Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:27, контрольная работа
в контрольной работе по социологии для студентов вузов рассматриваются следующие вопросы: I. Понятие общения и его функции; II. Структура общения; III. Способы организации групповой деятельности и общения.
Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23
которых один участник использует
другого (или других) как простые
объекты, подобные орудиям труда, инструментам,
механизмам или работающим животным.
Поэтому межсубъектным
Между тем конкретные условия деятельности бывают столь разнообразными и всякий раз в той или иной мере неожиданными, непредвиденными, что только свобода, избирательность действий каждого члена коллектива способна привести к успеху общего дела. А это значит, что каждый член данного коллектива – строительной бригады, боевого взвода, спортивной команды, равно как и член макроколлективов – представитель класса, нации и т.д., должен в подобных ситуациях сам действовать не как объект, пассивно выполняющий чужую волю, команды и указания, получаемые извне, а как субъект, свободно избирающий линию своего поведения и относящийся к своим сотрудникам, соавторам, партнёрам как к субъектам же. В подобных коллективных действиях активность каждого участника общего действия активность каждого участника направлена, таким образом, двояко – на совместно обрабатываемый объект и на других субъектов, вместе с которыми эта обработка осуществляется.
Общение как межсубъектное взаимодействие предполагает духовную регуляцию, то есть включает в себя духовные действия субъектов – без этого они не выступали бы в данной ситуации как субъекты. Однако участие духовности в практическом взаимодействии субъектов не снимает существенного различия между материальной и духовной его формами. Они различаются тем, что в материальном общении духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, тогда как целью духовного общения является духовное единение партнёров, достижение их духовной общности, а практические действия служат только данной цели.
Далеко не всякому коллективному практическому действию необходима опосредованность общением.
Существуют разные способы организации групповой деятельности. Управление - отношение человека к человеку как субъекта к объекту –начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.
Разделение труда - зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале – автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора.
Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социологии. Как нами было показано - общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека.
Оба ряда отношений человека,
и общественные, и личные реализуются
именно в общении. Таким образом,
общение и есть реализация всей системы
отношений человека. В нормальных
обстоятельствах отношения
Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.
Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру, которую не всегда однозначно можно определить.
По мнению как отечественных,
так и зарубежных авторов, в процессе
общения устанавливается
поведения человека в социуме. СПб., М., 2004.
практическое пособие. М., МГУТУ, 2006.
проект, 2004.
1 Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: законы поведения человека в социуме. СПб., М., 2004; Гуманитас. Humanitas. Т. IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2006; Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М., Академический проект, 2004; Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс. СПб., М., 2004; Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.; Якубовская Т. Соционика: как разобраться в себе и в других. От общения к пониманию. М., 2003.
2 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 90
3 Шведчикова, Е.В. Социология: Учебное пособие. – Мелеуз, филиал ГОУ ВПО «МГУТУ», 2007. – 167 с., с. 138
4 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 91
5 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 92
6 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.
7 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.