Социальные процессы как объект системного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.
2. Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.
3. Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

Содержание

Введение.
1.Социальные процессы как объект системного исследования.
1.1.Виды социальных процессов
1.2.Социальные изменения
2.Методологические принципы изучения социальных процессов.
2.1.Принцип органицизма
2.2.Принцип дифференциации общественного труда
2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского
2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма
2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана
2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности
2.7.Принцип коммуникативного действия
2.8.Принцип референции
3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.
3.1. Социальные процессы глазами современных социологов
3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.88 Кб (Скачать)
  • Неоэволюционизм.

Истоки  неэволюционизма исходят из культурной антропологии и в частности Лесли  Уайт и его технологический детерминизм, Джулиан Стюард и концепция многолинейной  эволюции,  М.Салинс и Е.Сервис –  концепция разделения эволюции на общую  и специфическую. В социологии родоначальниками неэволюционизма  являются Герхард  и Жан Ленски со своим эколого-эволюционным подходом. В связи с данной теорией  у Штомпки сформировалась такая  идея, что развитие технологических  механизмов напрямую контролирует процесс эволюции систем. Идея в целом обоснована и имеет несколько интересных выводов, одним из которых является  тот факт, что если научиться управлять механизмами развития эволюции, то в обществе будут протекать только линейные процессы. Но более детально теорию дифференциации общества развил Парсонс. Его четыре стадии эволюции и механизмы дифференциации общества неоднократно подвергались критики со стороны других учёных. Так многие были не согласны с его утверждением, что примером современного развития эволюции является США. Штомпка оправдывает Парсонса, говоря о том, что он исследовал США 1950-1960 –х годов, когда страна процветала, поэтому нельзя подвергать сомнениям его умозаключения. Общими положениями, характеризующими неоэволюционизм, являются такие характеристики:

-данная  теория, в отличии от эволюционизма,  настаивает на том что каждое  общество на фоне общего развития  имеет определённую собственную  линию развития;

-эволюции  происходит не линейно, а скачкообразно;

-учёные  выдвигают не какие-то обоснованные  утверждения, а только предположения,  гипотезы. Неоднократно в ходе  исследовательской деятельности  данные гипотезы могут как  подтверждаться, так и опровергаться;

-эволюция  в рамках данной теории происходит  много линейно, когда главенствующая  роль той или иной линии  развития эволюции резко меняется;

  • Теории циклических изменений.

Теория  циклических изменений характерно отличается от всех других теорий тем, что каждый период жизни индивида является замкнутой системой, которая  имеет своё начало и конец. Штомпка  делил циклы на астрономические, биологические, экономические, социальные, политические и циклы повседневной жизни. Сорокин различал как полные циклы, так и относительные. «Великая симфония социальной жизни исчисляется множеством раздельных процессов, каждый из которых течет волнообразно, сменяется в пространстве и времени и происходит одновременно в пространстве и времени, периодически и непериодически, после длительных или коротких интервалов».[11 стр.186].  Продолжительность циклических процессов может быть разнообразной, в зависимости от рассматриваемой системы. Например, дневной цикл человека короткий, а его профессиональный цикл длинный. Циклы, в зависимости от длины интервалов протекания процессов в их подсистемах, могут быть ритмичными и неритмичными, по количеству фаз различают - дихотомические, триадические и множественные циклы.  Циклическое описание социальных процессов возникло ещё задолго до формирования системной теории. Ещё в Древней Греции Аристотель говорил о том, что всё в этом мире повторяется и ничего нового не возникает. Эту идею в средние века активно распространяет Ибн Хальдун, разделяя три фазы цикла: 1. Фаза зачатия;2.Фаза развития;3.Фаза распада. Д.Вико выявил не только исторические характеристики протекания фаз цикла, но и проследил при этом тот факт, что поведение и моральный облик человека тоже поддаются качественным преобразованиям. Сначала человек выступает очень грубым, не культурным, но в дальнейшем происходит кардинальное преобразование в его характере, он становится мягким по характеру, добрым, но впоследствии (на стадии распада цикла) становится распущенным.  Штомпка рассматривает несколько теорий в рассмотрении исторического цикла:

  • Теория Н.Данилевского. Он разделял человеческую историю на культурно-исторические типы, говоря о том, что для развития цивилизации характерны как позитивные действующие лица, таки негативные, но существуют и этнографически придатки в развитии общества.
  • О.Шпенглер утверждал, что существуют отдельные культуры, которые различаются не только по географическому месторасположению, но и по «духу», присущему каждой культуре. Шпенглер настаивал на том, что всё предопределено заранее и всё исчезает и происходит  по предварительному плану.
  • А.Тойнби. Считал, что рассматривать историю циклов необходимо на примере малых общественных групп. Развитие общества происходит по плану «вызов – ответ». Для общества характерно взаимодействие творческого потенциала индивидов и окружающей среды.

Для социологии характерно выдвинуть теорию циркуляции элиты и бедняков В.Парето(«львы-лисы», «рантье-спекулянты», «верующие-скептики») и П.Сорокин – социокультурная  флуктуация и разделение культуры на чувственную, идеалистическую и  умозрительную. Основные положения  циклической теории:

  • Теория циклических изменений представлена нам ещё из древности;
  • Существует как замкнутый цикл, где каждый социальный процесс, пройдя полную стадию своего развития, приходит в свою исходную точку, так и спиралевидный цикл, когда повторение каких-то этапов процесса происходит на качественно новом уровне;
  • Каждая социальная система в своём развитии переживает несколько фаз – зарождение, развитие, зрелость и упадок. Социальные процессы, протекающие в той  или иной фазе, неодинаковы как по характеру протекания, так и по своей интенсивности;
  • Социальные изменения - это не только произвольно протекающие преобразования в обществе, но и целенаправленная деятельность индивида.

 Социальные  изменения могут протекать в  таких формах:

  1. Функциональные изменения. Функциональные изменения носят адаптивный характер (помогают системе приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды);
  2. Реформы в социальных системах. Реформирование социальных систем - это долговременный эволюционный и естественный процесс. Реформирование несёт в себе преобразование социальных институтов. Управление реформированием осуществляется государственными чиновниками при помощи разнообразных законодательных актов. Но существует и негативная сторона реформирования, когда сам этот процесс выходит из под контроля реформаторов. В таком случае могут возникать такие негативные явления как революция и распад существующего государственного строя. Самым ярким примером такого реформирования является распад Советского Союза вследствие реформ 1985 году, направленных на изменение социалистического строя.
  3. Социальная революция. Революция - это стремительное преобразование социального, экономического, политического уклада государства. Как правило, революция несет в себе насильственный характер. Революция – это процесс смены сложившегося политического и социального устройства страны под давлением восставших. В ходе революции преобразуются социальные структуры общества, поведение и нормативные ценности людей.  «В период революции массовая активность достигает  апогея, а социальные изменения – невиданных темпов и глубины».[14, 11стр.]

 Социальные  процессы в обществе связаны с  многими факторами как политического  и экономического характера, так  и эволюционного и биологического наполнения. Размышляя над изменениями  в обществе, я поддерживаю теорию циклического развития цивилизации. Ведь если рассмотреть каждую цивилизацию  по отдельности, то можно выявить  закономерное сходство в их развитии. Одно государство сменяет другое. Это бесконечный замкнутый процесс. Но каждое новое формирование берёт за основу своего развития старые образования. Так из древних времён к нам пришло классовое и видовое разделение общества, принадлежность к тому или иному поколению. Цикл и прогресс не одно и то же, так как каждое новое преобразование дополняется новшествами, которые помогают человеку адаптироваться к изменениям в социальной среде, которые в свою очередь являются результатом смены одной фазы развития на другую.  Чередование характера взаимоотношений людей в обществе, государственного строя, экономической стабильности, социальных устоев и моральных норм – это смена фаз и циклов в развитии цивилизации. Даже рассматривая повседневную жизнь можно выявить несколько закономерно повторяющихся событий  и явлений (день сменяет ночь, светофоры сменяют свою расцветку, при встрече с другими людьми мы их приветствуем, расставаясь, мы прощаемся с ними; утром идём на работу, в школу, институт, вечером возвращаемся домой) - всё это простые закономерности непрерывных повторений. И так каждый день, из года в год. Это всё и подтверждает протекание жизненного цикла каждого человека и общества в целом. Можно сделать вывод, что социальная система функционирует до тех пор, пока она способна отвечать на вызовы повседневности.

 Социальные  процессы и изменения тождественны друг другу. Процесс и есть какое-то изменение преобразование. Поэтому  существует множество различных  теорий и определений, характеризующих  данное явление. Рассматривая структурно-функциональную зависимость социальных процессов  между собой, я воспользуюсь структурно-функциональным анализом реальности с точки зрения ведущих социологов прошлых столетий, но утверждения, которых актуальны  и для современности. 

 2.Методологические принципы изучения социальных процессов.

 Структурно-функциональный анализ прошёл ряд этапов становления  и представлен несколькими основными  версиями.

 2.1.Принцип органицизма.

 Предысторию структурно-функционального анализа  социальных явлений связывают с  идеями органицизма Г.Спенсера. Долгое время идеи Спенсера считали продолжением эволюционной теории Конта. Но Спенсер  отвергал такие предположения, так  как сам он описывал структурную  зависимость реальных процессов  в ходе эволюции, а Конт описывал, по его мнению, абстрактные идеи в развитии социума. Спенсер пытался  провести параллель между социальным и органическим строением общества, говоря о «сверхорганизме» - человеке. Эволюция – это деление общего организма на несколько зависящих  друг от друга частей. Дифференциация и рост организма является ярким  процессом эволюции систем. В процессе разделения и усовершенствования общества усложняются социальные функции  и статусы его составных единиц – это и является причиной уязвимости такого общества. Простому обществу легче  заменить одну свою структурную единицу  на другую, так как взаимосвязь  между ними крепче. Спенсер разделяет  общества по степени сложности: простые, сложные, двойной и тройной сложности. Всё зависит от разнообразия и  дифференциации подсистем данного  общества.  По степени восприимчивости  общества к окружающим его обществам  различал: военные индустриальные общества. Главным их отличием является орган  управления. Так в военном обществе существует централизованный аппарат  управления, а в индустриальном обществе – децентрализованный (существует конкуренция  и естественное выживание  более развитой и гибкой особи).  Возникают противоречия, если Спенсер  говорит о том что в сложных  образованиях существует взаимозависимость  и полное обособленность составляющих едини, то как происходит их взаимосвязь  межу собой. Социолог настаивает на том, что такая взаимосвязь происходит с помощью таких символических единиц как язык.  И разделение труда является в свою очередь неотъемлемой частью высокоразвитого общества. Спенсер выдвигал концепцию однолинейности развития общества, где всё уже предопределено. Он ввёл идею регресса в нём. « Социальный организм, — отмечал Спенсер, — как и индивидуальный организм, претерпевает изменения, пока он не достигнет равновесия с окружающими условиями; только после этого он продолжает свое существование без дальнейших структурных изменений. Если такое равновесие достигается, эволюция продолжает проявлять себя только в прогрессирующей интеграции, которая заканчивается жестокостью и практически прекращается.» [6, стр.30]. Говоря о функциональной структуре социального явления, не следует рассматривать только саму его основу, необходимо вникнуть в смысл понять суть такого явления. Например, такой обычай как жертвоприношение богам для древних племён может показаться современному человеку несколько странным, но для того первобытного общества оно было основой их существования. Представьте себе жизнь без удобств и современных благ цивилизации, вот так и такие древние племена не могли себе представить своего существования без амулетов, обрядов и ритуальных алтарей. Спенсер настаивал на том, что всё то непредвиденное поведение индивида является не спланированным преднамеренно, а всего лишь преобразование функций к изменам во внешнем окружении. Осипов рассматривая творчество Спенсера, говорил о том, что нет большого смысла оценивать попытку Спенсера сопоставить индивидуализм и органицизм. Спенсер говорил, что именно целое должно подчиняться частному и коллективный разум - индивидуальному. Исключается любое вмешательство государственных органов в деятельность индивида, так как такой процесс негативно сказывается на самореализации и его самооценки, что приводит к непредвиденным негативным последствиям. Государство может только защищать и помогать реализовывать творческий потенциал своих граждан. Рассуждая о объективности социологических доктрин, Спенсер говорит: «Отрезать себя от всех связей с расой, страной, гражданством, избавиться от всех тех интересов, предрассудков, симпатий, суеверий, вызванных в нем самом жизнью своего общества и своим временем, посмотреть на все изменения, которые претерпели и претерпевают общества безотносительно к национальности, убеждениям, личному благополучию — вот чего не может сделать средний человек и вот что очень несовершенно может сделать исключительный человек»[6, стр.55]. Ведь это очень сложная задача для социолога, только ему приходится исследовать ту область, в которой он сам существует и при этом необходимо оставаться объективным.  В целом органическая теория Спенсера положила начало в сравнении индивида с живой системой в ракурсе подчинения единичного частному. Его регресс и застой в развитии дополнил эволюционную теорию. В целом всё многообразие факторов, влияющих на развитие общества, Спенсер объединяет в группы: «первичные» и «вторичные» факторы. Что же касается политического строя, то Спенсер был противником социализма, говоря о том, что революции и всякого рода насильственные политические преобразования являются болезнью общества. Сопоставление общества живому организму, выявление закономерностей, влияющих на рост и дифференциацию подсистем такого организма, усложнение взаимосвязи его частей между собой, централизованное или децентрализованное управление организмом, естественный отбор, конкуренция между собой, функциональная зависимость между процессами организма – это всё только малый перечень всего спектра проблем, волновавших Спенсера.

 2.2. Принцип дифференциации общественного труда.

 Продолжает  развитие теории структурно-функциональной зависимости и Дюркгейм. Именно он заложил методологические принципы структурно-функционального анализа. Теория о разделении труда Дюркгейма  положила основание к рассмотрению психологической мотивации индивида при выборе той или иной деятельности. Причиной разделения труда, по мнению Дюркгейма,  является удовлетворение различных потребностей и в конце концов достижение удовлетворения и счастья. Достижение счастья и является базовой причиной разделения труда. Счастье балансирует между раздражительностью и безразличием. Иногда неудовлетворение намного выше по внутреннему импульсу, чем удовольствие. Это и заставляет человека достигать удовольствия. Дюркгейм говорит, что для всех людей как счастье, так и несчастье является равным. Каждый человек счастлив по- своему. Абориген, не искушённый благами цивилизации, счастлив, так как живёт в племени, где каждый элемент дополняет друг друга. Современному же человеку  без поддержки других в мире выжить намного сложнее. Дюркгейм настаивает, что для разделения труда характерно и такое явление, как моральность, которая и приводит к солидарности индивидов, а также интегрирует их в общество. Правила различает такие: правила с репрессивной санкцией и правила с реститутивной санкцией. «Право и нравственность - это совокупность уз, привязывающих нас друг к другу и к обществу, создающих из массы индивидов единый связный агрегат.»[12]. Но мораль и нравственность часто противоречат способу достижения удовлетворения. Богатство и власть не могут быть аморальными, так как они и являются идеалом для индивида. Но тогда мораль и нормы поведения для каждого оказываются индивидуальными, а это противоречит утверждению Дюркгейм о абсолютном состоянии удовлетворения (состояния абсолютного счастья достичь невозможно, это величина абстрактная). Существует и давление общества на человека, которое усмиряет лишние проявления его эгоизма и стимулирует человека в конечном итоге подчиняться моральным принципам общества. Счастливый человек это социально здоровый человек. Так больной человек не будет ощущать удовлетворения и сделает всё, чтобы достичь этого ощущения. Ещё одним фактором, стимулирующим разделение труда, являет прогресс. Для удовлетворения потребностей необходимо постоянно усовершенствовать своё производство. Так однообразие какого-то одного вида деятельности раскрывает многообразие внутренних её компонентов. Легче найти разнообразие в однообразной деятельности, чем однообразие в разнообразной деятельности.  Переходя дозволенные пределы моральности для достижения счастья, индивид может совершать различные противоправные действия. Так одним из негативных проявлений разделения труда является самоубийство в обществе. Дюркгейм предположил, что в первобытном обществе самоубийств встречается намного меньше, чем в современном. Не следует считать самоубийством те жертвоприношения, которые были совершены в древности. Ведь эти обряды были сделаны ради каких-то высших идей и  верований. Самоубийства в современном обществе возникают вследствие отречения человека от своего существования, когда он не в состоянии больше бороться с различными противоречиями и препятствиями, возникающими на его жизненном пути. Искушённый благами цивилизации, индивид находит единственно правильный выход – это смерть. Дюркгейм выявил, что уровень самоубийств выше в таких странах, как Германия и Франция. Также по половому отличию существуют и свои разграничения, так среди женщин самоубийств происходит намного реже, чем среди мужчин.

 2.3.Принцип структурно-функционального анализа А.Р.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского.

 Ранний  структурный функционализм был  представлен в работах А.Р. Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского.  В основном свои исследования Рэдклифф-Браун проводил в примитивных племенах Африки и  Австралии, настаивая, что эмпирические исследования тогда являются научно обоснованными, когда проведены  собственно самим исследователем. Рэдклифф-Браун  выдвинул базовые положения для  изучения системной теории: процесс-структура-функция. Необходимость изучать процессы во взаимосвязи друг с другом является главным условием для изучения социальной реальности. Взаимосвязь структуры  и функции была основным направлением в творчестве социолога. Принцип функционального анализа  заключается в отображении интегральной  направленности действия социальной системы. Сущность структурного анализа конкретного общества заключается в выявлении в нём структурных принципов-особенностей поведения людей в различных общественных взаимоотношениях. Необходимым условием для изучения структуры общества является сравнительный анализ. Сравнительный анализ даёт возможность исследователю по отдельным составляющим единицам социального явления, характеризовать его в целом, а так же взаимосвязь с другими процессами общества. Особую роль в характеристике структурно - функционального анализа Рэдклифф-Брауна играет классификация системы родства, где занимает главенствующее место система социальных, а не биологических ценностей. Главными структурными принципа родства являются: единство группы сиблингов, единство линиджа, комбинация альтернативных поколений, сорорат. Группа сиблингов и линиджа различаются между собой: так в первом случае рассматривается отношения индивида к сообществу как целой единицы, а в другом –взаимоотношения субъекта внутри одной единой группы. Особым обычаем является и сорорат-обычай жениться на родственнице умершей жены.  Существует и разновидность взаимоотношений между индивидами в сообществе: шутливые отношения и отношения подчёркнутого уважения. Ещё одним принципом структурно-функциональной зависимости является система санкций. Санкция, в понимании Рэдклифф-Брауна, это определённая реакция группы или общества на поведение отдельных индивидов в форме одобрения или не одобрения. Главной функцией санкции является достижение социальной эйфории. Различают карательные, религиозные, ритуальные, моральные, возместительные санкции. Предложена целая система, регулирующая применение той или иной санкции. Так  Рэдклифф-Браун на примере различных племён показывает распространение примитивного закона, защищающего права, как отдельного индивида, так и всего сообщества. Малиновский занимался исследованием сообществ в противоречивом двуединстве «биологическое - социальное». Огромное значение в его исследованиях имеют именно функциональное обоснование процесса. Он утверждал, что любое культурное явление существует для того, чтобы удовлетворять определённую потребность человека. Сопоставляя рациональное знание и магию, выявляются функциональные расхождения: в первом случае – адаптация в рационально - предсказуемых условиях, а во – втором – в условиях, недоступных рациональному контролю.  Сравнивая религию и магию, можно сказать, что религия выполняет функцию общей адаптации  к социальной среде, а магия-это удовлетворение практических потребностей человека. Существует много противоречий функциональной методологии культуры Малиновского. Так как если утверждать, что любая социальная система существует лишь  для того чтобы удовлетворять потребности индивида слишком просто. Тогда и культура существует лишь для потребностей индивида. Но основная заслуга Малиновского – это попытка систематизировать культуру.

Информация о работе Социальные процессы как объект системного исследования