Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:20, курсовая работа
В теории социальной работы раскрытие понятия и сущности конкретных социальных ролей является важным при построении или изучении конкретных теоретических моделей, концепций и парадигм социальной работы с точки зрения определения места и функциональных обязанностей социального работника по отношению к клиенту, его ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы………………………………………………………………..4
Глава 2. Роль социального адвоката как профессиональная роль социального работника…………………………………………………………………………10
Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам социального обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу социальных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики является работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гарантирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность предполагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но теперь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах.
На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного ответа, поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта межличностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь размыты, так как для того, чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы действовать от имени клиента в других формах социальной работы.
Сделать так, чтобы люди получали всё, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы. Оценка и защита специализированного социального обеспечения могут потребовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной работой. Бэйтмэн разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в социальной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмен называет «принципиальной защитой», политикой получения от системы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключения с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредоточения внимания на определенных видах интервьюирования, следования ценностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль имеют напористость и умение вести переговоры.
Другая форма защиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е годы. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психическими заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и выписке из заведений, где они содержались по принуждению. Особенно было важно содействовать в независимости людей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Самозащита,
главным образом, для людей с
задержкой умственного
Более широкий взгляд на защиту предлагают американские исследователи Шнайдер и Лестер. Они переносят навыки социальной работы широкого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных законодательных и социальных прав.
Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы. В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие направления работы по изменению микросоциальной среды и достижению социальных перемен. [6, с.360]
Начиная с 60-х годов на Западе появилось немало представителей нового интеллектуального направления мысли, которые выступают с особо резкой критикой современных капитализма и государства. Они часто изображают социальную работу прислужницей эксплуататорского строя, которой поручен контроль за маргиналами. В таком понимании роль социального работника оказывается сродни роли полицейского или тюремного надзирателя, задача которых - сохранение господствующего порядка. Самым влиятельным представителем этого направления мысли стал в настоящее время Фуко. Продолжая линию, начатую Маркузе в 60-х годах и еще раньше Гофманом, Фуко заключил, что последние два столетия характеризовались беспрецедентным укреплением государственного аппарата, превращением его в ведущий механизм контроля за поведением людей, "которые огосударствляются". Подобная интерпретация при всей своей научной значимости превращает социальную работу просто в одно из щупалец гигантского спрута, именуемого "государством".
На самом деле все гораздо сложнее. Социальные работники никогда не были лишь послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих "клиентов". Социальные работники действительно выполняют функцию "мягкого" контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий, маргинализации, неравенстве, угнетении, отчаянии. Эти знания потенциально обладают радикализирующей силой [9].
Исходя из вышесказанного, можно говорить о бесспорном превалировании роли социального адвоката в социально-радикальной модели. В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.
Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент (например, ребенок, душевнобольной). Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь. [8, с.63]
Есть и другой вариант — участие социального работника в процессах, идущих в обществе, направленных на изменение, улучшение условий жизнедеятельности общества. Сторонники социально-радикальной модели считают, что в тех профессиональных ролях, которые выполняет социальный работник, он объективно становится участником процессов реформирования: роль социального адвоката (социального защитника) лежит в основе социально-радикальной модели. Для того чтобы стать таким социальным защитником, с точки зрения социально-радикальной модели, социальный работник должен способствовать развитию самосознания представителей различных социальных групп.
Защищать клиента можно по-разному: сложности с оформлением пенсии, и тому подобные, а социальный работник идёт и исправляет, добивается этого оформления. С точки зрения социально-радикальной модели, такой защиты недостаточно: дело не в конкретном человеке, не в учреждении Пенсионного фонда, а в самой системе пенсионного обеспечения. То есть, выходит, что социальная защита заключается в том, чтобы «бороться» с источником бед. Человек обращается к социальному работнику не потому, что сам такой слабый, а потому что система такая — и социальный работник вовлекает клиента в процесс реформирования.
Стоит учесть, что исторические, социальные условия страны играют свою роль. В России это направление пока не актуально, потому что люди не хотят, чтобы их куда-то вовлекали. В странах с развитой демократией, развитой социальной системой данное направление существует и развивается как часть движения за права человека.
Подводя итог, можно охарактеризовать роль социального адвоката. Это социальный работник, который выступает защитником прав клиента перед социальными службами, которые по каким-то причинам отказывают ему в предоставлении конкретных услуг, выплат или других привилегий. Социальный адвокат представляет интересы клиента в суде (в качестве свидетеля или общественного защитника) и может при участии и воле клиента инициировать судебное разбирательство, если трудная жизненная ситуация клиента обусловлена нарушением его прав и свобод. Социальный адвокат способствует выписке клиентов из учреждений, где тех держали по принуждению. И, наконец, социальный адвокат активизирует жизненную позицию клиентов, направляет их усилия на изменение социальной среды, представляет их интересы на макроуровне, становится участником процессов реформирования в обществе.
Важными в этом случае становятся напористость, убедительность, умение вести переговоры, критичность и следование принципам социальной работы (социальный работник должен объективно оценивать ситуацию и уметь выбрать, в каком случае клиент прав и нужно защищать его права, а в каком случае нужно сдерживать его), а также знание правовой базы социальной работы.
Глава 3.
Роль социального посредника как
профессиональная роль социального работника.
Роль посредника часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество — сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.
Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем:
— социально-экономические — лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы;
— социально-психологические — сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно-окрашенной Я-концепции и др.;
— социально-педагогические — трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятельства.
Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.
Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), то есть фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом. [1, с.39-40]
Профессор Саралиева З.Х. считает, что роль социального посредника заключается в том, чтобы помочь людям более эффективно взаимодействовать со своей средой, в каком-то смысле, «прикрепить» клиента к конкретной социальной группе — то есть помочь человеку найти своё место в той социальной среде, в которой он находится. Выделяются функции социального посредника:
— оценка ситуации клиента;
— оценка источника возникновения той или иной проблемы;
— предоставление информации о состоянии клиента, о той работе, которая с ним проводится;
— направление клиента в то или иное учреждение социальной защиты;
— защита прав и интересов клиента;
— обеспечение связи между социальными службами, которые оказывают помощь клиенту.
Таким образом, можно заметить, что роль социального посредника включает в себя функции, характерные для других ролей. Например, обеспечение связи между социальными службами, которые оказывают помощь клиенту характерно для ролей организатора и медиатора; оценка источника возникновения той или иной проблемы является функцией оценивателя; сбор и предоставление информации о состоянии клиента, о той работе, которая с ним проводится, осуществляет менеджер информации; направление клиента в то или иное учреждение социальной защиты характерно для брокера, а защита прав и интересов клиента — поле деятельности адвоката. Всё это отражает основную идею профессора Саралиевой: в ходе своей профессиональной деятельности социальный работник оказывает широкий спектр социальных услуг, а значит профессиональным требованием является то, что социальный работник должен быть готов осуществлять различные роли.