Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:17, контрольная работа
В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты. Со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие социального конфликта. Теории социального конфликта. Субъекты и объекты……………………………………………………………4
1.1 Теории социального конфликта……………………………………5
1.2 Субъекты и участники конфликта…………………………………6
1.3 Объект конфликта……………………………………………………8
2 Типология. Основные виды социальных конфликтов. Стадии развития конфликта…………………………………………………………….9
2.1 Основные виды социальных конфликтов………………………...9
2.2 Стадии развития конфликта……………………………………….13
3 Пути и способы регулирования социальных конфликтов……………..20
Заключение…………………………………………………………………...…22
Список используемой литературы…………………………………………...23
1.
Переход конфликта из
2.
Дальнейшая эскалация
3.
Конфликт достигает своего
Стадия разрешения конфликта
Длительность
и интенсивность конфликта
На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратеги конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2)
борьба идет до полного
3)
из-за недостатка ресурсов
4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;
5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекращения. В полностью институализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.
Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:
• признание наличия конфликта;
• утверждение процедурных правил и норм;
• выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);
• исследование возможных вариантов решения проблем;
• поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;
• документальное оформление всех достигнутых договоренностей;
• выполнение всех принятых взаимных обязательств.
Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.
Послеконфликтная стадия.
Завершение
непосредственного
—
насколько удалось в ходе конфликта
и последующих переговоров
— какими методами и способами велась борьба;
— насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
— насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
— удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
— какие методы были положены в основу переговорного процесса;
—
насколько удалось
— был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;
— какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если
одна или обе стороны считают,
что подписанные мирные соглашения
ущемляют их интересы, то напряженность
во взаимоотношениях сторон сохранится,
а прекращение конфликта может восприниматься
как временная передышка. Мир, заключенный
вследствие обоюдного истощения ресурсов,
также не всегда способен разрешить основные
спорные проблемы, ставшие причиной конфликта.
Наиболее прочным является мир, заключенный
на основе консенсуса, когда стороны считают,
конфликт полностью разрешенным и строят
свои отношения на основе доверия и сотрудничества.7
3
Пути и способы регулирования
социальных конфликтов
Пути
и способы регулирования
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.
Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.
До инцидента руководство может занимать разные позиции:
- не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;
- осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;
- занимать позицию невмешательства.
После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:
- растерянность и бездействие (страусиная политика);
- агрессивная позиция;
- солидарность и даже руководство забастовкой;
- подачки бастующим;
- воздействие через неформальных лидеров.
Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.
Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт - это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто - профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой конфликт, как негативный, так и позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.
В то же время, позитивные конфликты должны и будут существовать, служа определенными стимуляторами для общества. Конфликты самого различного уровня повышают энергию социальных групп, усиливают мотивацию, установки на разрешение причин конфликта, сплоченность социальных групп, коллективов, делают жизнь более интересной, интригующей. И, наконец, конфликты повышают качество принимаемых решений, потому что при разногласиях, острых конфликтных отношениях решения продумываются более тщательно
Таким
образом, конфликты должны возникать,
а люди должны их решать, дабы сохранять
поступательный ход развития прогресса
и истории.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авксентьев
В.А. Этнополитические конфликты: история
и типология.//Социс,2006г
2. Борцов
Ю.С. Социология. Уч.пособие. – Ростов
н/Д.:2002г
3. Журнал
«Социально-гуманитарные знания» №6 1999г
4. Здравомыслов
А.Г. Фундаментальные проблемы социологии
конфликта в динамике массового сознания.//Социс,2006г
5. Радугин
А. А., Радугин К. А. Социология. - М.: 1996г.
Центр