Социальные процессы как объект системного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.
2. Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.
3. Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

Содержание

Введение.
1.Социальные процессы как объект системного исследования.
1.1.Виды социальных процессов
1.2.Социальные изменения
2.Методологические принципы изучения социальных процессов.
2.1.Принцип органицизма
2.2.Принцип дифференциации общественного труда
2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского
2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма
2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана
2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности
2.7.Принцип коммуникативного действия
2.8.Принцип референции
3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.
3.1. Социальные процессы глазами современных социологов
3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.88 Кб (Скачать)

 2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма.

 Далее структурно-функциональный анализ был  представлен в методологии Р.Мертона.  Самая общая идея функционализма заключается в рассмотрении одного социального явления с точки зрения влияния его на другое социальное явление. Для структурного подхода характерно вычленение одной единицы целостной системы для, того чтобы понять какие изменения происходят в системе в результате таких преобразований. Мертон настаивает на том, что структурно-функциональный анализ применим к разным устойчивым социальным системам. Функция – это процесс адаптации и регулирования системы в обществе. Но иногда происходит путаница между понятиями «функция системы» и субъективная мотивация индивидов системе. Мертон говорит, что функцию нужно рассматривать в виде субъективной направленности системы к своим составляющим. Вводя понятие дисфункции, Мертон избегает всяческих противоречий в трактовке значения функции. Так для социальных процессов общества характерен баланс положительных функций и дисфункций. Мертоном была предложена и своеобразная классификация функций: явные и латентные. Так под латентными функция понимают такие функции, исход которых невозможно предугадать наблюдателю. Для социологов целесообразнее изучать латентные функции, так как раскрытие реальной значимости деятельности явления несёт ощутимый результат в их профессиональной деятельности. Переосмысление трёх главных постулатов структурно-функционального анализа является особенностью теории Мертона. Так первый постулат гласит, что общество должно рассматриваться как отдельная функциональная единица. Но при рассмотрении  современного общества, данная парадигма может не устраивать исследователя. Сложно представить такое многоуровневое общество в идее одного целого. Второй постулат -  функционального универсализма, согласно которому каждая система выполняет только положительные функции. Этот постулат лишён здравого смысла, так как не все функции системы могут быть важны для составляющих её единиц. Третий постулат-все нормы, аспекты деятельности и функции являются неотъемлемыми и универсальными составляющими системы. Но в системе могут существовать и альтернативные структуры, которые и являются исключением из правил. Для того чтобы характеризовать причинно-следственную связь в цепочке теория – методы - факты Мертоном была предложена теория среднего ранга. Такая концепция оказывается в промежутке между теоретическим обоснованием и эмпирическими исследованиями. Для среднего ранга характерны такие утверждения, которые имеют твёрдую теоретическую обоснованность и с помощью которых можно описывать эмпирическую практику. Всё те рабочие гипотезы, которые были сформулированы в ходе теоретической работы, должны пройти проверку на обоснованность в эмпирическом наблюдении. Основная теорема Мертона заключается в том, что как одна и тоже явление может иметь разные функции, так одна и та же функция характеризует разные явления. Все явления и социальные процессы, по мнению Мертона, являются относительными, так как обладают амбивалентностью, т.е. имеют разноплановый и противоречивый характер. Парсонс рассматривает системные элементы, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, которые находятся в непрерывном движении. Для Парсонса важным становится поиск функциональных предпосылок, того или иного действия внутри системы. Для характеристики функции действия вводится понятие «социального порядка». Социальный порядок – это специфическое взаимодействие компонентов системы, при котором сохраняется относительное равновесие между ними. Социальный порядок может соотноситься и с системой в целом, и со структурами данной системы. Cтруктурами здесь понимаются относительно устойчивые к внешним воздействиям элементы. В структуре есть свои подсистемы: культурная, личностная и поведенческие организмы. Так эти подсистемы могут выполнять в сою очередь различные функции: воспроизводства образца, адаптивная, интегративная. Существуют и различные внешние среды, в которых может взаимодействовать структура - -это механическая и идеальная. Системы, как совокупность упорядоченно – происходящих процессов, характеризуется нормами, ценностями, коллективами и ролями.

 2.5. Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана.

 П.Бергер и Т.Лукман представляли такое социальное конструирование реальности, при  котором общество рассматривалось  как объективная, так и субъективная реальность. Рассмотрим некоторые положения  такой трактовки. Экстернализация, институализация и интернализация являются неотъемлемыми характеристиками диалективного процесса в обществе, где как субъект может оказывать  давление на объект, так и объект задаёт определённое ролевое поведение для субъекта. Так весь добытый спектр знания индивидом в процессе своей деятельности необходимо объективировать посредство лингвистической системы (знаковых или языковых приспособлений) и перевести в сознание для социализации будущих поколений. Для контроля над этим сложным и противоречивым процессом вводится система санкций и норм морали. Ведь весь спектр знаний, преданный нам от наших предков является объективной истинной, в достоверности, которой мы не можем усомниться, так как легче подчиняться предписанным законом, чем попытаться переконструировать всю социальную реальность. Вот так и возникает седиментация – это весь опыт, который был предан нам и отложился у нас в памяти в качестве неоспоримых истин. Интерпретировать этот опыт нам необходимо с помощью ролей и предписанных им функций. Более того каждая такая специфическая роль наполнена присущим только ей теоретическим базисом. Ведь вслед за разделением труда, экономическим превосходством и перераспределение ролей идёт и возникновение специфического набора знаний. Деление институализированного общества на различные подуниверсумы происходит по разным общественным критериям: возраст, пол и т.д. Рассмотрение общества в качестве субъективной реальности происходит на уровне первичной и вторичной социализации.  Во время первичной социализации происходит идентификация самого себя с значимыми другими в обществе. Происходит процесс объективации нами субъективного поведения других. Так происходит формирование единого институализированного образа окружающей действительности. При вторичной социализации индивид знакомится с множеством различных подмиров, происходит институционально обоснованная интернализация различных сообществ, сравнивая тот спектр знаний, полученных в первичной социализации с меняющейся реальностью. Если в первичной социализации происходит самоидентификация индивида, то во вторичной - предполагается приобретение специфических ролей и ролевого словаря, для правильного выполнения обязанностей. Основное значение, как для первичной, так и для вторичной социализации имеет набор символически значимых языковых знаков. В процессе социализации важным остаётся симметрия между субъективной и объективной реальностью. Важным является и набор биологически и социально значимых факторов, помогающих в процессе социализации. Изучение человека ассоциируется как с сопоставлением его с объективной реальностью, так и с самоидентификацией его в сообществе. «Предполагается, что социология есть одна из наук, которые имеют дело с человеком как человеком, иначе говоря, в этом особом смысле социология является гуманистической дисциплиной.»[8,с.302]. И рассматривая связь между институализацией и лигитимными универсумами необходимо учитывать те исторические и философские предпосылки индивидуального поведения, которые заложены в нашем сознании.

 2.6. Системно - процессуальный принцип прочтения реальности.

 Штомпка был одним из, тех, кто натаивал на том, что социальные процессы необходимо изучать в непрерывном движении. А главным объектом изучения необходимо считать именно события - непрерывно протекающие изменения в обществе. Так была предложена динамическая модель изучения социума – динамическое социально поле. Реально существуют лишь какие-то преобразования, а не устойчивые структуры. В социуме  существует различное многообразие взаимодействий и социальных узлов. Так в динамическом поле существует несколько сетей (узлов, сплетений): сплетение идей, сплетение норм, сплетение действий и интересов, которые создают необходимую  классификацию социального мира: социальное сознание, социальная инструкция, социальная иерархия, социальная организация. «Общество - это отнюдь не целостная сущность, а многоуровневое, внутренне связанное направление процессов».[11, стр30] Существует в обществе и связь с его прошлым в виде как материальных, так и идеальных традиций, и предпосылки к конструированию будущего. Без существования традиций невозможно конструировать настоящее и будущее. Поддерживая рассмотрение социальных процессов в динамике, Турен вводит такое понятие, как общественное движение – это конфликтное действие, которое преобразует культурные и социальные явления в определённые организации со своими нормами и направленностью. Происходит переосмысление значения общества со стороны двух позиций: 1.рассмотрение его в ракурсе непрерывных изменений, где конфликт является ключевым процессом;2.расмотрение общества в виде непрерывного действия, где и происходит общественное движение. Общественное движение разделяется на три вида: политическое, культурное и историческое. Общественное движение подразумевает конфликтное действие, направленное на удовлетворение противоречий конфликтующих сторон. Турен, вводя конфликт в понятие движения, настаивает на том, что необходимо разграничивать сознание от практики, так как те теоретические модели, которые находятся в нашем сознании, должны в ходе противоречий преобразоваться в реальную практику. Конфликтные движения в современном обществе носят не общественный, а частный характер, образуя антидвижения.

 2.7. Принцип коммуникативного действия.

 Интересной  представляется так же теория  коммуникативного действия Хабермаса. Коммуникативное  действие – это такое взаимодействие актеров, при котором с помощью  языковых символов аргументируется  правильность суждений каждого из участников взаимодействия.  Консенсус в  данном смысле достигается именно во время дискурса. В своей теории коммуникативного действия Хабнрмас попытался  универсализировать значимость общения  в обществе. Описывая идеальную коммуникацию, он сравнивает её элементы с реальной повседневностью, так достижения консенсусу, легитимная обоснованность суждений, взаимопонимание, признание являются неотъемлемыми компонентами действительности. Таким образом, коммуникацию невозможно представить без общества и вопреки нему. Сравнивая теорию коммуникативного действия Хабермаса и теорию коммуникативного сообщества Апеля можно найти несколько отличий и сходств в их взглядах. Различия:

  1. Апель утверждал о наличие метадискурса, где все предложения на уровне самой высокой эмоциональной стадии будут обоснованы окончательно. Хабермас утверждал, что всякое предложение не может до конца быть обоснованным.
  2. Хабермас считал, что коммуникация возможно в результате интеграции индивида в обществе, а Апель настаивал, что коммуникативные сообщества необходимо сравнивать с реальным миром.
  3. Апель указывает на существовании идеальных коммуникативных сообществ, а Хабермас считал, что существуют только идеальное коммуникативное взаимодействие.

 Общие положения их теорий заключаются в том, что и Апель и Хабермас считали, что любая коммуникация предполагает наличие универсальных языковых средств взаимодействия. Но и Апель и Хабермас утверждали о существование коммуникационной рациональности.

 2.8. Принцип референции.

 Теория  референции Лумана является самым ярким  примером структурно-функционального  анализа. Референция – это такие особенности изучаемого объекта, которые выделяют его из общей массы объектов социальной действительности. Референция предполагает разделение, как объектов, так и субъектов в отношении различных классификаций. Но благодаря таким сопоставлениям характеризуется каждый объект. Так самореференция характеризуется в рамках самоидентификации субъекта в отношение к общей социальной системе. Самореферентность субъектов заложена внутри их сознания, а самореферентность системы означает лишь индивидуализацию её специфических характеристик. Самореференция не может быть чистой, так как установки на самоидентификацию должны быть подкреплены установками на сопутствующую реальность. Только так субъект может иметь различные механизмы для своего самовоспроизводства. Различают базальную и процессуальную самореферентность. Базальная самореферентность связана с взаимным дополнением структуры системы и выполняемые ею функции, с выявлением дифференциации систем и их дополнение по отношению друг к другу. Процессуальные самореферентности связаны с типизацией социальных процессов, а значит и с коммуникацией. А таким образом такая самореферентность предраспологает наличием коммуникативной рефлективностью, которая предполагает управление процессами самим индивидом. Что же касается социальных систем, то здесь происходит процесс рефлексии, когда системе, сравнивая свою идентичность с общественными устоями, приходиться выбирать особенные возможности из общего числа её индивидуальных особенностей. Раскрывая социальные системы в референтности и самореферентности, отображается, как замкнутое, так и открытое их функционирование.

 Делая краткий вывод из изложенных положений, характеризующих структурно-функциональную теорию, необходимо отметить ещё одно важное положение, сформировавшееся ещё в идеях Конта, что социальные процессы могут характеризовать не только социальной статикой, но и социальной динамикой. Можно сказать, что в своём развитии структурно-функциональная парадигма проходит этап развития от системной модели описания действительности до процессуальной модели её описания. Но для меня самым систематизировано и функционально верным является всё - таки гуманистическая модель описания социума, представленная в творчестве Бергера и Лукмана. Сопоставление, как субъективности, так и объективности описания общества даёт возможность исследователю рассмотреть целый спектр подмиров общества и специфические роли индивида в них. Конечно, может показаться, что такая концепция прослеживается и в творческом наследии других известных социологов. Но более методологически оформленной, такая концепция возникает только в их теоретическом наследии.

 3.Структурно-функциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.

 Что бы в совокупности понять и проанализировать социальные процессы в Украине, необходимо подвергнуть детальному осмыслению эмпирические и теоретические основы возникновения, специфику направленности процессов.

 3.1.Среди социологов современности бытует возрастающая тенденция к изучению социальных, культурных и экономических процессов в обществе. Н.Шульга даже настаивает на том, что эффективность государственного управления напрямую зависит от общественного мнения, поэтому в управленческие структуры необходимо вовлекать и социологов. В современном обществе различают такие виды процессов: макросоциологические, социальные и социально-экономические, глобализационные, социокультурные, политико-правовые и идеологические, образовательные, воспитательные, гендерные. Рассмотрим каждые из этих видов общественных процессов.

  1. Макросоциологические процессы. И.Рущенко рассматривает последние десятилетие развития социума, как непрерывный циклический процесс. Все изменения, происходившие в обществе, невозможно было даже предугадать. Преобразования и кризисные общественные ситуации негативно повлияли на самооценку граждан, так как новые символы социального мира были для них чуждыми и не принимались в их сознании. В Украине существует феномен регионализации социальной жизни, поэтому Ю.Чернецкий справедливо натаивал на процессах универсального регионализма при государственном аппарате управления.
  2. Социальные и социально-экономические процессы. Хотя и экономическое положение людей за последние годы улучшилось, но среди населения страны существует неприязнь к нынешнему государственному управленческому составу. А минувший кризис, вообще заставил большее количество людей из-за сложного финансового положения к неформальным разновидностям труда, для того, чтобы не превратиться в безработных. Большое значение для развития рыночных отношений играет социоинженерия. Так В.Полторак склонен к эмпирической обоснованности проводимых исследований, выводы которых могут предоставить технологии для решения социальных проблем.
  3. Глобализационные процессы. Общественные процессы пребывают  в непрерывной динамике. Поэтому задача исследователя - переформировать научные представления о социуме у индивида, дополнить смысловым наполнение такие понятия, как социальная, структура, социальный институт. Ещё один аспект глобализации – это интернетизация и вестернизация. Проведённые исследования показали, что уровень компьютеризации в современном обществе не одинаков, так возникает и информационное превосходство одних индивидов над другими. Подражание новинкам Запада создаёт угрозу утраты значимости собственных преобразований.
  4. Социокультурные процессы. В обществе происходит деление индивидов на подгруппы, классифицируемые, как «свои» и «чужие» по разным характеристикам. Переоценка ценностей индивидами приводит к рационализации общества, где на первый план выступают личностные потребности индивида в противовес к общепринятым нормам. Так создаются предпосылки для инноваций, но и для отклоняющегося поведения субъекта. Ещё основным аспектом социокультурных процессов, по мнению Л.Рязанова, является соблюдение религиозных прав граждан.
  5. Образовательные, воспитательные, гендерные процессы. В социуме возникла проблема объективно правильного индивидуального интегрального образа мира у субъекта. Существует дисгармония между внутренними критериями описания мира и внешними факторами окружающей среды. Вот поэтому в таких условиях интеграция индивида в общество затрудняется. Следующей проблемой современного украинского общества является преемственность поколений. Так заложенные образцы знаний у индивидов различных возрастных групп отличаются своим структурным наполнением.  Да и в любом обществе целиком опыт наших предков не может удовлетворить существующих потребностей. Такой феномен, как геронтофобия, когда существует среди молодёжи негативное отношение к старому поколению, к сожалению очень распространен в Украине. Так Р.Ануфриева считает основным институтом, смягчающим противоречия между поколениями и улучшающим коммуникативную деятельность между мини, является семья.
  6. Политико-правовые и идеологические процессы. Такое негативное явление как процесс селекции избранных не на основе отбора лучших, а в результате экономического превосходства. В.Судаков даже вводит такое понятие, как «вынужденный демократический выбор». В результате этого, по утверждению А.Резника, украинское общество  находится в состоянии аномичной деморализованности, когда в сознании индивида существует установка на политическую лояльность. Так проанализировав общее политическое рвение среди населения по таким критериям, как возраст и географическое положение, В.Чигрин  установил, что интерес к политической жизни наиболее выше в сельской местности среди людей пожилого возраста. Кризисные ситуации в общественности подразумевают и идеологический кризис общественности, когда нет чёткой направленности на ориентацию индивида в социуме.
    1. Современность и что за ней следует. (Размышления П.Штомпки)

Информация о работе Социальные процессы как объект системного исследования