Социальные сети и подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Очень популярными среди подростков являются «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. Дети используют веб-узлы социальных сетей для общения как с детьми из других частей мира, так и с теми, кого каждый день встречают в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 86.33 Кб (Скачать)

   Первой   социальной   сетью  стал американский веб-сайт Classmates (Одноклассники), созданный в 1995 г. Этот сайт помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь со своими друзьями и знакомыми, с теми с кем человек имел дело ранее в течение всей своей жизни – в школе, вузе, на работе или находясь на военной службе. Подобные сайты существуют и по сей день, в том числе и  в   России . Каждый подобный сайт имеет набор инструментов, помогающих пользователю создать свой виртуальный портрет – сформировать профайл, т. е. указать необходимые данные о себе, своей работе, увлечения, интересах, разместить фотографии, видеоролики и т. п. Постепенно подобные сервисы стали не только средством поиска старых друзей и знакомых, но и способом знакомства с новыми людьми, это также может быть средство поиска нужных контактов и установления связей, необходимых, в частности, для осуществления профессиональной деятельности[20].

     Сегодня в мире большое количество социальных сетей, наиболее популярны MySpace (более 220 млн. регистраций), FaceBook, Classmates и из профессиональных – LinkedIn, в рунете Одноклассники.ру (более 10 млн. регистраций), ВКонтакте, МойМир и из профессиональных МойКруг, в Украине это – Коннект, Friends.ua. В России наиболее популярными являются такие социальные сети, как: «Вконтакте», «Мой мир», «Одноклассники», а также большой интерес, в основном для школьников, представляет ICQ-общение[25].

     Предпосылками  возникновения   социальных   сетей  стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу). Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться  социальные   сети , отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками[11].

     Все  социальные   сети  имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов). 
В  социальные   сети  активно встраиваются технологии коммуникации, например, в крупнейшей  социальной   сети  MySpace уже есть возможность совершать звонки по Skype, а также у этой  социальной   сети  есть большое количество приложений[2].

     В настоящее время, социальные сети предлагают своим пользователям следующие  возможности:

  • Поиск коллег, одноклассников, одногруппников;
  • Поиск знакомых в цепочках своих знакомых;
  • Объединение знакомых онлайн и, напротив, объединение оффлайновых знакомых;
  • Поиск людей со схожими интересами, создание сообществ;
  • Поиск интересного контента (дневников, фотографий, видеоматериалов, информации о людях и компаниях и другое);
  • Самовыражение через публикацию собственных записей;
  • Общение на форумах, в сообществах, чатах, с помощью внутренних сообщений и комментариев (обмен идеями, полезной информацией, получение оценки собственных идей и другое);
  • Знакомство с членами сетей (для работы, бизнеса, дружбы и другое).
 

  Таким образом, уровень развития социальных сетей в мире почти достиг своего пика, и в данный момент можно  чуть ли ни каждый день наблюдать появление новых социальных сетей. Социальная сеть, предоставляя широкий круг возможностей пользователю, помогает решать различного рода задачи в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Мотивация пользователей социальных сетей

   Деятельность человека  в Интернете , а в частности в социальных сетях,  является новым   видом   деятельности,  который сочетает в себе свойства различных  традиционно выделяемых    в   психологии   видов   деятельности. И как любая деятельность, она имеет мотивационную основу. При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос  о том,  что дает (или не дает) работа в социальной сети для развития личности  человека  и  его  общения  с  другими  людьми.  Этот  вопрос относится  к  оценке  психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития  и  межличностной  коммуникации.  Процесс оценивания  субъектом  прямых  и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию.  Критерием этого оценивания  является  степень  соответствия  результатов  деятельности потребностям  самого  человека,   то есть   сопоставление   желаемого   и достигнутого.  Эти  оценки  распространяются  на последствия,  которые данная  деятельность  имеет  для  самого  человека  - развивает   его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития[5].

     Среди исследователей мотивации пользователей социальных сетей следует отметить работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой[13]. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей социальной сети:

1. Деловой  мотив.  Для  большинства   пользователей   работа   в 
социальных сетях является  частью  профессиональной деятельности, 
направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может 
быть   поиск   конкретной  информации,  контакты  и  взаимодействие  с 
определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация  на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный  мотив.  Этот  мотив  связан с получением новых 
знаний,  он может иметь  различные  характеристики  в  зависимости от 
направленности   познавательного   интереса   пользователя. Предметом 
познавательного  отношения  в  компьютерных  сетях  могут  быть  новые сервисные  возможности,  различная  гипертекстовая  информация,  новые 
люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив  общения  (коммуникативный  мотив).  Он  характеризуется 
поиском  новых  знакомств,  людей  с  близкими   интересами,   обменом 
мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями,  мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества).  Большинство видов деятельности   человека   носит  социальный  характер,  как  по  своему содержанию,  так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает  разделение  функций  между людьми, сотрудничество между ними,  обмен результатами деятельности,  совместное решение проблем по ходу  работы.  Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на  общение)  с  другими  при  работе  в  компьютерных сетях служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения.  В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления -  самооценка  личности,  уровень  притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто  носит достиженческий характер,  при этом  человеку  приходится  доказывать  себе  и  другим собственную    состоятельность,    ценность. Самоутверждение   может осуществляться в различных видах деятельности в  зависимости  от  типа личностных  ценностей  субъекта.

6. Мотив рекреации и игровой мотив.  Игра и  рекреация  занимают 
важное   место   в   жизни   любого  человека.  Помимо  восстановления 
функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей,  соревнованием. В социальных сетях каждый  пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности   деятельности   и   личности   человека.  Он  проявляется в потребности  каждого  человека  принадлежать  к  определенной  группе, принимать  ее  ценности  и следовать им,  занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив  самореализации и развития личности.  Значительная часть 
пользователей осознает  влияние  социальных сетей на  собственную 
личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных 
возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов  личности. Осознанное  стремление  к  реализации и развитию собственных возможностей (познавательных,  коммуникативных и  т.д.) формирует мотив развития личности. Это  позволяет  человеку  реализовывать свои творческие  потенции,  дает   возможность   получить   оценку   своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Выделенные  типы   мотивов  репрезентируют  основные  описанные  в психологии виды мотивационной направленности  личности:  продуктивную, социально-коммуникативную,   познавательную,   развивающую.

     Данная  классификация показывает на уменьшение  веса  мотивов  делового  и  профессионального  характера в деятельности     пользователей   компьютерных  социальных  сетей.     Напротив,     мотивы коммуникативного,  рекреационного направления,  мотивы личного общения приобретают  все  большее значение в  системе  мотивационной регуляции. 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности взаимодействия младшего подростка с социальной сетью

2.1 Психологические  особенности младшего  подросткового возраста

     Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны  учитывать при работе с ними.

Ученый-педагог  А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:

  1. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  2. повышенная утомляемость;
  3. стремление обзавестись верным другом;
  4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  5. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  7. отсутствие авторитета возраста;
  8. отвращение к необоснованным запретам;
  9. восприимчивость к промахам учителей;
  10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  11. отсутствие адаптации к неудачам;
  12. отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  13. тенденция предаваться мечтаниям;
  14. боязнь осквернения мечты;
  15. ярко выраженная эмоциональность;
  16. требовательность к соответствию слова делу;
  17. повышенный интерес к спорту;
  18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством[22].

     Следует добавить, что младшие подростки  драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть  под чужое влияние, попасть в  уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища”, которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным, чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.[22]

Информация о работе Социальные сети и подростки