Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:27, контрольная работа
в контрольной работе по социологии для студентов вузов рассматриваются следующие вопросы: I. Понятие общения и его функции; II. Структура общения; III. Способы организации групповой деятельности и общения.
Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23
Социальные проблемы общения
Оглавление
Введение 3
Глава I. Понятие общения и его функции 4
Глава II. Структура общения 10
Глава III. Способы организации групповой деятельности и общения 19
Заключение 21
Список литературы 23
Социальное общение – одна из самых важных и «болезненных» проблем во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Сегодня, в эпоху больших социальных перемен, когда интернет-общение часто заменяет личное, нашими умами манипулируют СМИ, этот вопрос – изучение проблем социального общения – очень актуален.
Цель данной работы рассмотрение вопросов, связанных с социальными проблемами общения.
Из поставленной цели вытекает решение следующих задач:
- дать определение понятию общения и рассмотреть его функции;
- рассмотреть структуру общения;
- определить основные способы организации групповой деятельности и общения.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике.1
В первой главе работы дается описание термина общение в социологии, рассмотрены его функции. Вторая глава посвящена вопросу структуры общения. Наконец, в заключительной главе дается определение основным способам организации групповой деятельности и общения.
Дать однозначное определение понятию общения непросто, так как это «сложный и многообразный процесс, включающий взаимодействие индивидов, обеспечивающий их информационное обеспечение, это отношение и взаимовлияние людей, сопереживания, взаимопонимания друг друга и т.д.».2 Как известно, Общение может носить позитивный и негативный характер, то есть быть для людей как полезным, так и негативным.
Основой для общения выступает совместная деятельность людей. Процесс общения предполагает не только элемент общности, но и обособления, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и взаимное противостояние. В акте обособления проявляются индивидуальные особенности личности, за которой стоит её принадлежность ко многим другим социальным общностям, многообразие социальных отношений и социальных ролей личности.
Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».
Общение и социальные отношения тесно связаны. Но в отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, «понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов»3.
При рассмотрении проблемы общения, нельзя его сводить только к индивидуальным контактам. Оно должно быть рассмотрено во всём многообразии связей всех модификаций субъекта. Общение лежит в пределах понятия деятельности, являясь одним из четырёх её основных видов, наряду с познавательной, преобразовательной, ценностно- ориентационной.
Если деятельность человека не сводить только к его предметной деятельности, тогда общение вписывается в разностороннее проявление человеческой активности. Общение может быть и аспектом и типом и видом деятельности, в зависимости от характера деятельности. Например: в трудовом процессе, в дружеской беседе, в научном диспуте и т.д. Постоянной же остаётся сама деятельная природа человеческого общения, проявляющаяся в воздействии одного субъекта на другого.
Общение и социальные отношения тесно связаны. Но в отличие от тех
аспектов общения, которые связаны с межличностными контактами, «понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов»4.
Социальные отношения будь то экономические, политические, правовые и т.п. складываются в процессе практического общения
людей и сразу же приобретают независимое от сознания индивидов существование. Эти отношения характеризуют тип связи её участников (который становится структурой общества) и, формируясь в процессе практического общения людей, его же и обусловливает. Общение же есть реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально.
Определив, что такое общение, межличностное общение, социальное общение, перейдем к рассмотрению функций общения. Исследователи выделяют в структуре общения четыре основных функции:
- цель общения находится
вне самого взаимодействия
- цель общения заключена в нём самом;
- цель общения состоит
в приобщении партнёра к опыту
и ценностям инициатора
- целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.5
Перечисленные ситуации исчерпывают заключённые в общении функциональные возможности. Содержание этих ситуаций может быть следующим:
Обслуживание предметной деятельности. Общение, имеющее цель
вне себя, является способом
организации определённого вида
предметной коллективной деятельности
– производственной, научной, военной,
в сфере искусства и т.д. В
этой практической деятельности общение
выступает как необходимое
Существуют некоторые формы практической деятельности, которые организуются иными типами взаимодействия людей:
- управление,
- разделение труда.
Если общение связано со сферой духовного производства, например, в науке, для научных сотрудников характерны в большей степени равенство, свободная инициатива, хотя там есть и управление, и субординация, и лидерство и т.д.
Служебная функция общения характерна в религиозных обрядах, ритуалах. Общение с богом или духом имеет прямую цель вне себя: спасение души, заклинание, покаяние, отпущение грехов.
В игровом общении господствует самоцельное общение. Оно используется в учебных, тренировочных целях (военных играх, манёврах, деловых играх).
Искусство занимает промежуточное положение между ритуально-
обрядовым и игровым поведением или общением. Здесь происходит постоянная борьба между тяготением искусства к самоцельности (т.е. к игровому принципу – «искусство для искусства») и стремлением подчинить художественное творчество внешним для него целям (идеологии, политике, религии и т.д.).
Общение ради общения. Такое общение может проявляться лишь в ду-
ховной деятельности. По основным параметрам оно может характеризоваться
как симметричное, равноправное, свободное общение. Оно может осуществляться в форме дружеских контактов для достижения духовной общности людей, которая ценна сама по себе. Примером такого общения может быть общение между друзьями.
Одна из самых главных потребностей человека - потребность в общении. Трудно переоценить потребность человека в эмоциональном общении. И, хотя роль искусства в жизни не сводится к общению, а общение людей не ограничивается рамками искусства, оно должно быть признано единственным в своём роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности человеческого общения на индивидуальном, личностном уровне.
Приобщение другого к своим ценностям. Такое общение не является симметричным, хотя и может осуществляться в пределах принципиального равенства сторон. Так, в общении родителей и ребёнка, или учителя и ученика, или художника и зрителя очевидно «неравновесие» партнёров – как бы ни были демократичны их отношения, всё же различие в возрасте, опыте, знаниях, социальном положении не может не сказываться на их позиции. Поэтому общение учителя и ученика лишь относительно симметрично с функциональной точки зрения – цель первого приобщить ученика к своим ценностям, а цель второго – приобщиться к ценностям учителя: познавательным, нравственным, гражданским, эстетическим. Решение этой задачи начинается в материальной практике, но самое широкое своё развитие оно должно получать в духовной жизни людей. Речь идёт о той осознанной и направленной деятельности, которую называют воспитанием. Оно осуществляется в форме усвоения человеком ценностей и овладения им умений и знаний через научение и образование.
Все эти три формы овладения человеком окружающего мира имеют свою главную особенность – они происходят в общении. В общении же ключевым моментом выступает духовное общение. Оно является тем инструментом культуры, который служит для воспитания человека, т.е. для формирования его ценностного сознания, его мироощущения и мировоззрения, его отношения к другим людям и к самому себе. И поскольку личностные смыслы и системы ценностей индивида именно личностные, они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, через переживания, а не чисто рациональным путём. Духовное общение ребёнка первоначально осуществляется со взрослыми, для приобщения его к их ценностям, затем со сверстниками для приобщения к групповым ценностям и, наконец, на том этапе жизни, на котором собственный практический опыт человека вносит решающие коррективы в уже выработанную систему ценностей.
Приобщение к ценностям другого. Данная функциональная ситуация выражает стремление инициатора общения приобщиться к ценностям другого. Этим другим может быть отец, учитель, друг, возлюбленный, политический вождь и т.д. в межличностном общении.
Если приобщение другого к моим ценностям есть воспитание, то моё
стремление приобщиться к ценностям другого есть самовоспитание, самоформирование инициатора общения. В реальной жизни личности этот процесс созидания собственного «Я» проходит через всю её биографию в той мере, в какой индивид может сам искать своих друзей, воспитателей, руководствуясь потребностью сблизиться с человеком, который умнее, «тоньше», богаче.
Проблема самовоспитания личности слабо изучена и объясняется это неразработанностью теории общения, которая только и может быть научной основой для понимания специфической природы и воспитания и самовоспитания. Значение теории общения для понимания сущности самовоспитания состоит в том, что она позволяет осмыслить этот процесс как форму самообщения, поскольку он предполагает внутренний диалог между разными «Я» личности – воспитуемой и воспитывающей. Вместе с тем, с этих позиций обосновывается и связь воспитания и самовоспитания, превращения первого во второе, которое может быть обеспечено лишь определённой установкой воспитателя.
Такая установка в высшей степени важна в наше время. Свою воспитательную работу мы должны оценивать не только по тому, как нам удаётся передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в новых условиях.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента.
К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематически структура общения представлена на рисунке 1.
Рис. 1
Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация в узком
смысле слова, состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Рассматривая общение как межсубъектное взаимодействие, в его структуре можно выделить, в первую очередь, взаимодействующих субъектов в лице индивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей. Затем следуют средства, с помощью которых осуществляется общение – его языки, механизмы и способы его реализации. Далее в структурной модели должна быть выделена социокультурная среда в её прямых и обратных связях с самим процессом общения. Такая модель общения ориентирована на комплексное, междисциплинарное его изучение с помощью наук, участвующих в изучении общения. Мы, следуя за Матвеевым В.А. и Бобковым А.Н., в структуру общения включаем: содержание общения и его формы6.