Социальные проблемы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

в контрольной работе по социологии для студентов вузов рассматриваются следующие вопросы: I. Понятие общения и его функции; II. Структура общения; III. Способы организации групповой деятельности и общения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

социология контрольная.docx

— 59.02 Кб (Скачать)

которых один участник использует другого (или других) как простые  объекты, подобные орудиям труда, инструментам, механизмам или работающим животным. Поэтому межсубъектным практическим отношением является лишь такое, в котором  участники единого действия выступают (в принципе) как равно активные и равно свободные партнёры, ориентирующиеся  друг на друга именно как  на  инициативно  – самодействующих  субъектов. 

Между тем конкретные условия  деятельности бывают столь разнообразными и всякий раз в той или иной мере неожиданными, непредвиденными,  что  только  свобода,  избирательность  действий  каждого  члена  коллектива способна привести к успеху общего дела. А это значит, что каждый член данного коллектива – строительной бригады, боевого взвода, спортивной команды, равно как и член макроколлективов – представитель класса, нации  и т.д., должен  в  подобных  ситуациях  сам  действовать  не  как  объект,  пассивно  выполняющий чужую волю, команды и указания, получаемые извне, а как субъект, свободно  избирающий  линию  своего  поведения  и  относящийся  к  своим  сотрудникам, соавторам, партнёрам как к субъектам  же. В подобных коллективных действиях  активность каждого участника общего действия активность каждого участника  направлена, таким образом, двояко –  на совместно обрабатываемый объект и на других субъектов, вместе с которыми эта обработка осуществляется.

Общение  как  межсубъектное  взаимодействие  предполагает  духовную регуляцию, то есть включает в себя духовные действия субъектов – без  этого они не выступали бы в  данной ситуации как субъекты. Однако участие духовности  в  практическом  взаимодействии  субъектов  не  снимает  существенного различия между материальной и духовной его формами. Они различаются тем, что в материальном общении духовная  активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, тогда как целью духовного общения является духовное единение партнёров, достижение их духовной общности, а практические действия служат только данной цели.

Далеко не всякому коллективному  практическому действию необходима опосредованность общением.

  Существуют разные способы организации групповой деятельности. Управление - отношение человека к человеку как субъекта к объекту –начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения  управляющего  и  управляемого.  Понятно,  что  последний  лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Разделение труда - зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале – автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит  постепенное  вытеснение  человека  автоматом,  способным  более  надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора. 

Заключение

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социологии. Как нами было показано - общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному  миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным  психологическим явлением, имеет свою структуру, которую не всегда однозначно можно определить.

По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный  контакт и происходит обмен эмоциональных  состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это  внутренняя, социально-психологическая  сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную  систему связей личности с коллективом  и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере  взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно  переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к  определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным  переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к  взаимодействию может реализовываться  как в поведении субъектов  в условиях общения, так и в  процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений. 

 

 

Список литературы

 

  1. Аронсон  Э.,  Уилсон  Т.,  Эйкерт  Р.  Социальная  психология:  законы

поведения человека в социуме. СПб., М., 2004. 

  1. Гуманитас.  Humanitas.  Т.  IV.  Социология.  Политология.  Учебно-

практическое пособие. М., МГУТУ, 2006.

  1. Кравченко  А.И.  Социология.  Учебник  для  вузов.  М.,  Академический

проект, 2004.

  1. Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс. СПб., М., 2004.
  2. Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.
  3. Шведчикова,  Е.В.  Социология:  Учебное  пособие.  –  Мелеуз,  филиал  ГОУ ВПО «МГУТУ», 2007. – 167 с.
  4. Якубовская Т. Соционика: как разобраться в себе и в других. От общения к пониманию. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Аронсон  Э.,  Уилсон  Т.,  Эйкерт  Р.  Социальная  психология:  законы поведения человека в социуме. СПб., М., 2004; Гуманитас.  Humanitas.  Т.  IV.  Социология.  Политология.  Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2006; Кравченко  А.И.  Социология.  Учебник  для  вузов.  М.,  Академический проект, 2004; Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс. СПб., М., 2004; Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.; Якубовская Т. Соционика: как разобраться в себе и в других. От общения к пониманию. М., 2003.

2 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 90

3 Шведчикова,  Е.В.  Социология:  Учебное пособие.  –  Мелеуз,  филиал  ГОУ ВПО «МГУТУ», 2007. – 167 с., с. 138

4 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 91

5 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с., с. 92

6 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.

7 Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II.  Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГУТУ, 2007 г. – 112 с.

 


Информация о работе Социальные проблемы общения