Социальные проблемы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

в контрольной работе по социологии для студентов вузов рассматриваются следующие вопросы: I. Понятие общения и его функции; II. Структура общения; III. Способы организации групповой деятельности и общения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

социология контрольная.docx

— 59.02 Кб (Скачать)

Рассмотрим  содержание общения в понимании  Матвеева В.А. и Бобкова А.Н.7Содержание общения. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Существуют три основных типа общения: материально-практическое, духовно-информационное и практически-духовное.

- Содержание практического  общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те  реальные действия его участников, которые в совокупности  реализуют   общую  цель  деятельности,  примером могут служить действия  хирургов  в ходе  операции,  сталеваров  у доменной  печи  и т.д.  Однако  содержание  такого общения непременно  имеет и свой  духовный  слой,  образующийся  вследствие того, что совместное действие людей требует сознательного целеполагания, выбора  оптимальных  средств,  постоянного  слежения  за  действиями  партнёра  и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение. К тому же  непредвиденность  развития  событий  требует  от  каждого  дополнительной

коррекции и регуляции  их взаимодействия. Этот духовный слой содержания материального  общения  является  сознанием  необходимости взаимодействия  с другим  человеком,  а  значит,  и  необходимости  в  нём  самом  как  партнёре  при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку,  то  есть  в  готовность  согласования  своего  поведения  с  поведением партнёра, в стремление к содружеству,  сотрудничеству. Представления о цели совместных действий есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль здесь играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать поведение партнёра, и готовность к взаимопомощи, к взаимной  выручке  в  критических  ситуациях,  основанной  на  сознании  того,  что

общие интересы выше частных  интересов.

- Содержание духовного  общения также двухслойно, только  психологический  слой  сочетается  здесь  с  информационным,  так  как  целью  является  в данном  случае  достижение  духовной  общности.  Циркулирующая   в  общении информация отличается  тем, что обобщает два духовных  потока, исходящих от участников  общения, порождая уникальный  эффект возрастания информации  в данном  процессе;  качественное  же  её  своеобразие  состоит   в  том,  что  духовность  человека  предстаёт  здесь   в  своей  реальной,  живой   целостности,  нерасчленимости духовного  потока, ибо таково условие достижения  действительной духовной общности  людей. 

В качестве непосредственной духовной связи человека с человеком  как субъекта  с  субъектом  выступает  любовь,  как  первейшая и  острейшая  потребность. Такое чувство духовно и доступно лишь человеку в качестве реакции на связь с другим человеком как с уникальным, никем не заменимым для любящего, именно и только этим существом. Любовь есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, а информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта, волнуют

его, входят в его внутренний мир, - не случайно в быту говорят, что к любимому,  близкому  человеку,  другу  идут  с  «открытой  душой».  В  таком  встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения.

Безотносительно к тому, кто является здесь субъектом – личности, группы, социумы,  типы  культуры,  -  информация,  рождающаяся  в  процессе  их  общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях, которые кристаллизируются  на  уровнях  социально  – психологическом и идеологическом.

Было бы односторонним  сводить духовное содержание общения  только к эмоциональной силе любви, симпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными,  осознаваемыми  стимулами  –  с  пониманием  человека  человеком.  Проблема  понимания  опирается  на  психологическую  структуру  понимания, свойственного обыденному сознанию и реализующегося в общении людей: ведь другой ожидает, чтобы я ему ответил, а для этого – чтобы я его понял. Счастье – это когда тебя понимают. Этим дополнением определение душевного состояния человека и исчерпывается.

Обращаясь к анализу содержания практически–духовных форм общения, отметим, что и в художественном, и в  религиозном отношении содержание столь же духовно, как и в формах реального духовного общения: иллюзорный характер общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно  – психологического двуединства  межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нём связи любви к образу и его понимания.

На том же механизме  преобразующего реальность её идеального отражения основано и обрядово – ритуальное поведение человека, которое широко используется  и  религиозным  и  художественным  способом  освоения  мира,  но выходит за пределы того и другого и обслуживает сферы нравственных и политических отношений (например, свадебный обряд или ритуал судебного заседания). Данный тип поведения является символическим, то есть по формам своим практическим, а по сути чисто иллюзорным, имеющим не материальный, а духовный, идейно-психологический смысл. Он отсылает нас к какой-то реальной форме практики – к земледельческим работам, к военному делу, к брачным отношениям, к сношениям государств и др.

Другая форма практически  – духовной деятельности – игра, тесно переплетающаяся и с искусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий – иногда достаточно конкретных (скажем, игра в дочки – матери, в войну и т.д.), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких, как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействие. Уже отсюда явствует, что поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующем практику. Так, действительно, и возникают практически – духовные формы человеческого общения.

Независимо от того, какова идеологическая подоснова обряда – культовая, нравственная или политическая, - он является своего рода «ролевой игрой», в которую взрослые вкладывают отнюдь не игровой, а  вполне серьёзный смысл – магический, ритуальный, идеологический. Игра же в чистом виде – так называемая  «игра  с  правилами»  –  есть  опять-таки форма общения игроков,  выраженная практически – действенно, но практика эта мнима, ибо на самом деле здесь  происходит  лишь  «игра  в  практику»  и  общение  людей  разворачивается здесь как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика, - это и придаёт обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни.

В  содержании  этих  практически–духовных  форм  общения  мы  обнаруживаем снова два слоя. Первый – психологический. Его строение в принципе то же, что и в других формах общения, хотя соотношение эмоционального и интеллектуального факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения, - в обряде, в символическом действе, в игре партнёры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как в материально –практическом общении, тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо. Оно выражается в понимании общих правил и действий партнёра в данной ситуации.

Наиболее  существенны,  однако,  отличия  в  другом  слое  содержания

практически  –  духовных  форм  общения.  Слой  этот  информационен  по  своей природе,  но  тут  информация  не  вырабатывается  как  в  художественном  общении, а воспроизводится. Смысл действия в том и состоит, чтобы воспроизвести сложившийся и всем известный порядок действий. Только в игре результат неизвестен,  и  весь  её  смысл  в  этой  неизвестности,  однако  никакой  качественно новой информации при этом не возникает тогда как в духовном общении возникает всякий раз качественно новая информация – плод слияния информационных потоков, идущих от уникальных духовных миров партнёров.

Форма процессов  общения.  Переходя к рассмотрению  формы процесса

общения, отметим, что она  имеет во всех случаях сигнально  – знаковый, ком-

муникативный характер, позволяющий  говорить о языках человеческого  общения как особом классе знаковых систем.

Строение  знаковой  системы  не  может  не  обусловливаться  характером

той информации, которая  передаётся с помощью данного  языка. Это отчётливо прослеживается  в  науке:  особенности  передаваемой  информации  требуют здесь, во-первых, преобразования словесного языка в язык обозначенных понятий; во-вторых, словесные средства дополняются разными символами и знаками  производимых  операций;  в  третьих,  необходимым  оказывается  здесь  использование  графических  схем,  таблиц,  чертежей.  Совершенно очевидно,  что такая структура научного языка не соответствует потребностям передачи ценностного  сознания,  личностных  смыслов,  социально-психологических  состояний, переживаний и т.д. Что касается строения обыденного языка, он характеризуется  высокой  информационной  избыточностью,  эмоционально-стилевой окраской слов и иными возможностями, позволяющими придавать речи личностный характер, варьировать единый национальный язык при его употреблении разными  социальными  группами  (диалект,  жаргон и т.п.),  объясняет его приспособлённость для выражения именно той информации, которая циркулирует в сфере общения. Именно поэтому живая речь и является основным средством общения людей в их повседневной жизни. К тому же она может быть дополнена выразительными жестами, мимикой, интонацией для передачи таких оттенков, а подчас и существенных аспектов смысла, которые чрезвычайно важны именно для целостного сознания. Эти средства даже могут служить самостоятельным языком человеческого общения.

Если для передачи сообщений  оптимальной формой является письменная, а не устная информация, то наилучшим средством общения является живая устная речь. Она полнее, глубже и шире связана с духовной жизнью высказывающейся личности, чем обезличенный письменный текст.

Языки  науки  и  искусства  вырастают  на  прямо противоположных направлениях,  т.к.  цель  науки  –  превратить  общение  в  передачу  сообщений,  а цель искусства – расширить сферу общения дополняющими его формами. Известно, как трудно давалось семиотике осмысление художественных языков, т.к. все свои общие выводы она делает на основании изучения коммуникации. Но к художественным языкам эти выводы трудно или вообще неприемлемы. Семиотики и эстетики нередко готовы вообще отрицать знаковый характер художественных языков только потому, что к ним не удаётся применить все характеристики формализуемых знаковых систем. Между тем материальная конструкция,  в  которой  воплощено  произведение  искусства,  может  и  должна превратиться  в  сознании  воспринимающего  в  художественный  образ  –  образ человека, природы, события. Но для этого нужно, чтобы воспринимающий был способен понять данную конструкцию как знаковое образование, как специфический текст и тем самым «прочесть» его. Отличие «чтения» художественных текстов от чтения всех иных текстов состоит в том, что нехудожественные тексты декорируются мыслью, а тексты художественные – воображением, так как только оно способно воссоздавать образы, которые некогда возникли в воображении художника и закодированы им в художественном тексте.

   Сказанное  об  искусстве  может  быть  отнесено  и  к  другим  средствам практически – духовного общения – и обряды, и ритуалы, и игры имеют свои «языки», которые и позволяют их участникам общаться друг с другом по правилам, а зрителям понимать то, что происходит перед их глазами – во время брачной церемонии или на футбольном матче.

Казалось бы, когда мы имеем дело с практическим взаимодействием 

людей,  его  форма  является  технологической,  а  не  семиотической,  поскольку выражает  направленность  действий  субъектов  на  совместно  отрабатываемый ими объект. При ближайшем  рассмотрении ситуация оказывается более сложной.

Это объясняется тем, что  координация поведения участников совместного труда требует обращения действий каждого не только к объекту, но и друг к  другу.  Например,  пока  футболист  тренируется,  оставаясь  с  мячом  один  на один, отрабатывает приёмы владения мячом или точность удара в ворота, каждое его действие обусловливается только внутренними отношениями системы «нога – мяч - ворота»; но стоит принять участие в тренировке другому футболисту,  как  радикально  меняется  система,  в  которой  игрок  должен  принимать каждое своё решение, потому что каждое его движение становится своего рода «диалогом»  с  партнёром,  который  должен  понимать  его  замыслы  и  подключаться  к  их  реализации.  Это  означает,  что  действия  футболиста  приобретают знаковый аспект.

В коллективном труде координация  действий его участников выражается  не  в  дополнительных  словесных  командах,  а  в  самих  производственных движениях работника – члена строительной бригады или хирурга, совершающего операцию. Следовательно, двунаправленность каждого действия, поступка  –  на  предмет  труда  и  на  других  участников  трудового  процесса  –  есть  и здесь.  Знаковые  функции  исполняются  не  специально  предназначенными  для этой  цели объектами,  а теми,  которые служат  неким практическим  целям, но одновременно  выступают  и  орудием  общения.  Круг  таких «прикладных языков» столь же широк, как и круг конкретных форм практической деятельности людей, в которых сколько-нибудь существенную роль играет общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения

 

Любой коллектив людей  строит свои отношения на основе общения. Общение есть непременный атрибут любой человеческой деятельно-

сти. Оно проявляется через  взаимодействие субъектов. Речь идёт не о  любой практической связи людей, а только о такой, в которой они выступают как полноценные субъекты, ибо существуют и такие коллективные действия, в

Информация о работе Социальные проблемы общения