Социальный пакет как форма реализации социальных гарантий работающим

Автор: Виктория Замула, 31 Октября 2010 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Виды социального пакета

Содержание

Введение
1. Что такое социальный пакет?
2. Виды социального пакета.
3. Формирование социального пакета.
4. Социальный пакет как благо для работодателя.
5. Статистические данные.
6. Социальные гарантии ОАО «РЖД».
7. Социальные гарантии ОАО «РЖД» для молодёж
8. Социальные гарантии ОАО «РЖД» для пенсионеров
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

- оплата обучения;

- предоставление ссуд и кредитов
- подарки на различные праздники
- частичная или полная оплата отпуска;  
- предоставление жилья
- предоставление автомобиля
- оплата бензина - это элементарная экономия на служебном транспорте. Проще каждому сотруднику выплатить 500 рублей на бензин, чем содержать парк автомашин для использования в рабочее время; 
- корпоративные мероприятия
- оплачиваемый иностранный языки и т.д.
 

В свою очередь «частный» соцпакет с  точки зрения функций, выполняемых  социальным пакетом, можно разделить на компенсационный и мотивационный.

К компенсационному социальному пакету относятся меры, которые предпринимает работодатель, для возврата личных средств работника, затрачиваемых им во время исполнения должностных обязанностей. Это, например, такие возвратные выплаты, как оплата мобильной связи, компенсация бензина и амортизации при использовании личного автомобиля, оплата/покупка жилья для работника, место работы которого находится в другом населенном пункте, возврат части или 100% затрат на обучение и т. д. -  в зависимости от уровня компании.

Теперь мы добрались до самого интересного – мотивационный пакет. По сути, это то, что и является конкурирующим фактором среди разнообразных предложений о работе. Это все дополнительные блага, которые работодатель предоставляет сотрудникам по своей инициативе и за свой счет. Сюда можно отнести и медицинскую страховку, и корпоративный транспорт, и обучение сотрудников.

Мотивационный пакет в свою очередь разделяют ещё на три блока: забота о здоровье, развитие корпоративной культуры, отдых и развлечение.

К заботе о здоровье сотрудников, безусловно, можно отнести медицинскую страховку. Тут хочется отметить, что, в зависимости от возможностей компании, данная услуга может предоставляться только сотруднику или сотруднику и членам его семьи. Также программы могут отличаться по насыщенности услуг и стоимости.

Предложения, направленные на развитие корпоративной культуры, чаще всего подразумевают под собой наличие системы премий, выделение и награждение сотрудников ценными подарками, присвоение разнообразных грейдов и воздание почестей. Данные меры способствуют росту производительности труда сотрудников и поддерживают здоровый интерес к труду. Достаточно крупные компании предлагают сотрудникам пенсионное обеспечение, что располагает сотрудников к долгосрочному сотрудничеству работника и работодателя.

Организация отдыха и досуга сотрудников помогает убить сразу двух зайцев: сплачивает коллектив и помогает восполнить силы сотрудников после периода плодотворной работы. Очевидно, что к этому блоку можно отнести корпоративные мероприятия, походы в театр или кино, пикники и экскурсии.

Обучение  за счет работодателя тоже принимает  разные формы. Скажем, это может быть предоставление беспроцентного кредита  на обучение, частичная оплата обучения, оплата семинаров и курсов.

Также социальный пакет подразделяют на соцпакеты  для отдельных категорий работников: для руководящего состава и для основного штата сотрудников.

В зависимости  от стадии жизненного цикла организации  социальный пакет бывает: 
- на стадии формирования; 
- на стадии развития; 
- на стадии зрелости; 
- на стадии упадка.
 
 

 

3. Формирование социального  пакета.

Подходы к формированию социального пакета: 
1. Первый подход предполагает четкую структуру льгот; 
2. Второй подход определяется индивидуальным отношением; 
3. Третий подход – по итогам аттестации. 
 
Формирование социального пакета  и размер отчислений на социальный пакет определяет руководство фирмы и на его решение влияют следующие факторы: 
1. Прибыль организации; 
2. Размеры организации; 
3. Отраслевая принадлежность;  
4. Текучесть кадров; 
5. Развитость социальной и кадровой политики и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социальный пакет  как благо для  работодателя.

Преимущества  социального пакета для работодателей:  
- Экономическая выгода; 
- Повышение мотивации персонала; 
- Улучшение имиджа компании; 
- Возможность удержания высококвалифицированных специалистов; 
- Повышение работоспособности и самоотдачи работников; 
- Профилактика серьезных заболеваний и сезонных эпидемий на производстве;  
- Лояльность клиентов; 
- Гарантия стабильности для сотрудников; 
- Сплоченность коллектива, улучшение микроклимата в коллективе; 
- Развитие корпоративной культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Статистические данные.

Итак, если компании хотят привлечь в штат хороших  специалистов, придется подумать всерьез о дополнительных льготах. Вопреки существующему мнению о том, что большинство граждан предпочитают делать выбор при трудоустройстве в пользу высокой зарплаты, а не компенсационного пакета, 72 процента россиян считают наличие соцпакета важным плюсом при трудоустройстве, и лишь 21 процент не обращает на него внимания. Ничего не знают о соцпакете или не определились, нужен он или нет, всего 7 процентов (по результатам исследования ROMIR Monitoring, проведенного в 2008 году).

Чаще  всего на социальный пакет обращают внимание женщины, квалифицированные  специалисты с высшим образованием, россияне со средним доходом от 10000 до 25000 рублей и люди в возрасте 25 - 34 лет. Среди тех, кто безразлично  относится к соцпакету, преобладают россияне старше 45 лет и руководители высшего звена. Каждый второй генеральный директор (президент) компании заявил, что в нем не нуждается.

В 2008 году эксперты PricewaterhouseCoopers сравнили соцпакеты  отечественных фирм и дочерних предприятий  западных компаний в России. Выяснилось, что по некоторым показателям наблюдается ощутимая разница. Так, жизнь персонала страхуют 70 процентов западных работодателей и только 17 процентов российских. Предоставляют дотации на питание 74 процента иностранных и лишь 36 процентов российских организаций. Около 30 процентов иностранных компаний выдают ссуды, оплачивают занятия спортом, предоставляют пенсионные планы.

На сегодняшний  день, по данным ROMIR Monitoring, имеют социальный пакет около 67 процентов российских работников. Большинство из них проживает в Центральном федеральном округе. Лишены дополнительных благ 28 процентов наших соотечественников, а 5 процентов вообще не смогли ответить, имеют ли они соцпакет. 
 
 
 

 
 

6. Социальные гарантии  ОАО «РЖД»

Социальная ответственность является одной из основных составляющих деятельности ОАО "РЖД". Процесс содействия развитию общества в социальной сфере обозначен как важнейшая стратегическая задача Компании, а масштаб деятельности и статус государственной корпорации накладывает на Компанию целый ряд обязательств, от выполнения которых во многом зависит благополучие значительной части российского общества.

На основе принципов социального партнерства  в ОАО "РЖД" создан реально работающий механизм по урегулированию коллективных и индивидуальных трудовых споров в трудовых коллективах, обеспечению их стабильной работы и социальной защиты работников и ветеранов Компании.

Компания  стремится к формированию дифференцированных компенсационных пакетов для  каждого из уровней управления, включающих в себя различные социальные услуги (медицинскую страховку, оплату проезда и др.). Продвижение по карьерной лестнице внутри Компании сопровождается увеличением компенсационного пакета.

В целом  за 2008 год расходы железных дорог  на обеспечение социальных гарантий, закрепленных в коллективном договоре, с учетом затрат на оздоровление в домах отдыха и санаториях, медицинское обслуживание, обеспечение бытовым топливом и др., в среднем на одного работника составили 32 тыс. рублей, а для неработающего пенсионера - 6,6 тыс. рублей.

Основными составляющими социального пакета для работников Компании являются:

- добровольное  медицинское страхование. Обеспечение медицинской помощью работников и членов их семей (муж, жена, дети в возрасте до 18 лет и дети, обучающиеся очно в высших и средних специальных учебных заведениях до достижения ими возраста 24 лет, родители - при условии, если они являются инвалидами или неработающими пенсионерами), а также неработающих пенсионеров в негосударственных учреждениях здравоохранения Компании;

- бесплатный  проезд железнодорожным транспортом  по разовому билету в купейном  вагоне пассажирского поезда  и по годовому билету в пригородном  сообщении на суммарное расстояние  двух направлений до 200 км;

- корпоративная  поддержка работников, строящих (приобретающих) жилье в собственность и состоящих по месту работы на учете для ее оказания (субсидии, займы, кредиты, ипотека и др.);

- компенсация  затрат на приобретение бытового  топлива нуждающимся в нем  работникам. Также в 2008 г. через благотворительный фонд "Почет" произведены выплаты в объеме 271,6 млн. рублей для 55 тыс. пенсионеров, состоящих на учете по обеспечению углем для бытовых нужд;

- материальная  помощь работникам при уходе  в ежегодный оплачиваемый отпуск;

- полная  или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санатории, профилактории и другие санаторно–курортные учреждения ОАО "РЖД";

- полная  или частичная компенсация стоимости  путевок на отдых и оздоровление  детей работников;

- страхование детей работников от несчастных случаев на время их пребывания в детских оздоровительных лагерях;

- единовременное  пособие одному из родителей  при рождении ребенка в размере  двух минимальных размеров оплаты  труда в Российской Федерации  на каждого новорожденного (сверх установленного законодательством Российской Федерации);

- ежемесячное  пособие работникам, находящимся  в отпуске по уходу за ребенком  до достижения им трехлетнего  возраста, равное минимальному размеру  оплаты труда в Российской  Федерации. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка;

- негосударственное  пенсионное обеспечение работников  через НПФ "Благосостояние" (а также ежемесячная материальную помощь неработающим пенсионерам, не имеющим права на негосударственное пенсионное обеспечение, через благотворительный фонд "Почет"). По состоянию на 1 января 2009 г. через пенсионный фонд "Благосостояние" получают корпоративную пенсию более 170 тыс. неработающих пенсионеров. В 2008 году такую пенсию оформили более 25,8 тыс. работников, и ее средний размер составил свыше 2,7 тыс. рублей. 
Более 500 тыс. пенсионеров получают выплаты через благотворительный фонд "Почет". В соответствии с распоряжением ОАО РЖД" №1658р от 4.08.08 произведено увеличение социальных выплат для неработающих пенсионеров ОАО "РЖД".;

- единовременное  поощрение за добросовестный  труд при увольнении работника  впервые из ОАО "РЖД" в  связи с уходом на пенсию  независимо от возраста, в том  числе по инвалидности I и II группы;

- единовременная денежная помощь уволенным в запас военнослужащим по призыву при их возвращении в ОАО "РЖД" в размере не менее двух месячных тарифных ставок (окладов) по должности, на которую они были приняты до призыва.

Среди общего перечня социальных гарантий размер заработной платы является главным, поскольку рост реальной заработной платы – по-прежнему наиболее важный фактор при решении многих социальных проблем и ключевое средство мотивации к высокопроизводительному труду. Для работников ОАО "РЖД" заработная плата регулярно индексируется в зависимости от роста потребительских цен, повышается в соответствии с ростом производительности труда.

Согласно  результатам мониторинга показателей  итогов финансово-хозяйственной деятельности объектов социальной сферы за 9 месяцев 2008 года работа Дирекции социальной сферы Северной железной дороги признана самой эффективной на сети железных дорог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Социальные гарантии  ОАО «РЖД» для  молодёжи.

МОЛОДЕЖНАЯ  ПРОГРАММА.

Молодежь  сегодня рассматривается как  важный кадровый потенциал, призванный решать проблемы развития и процветания Компании, сохранения и приумножения традиций железнодорожников России.

Поэтому в ОАО "РЖД" принята и реализуется  целевая программа "Молодежь ОАО "РЖД" (2006-2010 гг.)"

Для повышения  уровня информированности молодежи, о проводимой корпоративной молодежной политики работает "молодежный сайт".

В целях  решения актуальных проблем и координации деятельности участников реализации молодежной политики ОАО "РЖД" создан Совет по делам молодежи при президенте ОАО "РЖД" и Центр молодежных проектов ОАО "РЖД".

Для реализации приоритетных направлений молодежной политики ОАО "РЖД" в течение 2008 года были разработаны специальные  корпоративные проекты в области  организации отдыха, оздоровления, дополнительного образования для подростков, детей и молодежи ОАО "РЖД". 
Проекты охватывают все возрастные категории молодежной программы. При этом для каждой возрастной группы существуют самостоятельные проекты, учитывающие интересы целевой аудитории и особенности восприятия основ корпоративной идеологии:

Информация о работе Социальный пакет как форма реализации социальных гарантий работающим