Социальные проблемы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

в контрольной работе по социологии для студентов вузов рассматриваются следующие вопросы: I. Понятие общения и его функции; II. Структура общения; III. Способы организации групповой деятельности и общения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

социология контрольная.docx

— 59.02 Кб (Скачать)

 

Социальные проблемы общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава I. Понятие общения и его функции 4

Глава II. Структура общения 10

Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19

Заключение 21

Список литературы 23

 

Введение

Социальное общение –  одна из самых важных и «болезненных»  проблем во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Сегодня, в эпоху больших социальных перемен, когда интернет-общение часто заменяет личное, нашими умами манипулируют СМИ, этот вопрос – изучение проблем социального общения – очень актуален.

Цель данной работы рассмотрение вопросов, связанных с социальными проблемами общения.

Из поставленной цели вытекает решение следующих задач:

- дать определение понятию общения и рассмотреть его функции;

- рассмотреть структуру  общения;

- определить основные  способы организации групповой деятельности и общения.

Следует отметить, что рассматриваемая  проблема хорошо освещена как в отечественной  психологической литературе, так  и в специализированной периодике.1

В первой главе работы дается описание термина общение в социологии, рассмотрены его функции. Вторая глава посвящена вопросу структуры общения. Наконец, в заключительной главе дается определение основным способам организации групповой деятельности и общения.

Глава I. Понятие общения и его функции

Дать однозначное определение  понятию общения непросто, так как это «сложный и многообразный процесс, включающий взаимодействие индивидов, обеспечивающий их информационное обеспечение, это отношение и взаимовлияние людей, сопереживания, взаимопонимания друг друга и т.д.».2 Как известно, Общение может носить позитивный и негативный характер, то есть быть для людей как полезным, так и негативным.

Основой для общения выступает совместная деятельность людей. Процесс общения предполагает не только элемент общности, но и обособления, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и взаимное противостояние. В акте обособления проявляются индивидуальные особенности личности, за которой стоит её принадлежность ко многим другим социальным  общностям,  многообразие  социальных  отношений  и  социальных  ролей личности.

Многообразные отношения  человека не охватываются только межличностным  контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в  более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с  ним индивидов, также требует  определенного «построения» системы  его связей, а этот процесс и  может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как  способ цементирования индивидов и  вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения  одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Общение и социальные отношения  тесно связаны. Но в отличие от тех аспектов общения,  которые  связаны  с  межиндивидуальными  контактами,  «понятие  социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами,  а  между  представителями  различных  социальных  групп  и  общностей, между  различными  социальными  типами,  являющимися  представителями  этих общностей и классов»3.

При рассмотрении проблемы общения, нельзя  его сводить  только  к индивидуальным контактам. Оно должно быть рассмотрено во всём многообразии  связей  всех  модификаций  субъекта.  Общение  лежит  в  пределах  понятия деятельности, являясь одним из четырёх её основных видов, наряду с познавательной, преобразовательной, ценностно- ориентационной.

   Если деятельность человека не сводить только к его предметной деятельности, тогда общение вписывается в разностороннее проявление человеческой активности. Общение может быть и аспектом и типом и видом деятельности, в зависимости от характера деятельности. Например: в трудовом процессе, в дружеской беседе, в научном диспуте и т.д. Постоянной же остаётся сама деятельная  природа  человеческого  общения,  проявляющаяся  в  воздействии одного субъекта на другого.

   Общение и социальные отношения тесно связаны. Но в отличие от тех

аспектов общения, которые  связаны с межличностными контактами, «понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными  индивидами,  а  между  представителями  различных  социальных групп  и  общностей,  между  различными  социальными  типами,  являющимися представителями этих общностей и классов»4.

   Социальные отношения будь то экономические, политические, правовые  и  т.п.  складываются  в  процессе  практического  общения

людей и сразу же приобретают  независимое от сознания индивидов  существование. Эти отношения характеризуют  тип связи её участников (который  становится структурой общества) и, формируясь в процессе практического общения  людей, его же и обусловливает. Общение  же есть реальная деятельность, разворачивающаяся  процессуально.

   Определив, что такое общение, межличностное общение, социальное общение, перейдем к рассмотрению функций общения. Исследователи выделяют в структуре общения четыре основных функции:

- цель общения находится  вне самого взаимодействия субъектов; 

- цель общения заключена  в нём самом; 

- цель общения состоит  в приобщении партнёра к опыту  и ценностям инициатора общения; 

-  целью  общения   является  приобщение  самого  его  инициатора  к  ценностям  партнёра.5

   Перечисленные ситуации исчерпывают заключённые в общении функциональные возможности. Содержание этих ситуаций может быть следующим:

Обслуживание  предметной  деятельности.  Общение,  имеющее  цель

вне себя, является способом организации определённого вида предметной коллективной деятельности – производственной, научной, военной, в сфере искусства и т.д. В  этой практической деятельности общение  выступает как необходимое средство обеспечения его эффективности.

   Существуют  некоторые  формы  практической деятельности,  которые  организуются  иными типами  взаимодействия  людей:

- управление,

- разделение труда.

   Если общение связано со сферой духовного производства, например, в науке, для научных сотрудников характерны  в большей степени равенство,  свободная инициатива, хотя там есть и управление, и субординация, и лидерство и т.д.

   Служебная  функция  общения  характерна  в  религиозных  обрядах,  ритуалах. Общение с богом или духом имеет прямую цель вне себя: спасение души, заклинание, покаяние, отпущение грехов.

   В игровом общении господствует самоцельное общение. Оно используется в учебных, тренировочных целях (военных играх, манёврах, деловых играх).

   Искусство  занимает  промежуточное  положение  между  ритуально-

обрядовым и игровым поведением или общением. Здесь происходит постоянная  борьба  между  тяготением  искусства  к  самоцельности  (т.е.  к  игровому принципу  –  «искусство  для  искусства»)  и  стремлением  подчинить  художественное  творчество  внешним  для  него  целям  (идеологии,  политике, религии  и т.д.).

   Общение ради общения. Такое общение может проявляться лишь в ду-

ховной деятельности. По основным параметрам оно может характеризоваться 

как  симметричное,  равноправное,  свободное  общение.  Оно  может  осуществляться в форме дружеских  контактов для достижения духовной общности людей, которая ценна сама по себе.  Примером такого общения может быть общение между друзьями.

  Одна из самых главных потребностей человека - потребность  в  общении.  Трудно переоценить потребность человека в эмоциональном общении. И, хотя роль искусства в жизни не сводится к общению, а общение людей не ограничивается рамками искусства, оно должно быть признано единственным в своём роде  явлением  духовной  жизни общества,  благодаря которому  как бы безгранично расширяются возможности человеческого общения на индивидуальном, личностном уровне.

    Приобщение  другого  к  своим  ценностям.  Такое  общение не  является симметричным, хотя и может осуществляться в пределах принципиального равенства сторон. Так, в общении родителей и ребёнка, или учителя и ученика, или художника и зрителя очевидно «неравновесие» партнёров – как бы ни были демократичны их отношения, всё же различие в возрасте, опыте, знаниях, социальном положении не может не сказываться на их позиции. Поэтому общение учителя и ученика лишь относительно симметрично с функциональной точки зрения – цель первого приобщить ученика к своим ценностям, а цель второго – приобщиться  к  ценностям  учителя:  познавательным,  нравственным,  гражданским, эстетическим. Решение этой задачи начинается в материальной практике, но самое широкое своё развитие оно должно получать в духовной жизни людей. Речь идёт о той осознанной и направленной деятельности, которую называют  воспитанием.  Оно  осуществляется  в  форме  усвоения  человеком  ценностей и овладения им умений и знаний через научение и образование.

Все эти три формы овладения  человеком окружающего мира имеют свою главную особенность – они происходят в общении. В общении же ключевым моментом выступает духовное общение. Оно является тем инструментом культуры, который служит для воспитания человека, т.е. для формирования его ценностного сознания, его мироощущения и мировоззрения, его отношения к другим людям и к самому себе. И поскольку личностные смыслы и системы ценностей индивида именно личностные, они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, через переживания, а не чисто рациональным путём. Духовное общение ребёнка первоначально осуществляется со взрослыми, для приобщения его к их ценностям, затем со сверстниками для приобщения к групповым ценностям и, наконец, на том этапе жизни, на котором собственный практический опыт человека вносит решающие коррективы в уже выработанную систему ценностей.

    Приобщение  к  ценностям  другого.  Данная  функциональная ситуация выражает стремление инициатора общения приобщиться к ценностям другого. Этим  другим  может  быть  отец,  учитель,  друг,  возлюбленный,  политический вождь и т.д. в межличностном общении.

   Если приобщение другого к моим ценностям есть воспитание, то моё

стремление приобщиться  к ценностям другого есть самовоспитание, самоформирование инициатора общения. В реальной жизни личности этот процесс  созидания собственного «Я» проходит через всю её биографию в той мере, в какой индивид может сам искать своих друзей, воспитателей, руководствуясь потребностью сблизиться с человеком, который умнее, «тоньше», богаче.

Проблема  самовоспитания  личности  слабо  изучена  и  объясняется  это неразработанностью  теории  общения,  которая  только  и  может  быть  научной основой для понимания специфической природы и воспитания и самовоспитания.  Значение  теории  общения  для  понимания  сущности  самовоспитания  состоит в том, что она позволяет осмыслить этот процесс как форму самообщения, поскольку он предполагает внутренний диалог между разными «Я» личности – воспитуемой и воспитывающей. Вместе с тем, с этих позиций обосновывается и связь воспитания и самовоспитания, превращения первого во второе, которое  может быть  обеспечено  лишь  определённой  установкой  воспитателя.

Такая установка в высшей степени важна в наше время. Свою воспитательную работу мы должны оценивать не только по тому, как нам удаётся передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в новых условиях.

 

 

 

Глава II. Структура общения

 

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента.

К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематически структура общения представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация в узком  смысле слова, состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс  восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все  эти термины весьма условны.

Рассматривая общение  как межсубъектное взаимодействие, в  его  структуре  можно  выделить,  в первую очередь,  взаимодействующих субъектов в лице индивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей. Затем следуют средства, с помощью которых осуществляется общение – его языки, механизмы и способы его реализации. Далее в структурной модели должна быть выделена социокультурная среда в её прямых и обратных связях с самим процессом общения. Такая модель общения ориентирована на комплексное, междисциплинарное его изучение с помощью наук, участвующих в изучении общения. Мы, следуя за Матвеевым В.А. и Бобковым А.Н., в структуру общения включаем: содержание общения и его формы6.

Информация о работе Социальные проблемы общения