Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:08, реферат

Описание работы

Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, конфликты не дают обществу костенеть, заставляют перестраиваться и изменяться, с другой – становятся причинами разногласий, ссор, обид и прочих столкновений, вплоть до войн.
Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных стало больше, человечество не может на протяжении всей истории.
В этом реферате не стаит задача полностью осветить все всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.
В данном реферате раскрыты само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения. Я постараюсь заложить некоторую базу, которая сможет послужить как для начала изучения конфликтов, так и для написания в последующем более крупных научных работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 4
Что такое социальный конфликт? 4
Субъекты и участники конфликта 4
Объект конфликта 6
Основные виды социальных конфликтов. 7
Конфликт потребностей 8
Конфликт интересов. 9
Ценностный конфликт. 11
Основные стадии развития конфликта 13
Предконфликтная стадия 13
Стадия развития конфликта 16
Стадия разрешения конфликта 17
Послеконфликтная стадия 19
Функции социального конфликта 21
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23
Внутриличностные конфликты 23
Межличностные конфликты 29
Конфликты между личностью группой. 34
Межгрупповые конфликты. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СНОСКИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Работа содержит 1 файл

социальный конфликт.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

  Возможны  и другие варианты вопросов, которые  помогут лучше разобраться в себе самом. Если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно.

Последствия внутриличностного  конфликта

  Если  выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает  определенную величину, то происходит психологический срыв и человек  оказывается выведенным из душевного равновесия. В таком состоянии он уже, как правило, не в состоянии справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.

  Обратной  стороной агрессии является регрессия  — негативный защитный механизм (бегство  от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.

  Таким образом, как бесконтрольный выход  энергии конфликта вовне, так  и искусственное ее сдерживание  негативно воздействуют на личность и окружающих. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности — конгруэнтность.

  Итак, внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия  для личности и окружающих. Поэтому  каждый человек должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях; сдерживать свою избыточную конфликтность и использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу (например, полезный опыт).

Межличностные конфликты

  Межличностные конфликты можно рассматривать  как столкновение личностей в  процессе их взаимоотношений. Такие  столкновения могут происходить  в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны — от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах.

    Межличностные конфликты возникают  как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

  Взаимодействуя  с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

  Индивиды  сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

  Все межличностные конфликты, возникающие  из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

  Первый  — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и  интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

  Второй  — затрагивает лишь форму отношений  между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей' и интересов.

  Третий  — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

  Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

  а) соперничество  — стремление к доминированию;

  б) спор —  разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

  в) дискуссия  — обсуждение спорного вопроса.

  В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов межличностный, конфликт может иметь следующие варианты исхода:

  • уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
  • сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя;
  • компромисс — взаимные уступки обеих сторон;
  • эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;
  • силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.11

  Межличностный конфликт может иметь открытую и  латентную формы проявления. Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга. В условиях латентной формы конфликт осуществляется не путём прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами, посредством создания препятствий для оппонента косвенным путём.

  Решающее  влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

Предупреждение  и разрешение межличностных  конфликтов

  Если  возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить ее возможные  «за» и «против» в предлагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:

  • действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?
  • возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?
  • существуют ли гарантии, что Вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте?
  • какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?
  • каковы возможные последствия конфликта?
  • Как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

 Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

  Избежать  конфликта можно, также избегая  непосредственных контактов с конфликтными людьми или с теми, кто Вас чем-то раздражает, и с теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов.  

    Одним из методов предотвращения  конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и поэтому ваше участие в их решении ничем не обусловлено.

     Если межличностный конфликт  предотвратить не удалось, то  возникает проблема его урегулирования  и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим (сотрудником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т. д.). И в этом, и в других случаях (когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта), откровенный разговор помогает более четко определить предмет спора, очертить, границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

  Совместный  поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

а) отделить реальные причины конфликта от инцидента

б) сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

в) действовать  по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие  причиной данного конфликта, не вспоминая  другие спорные события и факты;

     г) создавать обстановку равного  участия в поисках возможных  вариантов урегулирования   конфликта; 

     д) говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого; 

     ж) уважительно относиться к  личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

     з) создавать климат взаимного  доверия и сотрудничества.

  Важным  этапом на пути разрешения конфликта  является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие «переоценки ценностей», когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношении к конфликтной ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.

   Для успешного разрешения конфликта,  в конечном счете: необходимо, чтобы обе стороны проявили  желание разрешить конфликт. Но  если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Конфликты между личностью  группой.

 Функционирование  и развитие группы невозможно без  единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой образуется группа. В процессе формирования ценностно-нормативной системы в группе (достаточно сложном и противоречивом) происходит своего рода «естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых обязательно для всех членов группы.

  Чем более  сплоченной является группа, тем строже  она контролирует исполнение групповых норм и требований, тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Информация о работе Социальный конфликт