  к изменяющимся социально-экономическим  условиям жизни;

б) содействие в организации  обучения, определение оптимальной формы обучения;

в) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения  и другим формам общественной жизнедеятельности;

г) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;

д) оказание педагогической помощи для восстановления статуса  в коллективе сверстников, по месту  учебы или работы;

е) коррекция педагогической запущенности детей;

ж) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;

з) содействие в организации  профобучения детей;

и) консультирование детей  по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;

5. Социально-экономические  услуги

5.1 Социально-экономические  услуги детям всех групп предоставляют  в следующих объемах и формах:

а) содействие в оказании материальной помощи;

б) содействие в предоставлении временного помещения для проживания;

в) содействие в организации  летнего отдыха и оздоровления;

г) консультирование по вопросам самообеспечения;

6. Социально-правовые  услуги

6.1 Социально-правовые  услуги детям всех групп предоставляют  в следующих объемах и формах:

а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной  и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

б) оказание помощи в составлении  и подаче жалоб на неправомерные  действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;

в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей  на воспитание и заботу о них, в  том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;

г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;

д) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;

е) содействие в получении  бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

ж) оказание юридической  помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к  детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;

з) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);

Информация о работе Социальный патронат детей нуждающихся в защите государства