Социальный адвокат и социальный посредник как профессиональные роли социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

В теории социальной работы раскрытие понятия и сущности конкретных социальных ролей является важным при построении или изучении конкретных теоретических моделей, концепций и парадигм социальной работы с точки зрения определения места и функциональных обязанностей социального работника по отношению к клиенту, его ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы………………………………………………………………..4
Глава 2. Роль социального адвоката как профессиональная роль социального работника…………………………………………………………………………10
Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

    В классификации Зимней И.А. профессиональные роли социального работника подразделяются на узкие специализации, т.о. роль социального посредника подразумевает лишь медиаторство — помощь людям в преодолении разногласий для эффективной совместной работы. Остальные же функции отнесены к другим социальным ролям, что, впрочем, не исключает возможности их комбинирования.

    Н.С. Данакин выделяет следующие направления  посредничества в социальной работе:

      — между клиентом и различными социальными институтами;

      — между клиентом и другими специалистами;

      — между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;

      — между клиентами.

      Прежде  всего, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей [2].

      Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

      1. понимание социальным работником проблем клиента;
      2. способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
      3. знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
      4. знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
      5. наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;
      6. делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;
      7. делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
      8. признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
      9. доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом [7].

    Интересно проявляется посредническая роль социального работника в экзистенциальной модели социальной работы, а именно в той её части, которую называют «экзистенциальным диалогом».

    По  мнению профессора Крилла, экзистенциальный подход проявляет себя прежде всего  тогда, когда у клиента проявляется состояние, известное в науке как отчуждение. В рамках экзистенциальной модели профессиональные действия социального работника в отношении клиента заключаются в изменении отношения клиента к своему прошлому жизненному опыту (так как, с точки зрения экзистенциалистов, именно прошлый социальный опыт человека во многом обуславливает проблемы, с которыми он сталкивается), а также в изменении его отношения к тем социальным и межличностным связям, которые складываются у клиента с другими людьми.

    В рамках оказания экзистенциальной помощи огромное значение имеет экзистенциальный диалог. Такой диалог имеет терапевтический характер. Участник диалога пытается изменить мотивацию клиента для того, чтобы постепенно начать обучать его самообладанию. И здесь важно, чтобы такой диалог проходил между клиентом и уважаемым, авторитетным для него человеком. Совсем не обязательно, чтобы диалог проходил между клиентом и социальным работником. Посредническая функция социального работника как раз и заключается в том, чтобы найти «третье лицо» — то есть того человека, с которым клиент захочет и сможет вести откровенный, доверительный разговор. Но это должен быть не просто человек, с которым клиент хочет общаться, а тот, от общения с которым будет польза. Задача социального работника — найти такого человека, понять, кто он такой, будет ли польза от общения с ним, и способствовать, чтобы экзистенциальный диалог состоялся. Теоретически, подобные действия называются так: социальный работник «стимулирует» экзистенциальный диалог.

    Приоритетом в экзистенциальном диалоге становятся отношения с людьми, которые в данный момент для клиента являются главными. Если эти отношения по каким-то причинам нарушены, задача социального работника их восстановить. С другой стороны, если клиент считает эти отношения главными в своей жизни, то это еще не значит, что так и есть (например, он может считать собутыльников своими лучшими друзьями, или человек, попавший в тоталитарно-деструктивную секту, может считать важнейшими в своей жизни отношения с предводителями, гуру этой секты). Человек может искренне заблуждаться, игнорируя другие отношения, и отсутствие иных отношений может быть причиной его проблем. Таким образом, профессиональная задача социального работника — помочь клиенту в построении значимых для него новых отношений (с новыми или уже знакомыми людьми).

    Суммируя  вышесказанное, можно представить  роль социального посредника. Это  специалист, который оценивает проблему клиента, определяет источник этой трудной жизненной ситуации и помогает клиенту в установлении связей, необходимых для разрешения проблемы. Это может быть деятельность по налаживанию межличностных связей клиента с важными для него людьми, его окружением, социальными институтами. Или же это будет направление в нужные учреждения, органы, к специалистам, которые должны оказать конкретные услуги, необходимые для разрешения трудной жизненной ситуации. Кроме того, социальный работник, выполняя роль посредника, способствует налаживанию связей и между специалистами, которые будут направлены на совместную скоординированную деятельность по разрешению проблем клиента.

    В этом случае для эффективного выполнения своей роли социальному работнику  нужно хорошо понимать и уметь  выразить проблему клиента; знать ресурсы и функциональные возможности тех организаций, учреждений и специалистов, которые будут оказывать ему помощь; уметь найти людей, социальные связи с которыми будут важны и полезны клиенту, и  организовать общение и взаимодействие с такими людьми. Социальный посредник должен быть коммуникабельным, убедительным, прозорливым.

 

     Заключение. 

    Подробно  рассмотрев содержание профессиональных ролей социального работника  – роли социального адвоката и  роли социального посредника, можно  утверждать, что это действительно  одни из базовых ролей, исполняемых  специалистом при оказании практической социальной помощи. Можно также заметить и некоторое сближение функциональных обязанностей социального адвоката и социального посредника, а именно: исполняя эти роли, социальный работник представляет интересы клиента перед другими людьми, социальными институтами, учреждениями социальной помощи населению, властными структурами. Только в первом случае это носит характер «борьбы» за права человека, который пользуется услугами социального работника, а в роли социального посредника специалист, скорее, координирует действия клиента и всех этих структур, чтобы добиться необходимого результата.

 

     Список литературы. 

1. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Н.Ф. Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 25—32.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста). // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 79—82.

4. Теория социальной работы. / Под общей редакцией Кузиной И.Г. — Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2006.

5. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника). // Российский журнал социальной работы. — 2001. — № 1. — С. 82—87.

6. Пэйн  М. Социальная работа: современная  теория: учебное пособие. / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. О.В. Бойко (гл. 1 — 11) и Б.Н. Мотенко (гл. 12 — 14); науч. ред. русс. текста докт. филос. наук., проф. И.В. Наместникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Фирсов М.В., Студенова Е.Г. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

8. Теория социальной работы: Учебник. / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1998.

9. Т. Шанин. Социальная работа как культурный феномен современности. // Русский Журнал [Электронный ресурс].

http://old.russ.ru/journal/inie/97-09-26/shanin.htm

Информация о работе Социальный адвокат и социальный посредник как профессиональные роли социального работника