Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 11:45, контрольная работа
Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.
Введение 3
Виды социального патроната 7
Алгоритм работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной
ситуации 12
Практика применения социального патроната
в Мурманской области 14
Этапы социального патроната на примере города Ижевска 16
Заключение 23
Содержание
Введение
ситуации
в Мурманской области
Заключение
Введение
Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.
Неблагополучная семья
– это не только семья,
Процесс, взросления ребенка, является одним из наиболее динамичных факторов семейного развития: меняются его потребности, возможности, вместе с этим изменяется роль ребенка в семье, что влечет за собой необходимость перестройки всей сложившейся в семье системы отношений. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно. Особенно ярко это проявляется, когда ребенок достигает подросткового возраста. Проблемное поведение подростка в этом контексте, служит для семьи сигналом о необходимости изменения. В большинстве случаев, семье общими усилиями удается построить новые отношения, восстановить равновесие. В некоторых случаях родители обращаются за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, но в большинстве предпочитают «закрыться».
В результате значительная категория детей, находящихся в семье, но нуждающихся в профилактической помощи с целью сохранения ребенку его родителе (родителя), остается без необходимой поддержки государства, вследствие чего увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
В то же время, как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, других стран (Великобритании, Финляндии, Италии и других), при своевременной организации профилактической и реабилитационной работы с семьей и оказаний родителям квалифицированной комплексной помощи, изъятия ребенка из семьи и лишения родительских прав можно избежать.
В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации введена новая форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, в лице уполномоченных организаций - социальный патронат.
В своем первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным.
В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.
Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
- социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
- отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
- стремительное вхождение
или реальная угроза попадания
в маргинальную группу (например,
где имеется угроза жизни
Цель патроната состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.
Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ, ДП, ОДН, ОПЕКИ и др.)
Уполномоченные организации решают вопросы о виде и характере помощи семье. Работа такой Команды дает высокую эффективность и положительные результаты.
Социальный патронат носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронатных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.
Социальный патронат семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.
Основная цель социального патроната – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронате специалисты различного профиля.
Задачи социального патроната: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.
Специфика патроната как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).
Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патроната:
1. Социально-бытовые услуги
1.1 Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
2) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
3) содействие детям
(при необходимости) в
4) привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его пределами;
б) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
в) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
г) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
д) подготовка к самостоятельной семейной жизни;
е) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
2. Социально-медицинские услуги
2.1 Социально-медицинские
услуги детям всех групп
а) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
б) санитарно-просветительская работа;
в) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;
г) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
д) подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа;
3. Социально-психологические услуги
3.1 Социально-психологические
услуги детям всех групп
а) распространение среди
детей общих начальных
б) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
в) психологическое
г) экстренная психологическая помощь детям по телефону;
д) психологическая и
психотерапевтическая помощь детям
по снятию стрессового состояния, вызванного
сложившейся жизненной
4. Социально-педагогические услуги
4.1 Социально-педагогические
услуги детям всех групп
а) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
б) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
в) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
г) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
д) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
е) коррекция педагогической запущенности детей;
ж) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
з) содействие в организации профобучения детей;
и) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
5. Социально-экономические услуги
5.1 Социально-экономические
услуги детям всех групп
а) содействие в оказании материальной помощи;
б) содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
в) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления;
г) консультирование по вопросам самообеспечения;
6. Социально-правовые услуги
6.1 Социально-правовые
услуги детям всех групп
а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
д) обеспечение
е) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
ж) оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
з) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
Информация о работе Социальный патронат детей нуждающихся в защите государства