Социальные процессы как объект системного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.
2. Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.
3. Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

Содержание

Введение.
1.Социальные процессы как объект системного исследования.
1.1.Виды социальных процессов
1.2.Социальные изменения
2.Методологические принципы изучения социальных процессов.
2.1.Принцип органицизма
2.2.Принцип дифференциации общественного труда
2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского
2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма
2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана
2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности
2.7.Принцип коммуникативного действия
2.8.Принцип референции
3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.
3.1. Социальные процессы глазами современных социологов
3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.88 Кб (Скачать)

План:

Введение.

1.Социальные  процессы как объект  системного исследования.

1.1.Виды социальных  процессов

1.2.Социальные  изменения

2.Методологические  принципы изучения  социальных процессов.

2.1.Принцип органицизма

2.2.Принцип дифференциации  общественного труда

2.3.Принцип структурно-функционального  анализа Радклиф-Брауна и Малиновского

2.4.Принцип функционального  императивизма и функционального  структурализма

2.5.Принцип конструирования  реальности Бергера и Лукмана

2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности

2.7.Принцип коммуникативного  действия

2.8.Принцип референции

3.Структуно-фкнкциональный  анализ социальных  процессов современного украинского общества.

3.1. Социальные процессы глазами современных социологов

 3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)

 Заключение.

Список используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение.

 Изучение  реальных социальных процессов актуально в наше время, так как общество невозможно представить без этих процессов. Интересно взглянуть на социальные процессы с точки зрения структурно-функционального анализа и ответить на множество вопросов. Как структурные единицы разных социальных процессов взаимодействуют между собой? В какой зависимости друг с другом находятся те или иные их функции? В чём сходство и различие этих процессов? Социальные процессы - это движение, поток событий, их изменение и преобразование.  Процессы могут происходить на различных уровнях социальной системы. Поэтому объектом исследования может быть как отдельный индивид, так и общество в целом. Всё многообразие социальных процессов не возможно себе даже представить. Мы тоже становимся участниками различных общественных процессов, даже и не догадываясь об этом. Мы можем влиять на эти процессы, и вследствие  этого изменяется направленность их движения. Чтобы лучше и более эффективнее управлять различными социальными событиями, необходимо  прежде всего разобраться в их структуре, осознать деятельность всех функциональных единиц, входящих в состав события, сопоставить функции этих единиц, степепень зависимости их друг от друга. Для того, чтобы более эффективно проанализировать социальную реальность сегодня, необходимо разобраться в закономерностях описания общественной жизни исследователями прошлых столетий.

 Степень разработанности  проблемы. Рассматривая социальные процессы в ракурсе структурного функционализма, безусловно, необходимо сказать и о теории структурно-функционального анализа. В середине 20 века структурный и функциональный анализы были переосмыслены, как два различных аспекта системного анализа социума, т.е. исследование систем и как целостных единиц, и  так же более детально рассмотреть их структуру, чтобы выявить сходства и различия составляющих этих систем, сопоставить их функции. Это дало основания для объединения функционального и структурного подходов научного познания, и их локализация в области социального знания.  Предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма Спенсера. Но его основы и методологические принципы заложил Дюргейм. Далее структурный функционализм был представлен в теории Радклиф-Брауна и Малиновского (представители Британской школы антропологии). Именно они и сформулировали основные положения этой теории. Дальнейшее развитие структурно - функционального анализа уже связывалось с системной теорией. Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который распространил функционалитическую методологию на все направления в социологии. Так структурно-функциональный анализ, как разновидность системной теории, соотносится с социологическими теориями другого характера. Но в последующем развитии структурно-функциональный анализ подвергся конструктивной критике со стороны разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии, так и в общенаучной методологии. Ведутся конструктивные разработки в направлении «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана). Так же происходит замена системно-организационных моделей описания социума на системно-процессуальные модели (переосмысление основ структурно-функционального анализа с позиции социологии социальных изменений – Турен, П.Штомпка). Но потенциальная возможность процессуального прочтения функционализма была предложена ещё в интегральной социологии Сорокина. В дальнейшее развитие структурно - функционального анализа связывают не с теорией, коммуникативного действия Хабермаса, концепцие референции Лумана, которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма. Прикладная методология, разработанная в теории структурно-функционального анализа, занимает значительную часть в эмпирически ориентированных социологических исследованиях.

 Объект  исследования: социальные процессы.

 Предмет исследования: методологический принцип структурно-функционального анализа социальных процессов.

 Цель  исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.

 Задачи исследования:

  1. Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.
  2. Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.
  3. Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.Социальные  процессы как объект  системного исследования.

 1.1. Виды социальных  процессов.

 Социальные  процессы – это какие-то изменения, происходящие в обществе. Козырев  Геннадий Иванович в своей публикации различает такие социальные процессы, как направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и т.д.

  • Направленные процессы- это такие процессы, которые имеют свою чёткую направленность, цель движения, значимость. Они достаточно предсказуемы, ведь можно предположить с максимальной точностью их исход. Пример: процесс бракосочетания, процесс реформирования производства. Я считаю, что существует много внешних факторов, которые могут, так или иначе повлиять на исход такого процесса.
  • Ненаправленные процессы – это непредсказуемые процессы, их исход определить достаточно сложно. Пример: семейные конфликты, мобилизация в социальные движения. Я думаю, что такой вид процесса является более или менее эмоционально насыщенным, а когда существует перевозбуждение, твёрдая логика и трезвый разум отсутствуют.
  • Обратимые процессы – это такие виды изменений, когда система вследствие каких-то факторов переходит из одного своего состояния в другое , но потом возвращается к своему прежнему состоянию. Но это не значит, что система возвращается к своему первоначальному состоянию. Конечно, некоторые структурные единицы системы остаются неизменными, но основа системы изменяется. Пример: отмена  крепостного права в Украине, но в следующем веке фактически крепостное право возвратиться вместе с коллективизацией в СССР.
  • Необратимые процессы – это такие изменения, которые невозможно остановить или повернуть вспять. Пример: распад СССР, процесс старения человека.
  • Восходящие процессы – это изменения связанные с развитием системы в сторону прогресса. Пример: развития человечества от первобытного строя до современного социалистического состояния.
  • Нисходящие процессы – это изменения системы, направленные в сторону регресса. Например: отклоняющееся от нормы, социально опасное поведение человека;
  • Линейные процессы – это постепенные, изменения системы, как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Пример: реконструкция системы образования. Ярким историческим примером линейной концепции является Закон трёх стадий Огюста Конта.
  • Ступенчатые процессы – это такие изменения в системе, когда сначала идёт её постепенное преобразование, но потом под влияние различных факторов происходит своеобразный скачёк, который приводит к качественным изменениям в системе. Пример: все те противоречивые мнения, накапливавшиеся в украинском советском обществе, привели к тому, что украинцы осознали свою самобытность и индивидуальность, и захотели стать независимыми.
  • Циклические процессы - это такие изменения системы, когда периодически повторяются какие-то из её фаз т.е. это круговое, замкнутое повторение фаз. Пример: нестабильность нашей экономики приводит к тому, что фаза стабильности экономики, сменяет фазу нестабильности, а потом вследствие каких-то продуктивных реформ в сфере экономики вновь наступает фаза стабильноcти.
  • Спиралевидные процессы – это такое восходящие или нисходящие изменение системы, когда она возвращаетcя в своё начальное состояние, но уже на более качественном уровне. Пример:  процесс обучения школьника, студента.

 Классификация социальных процессов по причинности  предполагает разделение процессов  на эндогенные – стимул к протеканию процесса лежит внутри него, и экзогенные – стимул находится во внешней  среде. По уровню протекания процесса  существуют такие виды как макропроцессы, осуществляемые на уровне государства, мирового сообщества, этнических групп; мезопроцессы охватывают большие общественные и политические организации, а микропроцессы  происходят в повседневной жизни  отдельных индивидов.

 Платинский  Ю.М. попытался смоделировать социальные процессы на систему координат, где  по одной оси отображается время  протекания процесса, а по другой –  факторы, влияющие на процесс. Благодаря  такому графику можно выяснить и  скорость протекания процесса и понять его вид . Вот так линейный процесс может отображаться в виде прямой линии, которая может возрастать или уменьшаться в зависимости от хода процесса. Но как показывает практика, многие процессы в обществе не могут протекать только в одной из форм, поэтому и формы графиков непрерывно изменяются. Но Платинского как и многих других учёных больше привлекала циклическая модель протекания процесса. Такую модель он на графике отображал в виде математической синусоиды. А спиральные процессы у Платинского отображены в виде круга. Это и понятно, так как в целом спиральный процесс - есть движение по замкнутому кругу. Но намного сложнее изучить динамику протекания хаотических процессов. «Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют "большие скачки", амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом.» [16] При таком не равномерном развитии процесса не возможно детально изучить его внутреннюю конструкцию. Вот поэтому мы практически ничего не знаем о хаотических процессах. Суть того или иного процесса составляют различные механизмы. «Социальный механизм - это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов».[16] Другими словами, социальные механизмы – это так называемые, рычаги контроля и управления, изучая которые можно и выяснить внутреннюю суть социального процесса. Однако для характеристики реальных социальных процессов недостаточно выстроить только причинно-следственную связь. Мы живём не в мире абстрактных и теоретических понятий, а в реальных условиях. Таким образом необходимо выявить влияние причинно-следственной связи на   верования и убеждения людей, на формирование их поведения. Социальные механизмы должны регулировать не только причинно-следственные связи социальных процессов, но и контролировать взаимоотношения между индивидами.  Такую трактовку социального механизма можно сопоставить с парадигмой методологического индивидуализма, когда все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивида. Платинский не может сопоставить социальные механизмы с такой парадигмой, говоря о том, что парадигма методологического индивидуализма широко используется в экономике, где индивид чаще всего принимает только рациональные решения. Но в реальных условиях индивид вероятнее всего будет руководствоваться не логикой и разумом, а чувствами. Что же касается конечных результатов процесса, то в этом плане можно сказать о разделении процессов на морфогенетические и модифицированные. Первая группа процессов приводит к качественным изменениям в обществе, а вторая включает в себя только внешнее изменение системы, но её основные качественные характеристики остаются неизменными. Где грань между качественными изменениями системы и её функциональными преобразованиями? В этом плане необходимо отличать такие понятия как трансформация – изменение структуры системы и репродукция – изменения внутри системы. Также в классификации социальных процессов необходимо учитывать и субъективный фактор, то, как те или иные процессы воспринимаются индивидом.

  1. Явные процессы, цель и методологическая база которых уже ясна. Например, правила дорожного движения созданы для урегулирования дорожных отношений и процессов.
  2. Скрытые процессы, результат которых предугадать невозможно. Например, феномен экологического сознания, когда внешнее влияние человека на систему приводит к неожиданным последствиям.
  3. Процессы-бумеранги. Например, мы выбираем какую-то вещь только по внешним её характеристикам, но узнав её содержание,  чувствуем себя обманутыми.

 1.2. Социальные изменения.

Как уже  было ранее сказано, что социальный процесс – это непрерывное  движение, изменения, без которых  процесс не может существовать. Но если о движении, можно было судить по графикам Платинского, то социальные изменения мною ещё не были затронуты. В более узком смысле социальное изменение- это переход объекта  из одного состояния в другое.  Изменения связанные прежде всего с временной характеристикой, так как поддаётся детальному анализу те изменения субъекта, которые произошли в определённых временных рамках. Социальные изменения могут происходить как с отдельным объектом, так и с группой объектов, внутри самого объекта. Существует несколько теорий относительно социальных изменений. Проанализировав статью Геннадия Ивановича Козырева, я попыталась дать свою характеристику этим теориям.

  • Эволюционистская теория–равномерное движение системы от нижних уровней к более высоким  по уже заданной траектории. Но я не могу согласиться с тем, что это движение необратимо, так как есть такое явление как деградация системы, т.е. движение в обратном порядке. Одним из представителей классического эволюционизма является Спенсер. Его теория заключалась в том, что вследствие социальных изменений выживает только сильнейший.

Но необходимо различать как биологический  эволюционизм так и социологический  эволюционизм. Так Штомпка попытался  проанализировать как теорию социального  эволюционизма так и теорию биологического эволюционизма. Основателями социологического эволюционизма можно считать Конта (закон трёх стадий: теологическая, метафизическая и позитивная),  Спенсера (натуралистическая концепция), Морган (материалистическая концепция), Дюркгейм (социологическая концепция), Теннис (эволюция без прогресса), Уорд (эволюция эволюции). Штомпка указывает как на сильные, так и на слабые стороны эволюционизма. Общим преимуществом данной теории является попытка проанализировать теорию социальных изменений, рассматривая целостные социальные процессы. Недостатком является тот факт, что изменяться могут как и сами явления, так и структурные их составляющие, более  того это изменение может происходит как линейно так и хаотически.

Информация о работе Социальные процессы как объект системного исследования