Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:17, контрольная работа
В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты. Со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие социального конфликта. Теории социального конфликта. Субъекты и объекты……………………………………………………………4
1.1 Теории социального конфликта……………………………………5
1.2 Субъекты и участники конфликта…………………………………6
1.3 Объект конфликта……………………………………………………8
2 Типология. Основные виды социальных конфликтов. Стадии развития конфликта…………………………………………………………….9
2.1 Основные виды социальных конфликтов………………………...9
2.2 Стадии развития конфликта……………………………………….13
3 Пути и способы регулирования социальных конфликтов……………..20
Заключение…………………………………………………………………...…22
Список используемой литературы…………………………………………...23
3) По сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально- этнические, религиозные, духовно- идеологические.
4)
Конфликты горизонтальные, возникающие
внутри социальных и
Конкретные
условия возникновения конфликтов
предопределяют и формы их развития: а)
латентную (скрытую), б) открытую форму.
5
2.1 Основные виды социальных конфликтов.
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
Конфликт потребностей
Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.
Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального развития, воспитания.
Вместе
с тем проблема определения приоритетности
тех или иных потребностей остается
важнейшей проблемой социально-
Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.
Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в противостоянии с теми, кого оно устраивает.
Конфликт интересов.
Общее
между потребностями и
Непосредственный предмет
Статус,
выступая объектом борьбы между определенными
социальными субъектами, выступает
для них главным образом не
как средство, а как условие
обеспечения своей нормальной жизнедеятельности,
за которое также стоит
Со
стороны общества на формирование интересов
оказывают наибольшее воздействие
институты и системы
Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения.
Ценностный конфликт.
Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.
Ценности,
понятые, разумеется, не в широком
смысле – как все то, что положительно
значимо с точки зрения удовлетворения
человеческих потребностей, а более узко
- как нечто принципиально важное для определенного
социального субъекта и его жизнедеятельности,
весьма часто выступают в качестве объекта
социальных конфликтов, за которые он
готов решительно бороться. Они вообще
не могут выступать средством для обеспечения
тех или иных его потребностей, интересов,
устремлений, как это имеет место с ресурсами,
а служат для него только самоцелью, выражением
его понимания самого себя, своей собственной
сути, с потерей которой исчезает и он
сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся,
достойное признания и уважения со стороны
других субъектов. Конфликты на почве
ценностей, также в отличие от конфликтов
на почве ресурсов, как правило, возникают
из-за навязывания их одним социальным
субъектом другому, принудительного к
ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного
к ним отношения со стороны других субъектов.6
2.2 Стадии развития конфликта
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:
Предконфликтная стадия.
Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.
Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:
а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;
б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;
в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.
Социальная
напряженность по сути представляет
собой психологическое
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
- возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;
- стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;
- разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.
• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.
Стадия развития конфликта
Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:
а) активно-конфликтное поведение (вызов);
б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
в)
конфликтно-компромиссное
г) компромиссное поведение.
В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.