Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:55, доклад
Микросоциологические парадигмы интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека, отличающего его от животного. Эти парадигмы трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.
Виды микросоциологических парадигм:
Альтернативу макросоциологическим парадигмам создают парадигмы, которым свойственна микросоциологическая ориентация —сфокусированность внимания исследователей на объяснении и понимании межиндивидуальных взаимодействий в конкретных ситуациях.
Теория социального обмена — это научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные, так и нематериальные, символические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т.п. Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется наличием ожиданий 1 (иногда в отечественной социологической литературе используется термин «экспектации» (от англ. expectations — ожидания)1, т.е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Подтверждение ожиданий в процессе межиндивидуального взаимодействия закрепляет обмен поступками в качестве поведенческого образца — своего рода «социального рефлекса, связывающего в сознании индивидов определенные действия как стимулы и реакции.
Образцами для исследователей, использующих концепцию социального обмена, являются работы основателей этого направления выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса (1910-4989) и Питера Блау (1918—2002). В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) Хоманс сформулировал пять положений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к поддержанию социального обмена:
1) чем
чаще отдельное действие
2)если какой-либо стимул привел к действию, которое было вознаграждено, то при повторении такого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие;
Поскольку
индивиды стремятся поддерживать, постоянно
возобновлять те взаимодействия, которые
приносят выгоды, и избегать невыгодных
взаимодействий, формируются устойчивые
межиндивидуальные связи — структуры
обмена. Они могут складываться на основе
непосредственного двустороннего, или
прямого, обмена (рис. 2, а),
но также и на основе опосредованного,
или генерализованного,
обмена (рис. 2, б).
Рис. 2 Структуры обмена
Анализ структур обмена с целью выяснения, получение какого рода выгод служит мотивом для участия людей во взаимодействии, как возникают солидарность/сплоченность социальной группы и отношения зависимости, может служить универсальным инструментом социологического исследования. Например, процесс обучения осуществляется и поддерживается как взаимодействие, так как представляет собой прямой социальный обмен. Очевидной выгодой для студентов (А) является получаемая ими в аудитории информация, но и преподаватель (В) получает выгоду в виде самоутверждения и признания его статуса. Если студенты не получают полезной с их точки зрения информации, они уклоняются от взаимодействия с преподавателем: отвлекаются на посторонние занятия, например на разговоры друг с другом. Преподаватель, испытывая недостаток внимания и уважения к себе, действует «агрессивно», добиваясь скорее порядка в аудитории, чем сосредоточенности слушателей.
Процесс обучения
можно представить и как
Концепция социального обмена Хоманса хорошо описывает и объясняет взаимовыгодные, симметричные обмены, но П. Блау в работе «Обмен и власть в общественной жизни» (1964) показал, что неравенство и отношения власти-подчинения, рассматриваемые Хомансом как следствия несимметричных обменов, невозможно объяснить только стремлением участников взаимодействий к получению выгод в результате своих действий. Согласно Блау отношения власти-подчинения появляются, когда один из участников обмена обладает монопольной возможностью совершать те действия, которые полезны и ценны для других участников обмена. Используя их стремление к обмену, «монополист» устанавливает максимально выгодные для себя условия обмена и способен навязывать свою волю участникам, готовым к дополнительным затратам усилий, поскольку находятся в зависимости от желания «монополиста» поддерживать своими действиями социальный обмен. Продолжаясь, такой несимметричный обмен приводит к развитию и закреплению неравенства. Но изначальное, предшествующее процессу обмена неодинаковое распределение социально значимых ресурсов, создающее «монополию», и признание взаимодействующими индивидами этой ситуации как нормальной означает, что реальное взаимодействие не всегда соответствует идеальной модели социального обмена. Отклонение можно объяснить тем, что либо ожидания взаимовыгодности могут нарушаться без прекращения социального обмена (а это противоречит исходным постулатам теории Хоманса), либо кроме расчета персональных выгод/издержек действия индивидов мотивируются еще и социальными нормами, т.е. верой в разумность совершения даже заведомо индивидуально невыгодных действий, если такие действия способствуют сохранению социального порядка.
Теория рационального выбора — это парадигма, альтернативная теории социального обмена, предлагающая решение проблемы соотношения индивидуального расчета и следования нормам. Она представляет собой научный подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации действий людей, стремящихся к достижению индивидуальных целей. Рациональность выбора определяется оптимальностью стратегии поведения. Индивид выбирает из альтернатив — фиксированного набора возможных вариантов действий — тот вариант, который даст наилучший результат.
Однако стремление всех к максимизации индивидуальной выгоды может привести к социальной дилемме — ситуации, в которой возникает конфликт между индивидуальной и социальной рациональностью.
Проблема
оптимизации стратегии
Для каждого из двух арестованных (за участие в одном преступлении) существуют два варианта действий: сознаться или отпираться. Матрица возможных исходов для первого участника (см. рис. 5) включает четыре случая, в зависимости от действий второго участника:
Достижение наиболее предпочтительного исхода (2) предполагает выбор варианта «сознаться», т.е. стратегии уклонения от кооперации с соучастником. Но наиболее предпочтительный для второго участника исход (3) предполагает, что он также изберет стратегию уклонения. В результате одновременного выбора обоими участниками индивидуально рациональной стратегии уклонения они окажутся в ситуации общего проигрыша (1). Оптимальным является коллективно рациональный выбор обоими участниками стратегии кооперации (4), т.е. выбор варианта «отпираться». Но такой выбор возможен, если между участниками существует доверие, т.е. каждый уверен, что другой не выберет более выгодный для себя вариант уклонения. Именно отсутствие доверия провоцирует коллективно иррациональный исход.
Применение моделей, подобных «дилемме узника», в анализе самых разных социальных явлений составляет основу исследовательской стратегии приверженцев теории рационального выбора. Образцами для них традиционно служат работы экономистов, давно развивающих этот подход, а в последние годы также работа американского социолога Джеймса Коулмена (1926-1995) «Основания социальной теории» (1990).
Коулмен проанализировал с точки зрения рационального выбора взаимодействия, традиционно связываемые скорее с проявлением чувств, нежели с расчетом. В частности, он показал, что в процессе ухаживания и заключения брака индивид ищет партнера, как можно более привлекательного с точки зрения физической красоты, ума, доброты, престижности работы, уровня дохода или иных качеств. Следовательно, брачное поведение, по Коулмену, сводится к рациональному выбору из фиксированного набора альтернатив. Но стремление каждого участника «брачного рынка» к оптимизации выбора приводит к социальной дилемме, которую можно описать при помощи модели «дилемма узника». Если оба партнера вступают в брак по любви, то каждый «приобретает» внимание и заботу со стороны другого и одновременно «затрачивает» силы и время на внимание к партнеру и заботу о нем, т.е. складывается ситуация общего выигрыша (4). Если один из партнеров вступает в брак по расчету, а другой по любви, то один «выигрывает», поскольку «приобретает», не «затрачивая», т.е. складывается либо ситуация одностороннего выигрыша (2), либо одностороннего проигрыша (3). Индивидуально рациональной является стратегия вступать в брак по расчету, но если оба партнера выбирают такую стратегию, то ни один из них не «приобретает» того, на что рассчитывает (1). Стратегия вступления в брак по расчету является социально иррациональной.
В качестве ситуации рационального выбора, провоцирующего социальную дилемму, можно представить и взаимодействие в сфере образования, рассматриваемой как «рынок образовательных услуг». Например, если руководство учебного заведения, стремясь привлечь наиболее подготовленных абитуриентов, преувеличивает в рекламных материалах уровень преподавания и востребованности своих выпускников, то это — индивидуально рациональная стратегия. Но для абитуриентов индивидуально рациональной стратегией также является преувеличение: стремясь пройти конкурсный отбор в престижное учебное заведение, они могут воспользоваться на экзамене шпаргалкой и тем самым искусственно повысить оценку уровня знаний. В результате одновременного выбора стратегии получения максимального выигрыша при минимальных затратах реальных усилий складывается ситуация общего проигрыша (1): учебное заведение получает недостаточно подготовленных студентов, а студенты получают недостаточно качественное образование. Социально рациональной является ситуация общего умеренного! выигрыша (4), когда обе стороны — руководство учебного заведения и абитуриенты выбирают стратегию «честной игры» и получают, соответственно, студентов и образование уровнем не ниже и не выше уровня собственных усилий и способностей. Но при этом участники взаимодействия должны быть уверены, что они не рискуют попасть в ситуацию одностороннего проигрыша.
Устранить риск и, соответственно, решить социальную дилемму возможно только при достижении доверия между участниками взаимодействия. Доверие обеспечивается эффективной системой социальных норм, поощряющих «кооперацию» и наказывающих за «уклонение». Именно нормы, которые требуют выполнения взятых на себя обязательств, лежат в основе рыночного поведения и рассматриваются Коулменом как социальный капитал — ресурс экономического развития, который столь же важен, как и технико-организационные ресурсы.
Социальные
нормы ограничивают выбор, сводя
альтернативы к социально одобряемым
действиям, и ориентируют участников взаимодействия
на поддержание своей репутации, т.е. на
сохранение доверия к ним со стороны партнеров
по взаимодействию. Таким образом, рациональным
может считаться выбор в пользу не индивидуального
интереса, а позитивного мнения других
людей. Однако теория рационального выбора
недооценивает проблему формирования
мнения, т.е. восприятия, истолкования
и оценки поступков индивидов другими
участниками взаимодействия.