Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:47, реферат
Социология управления — наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Социальные отношения в системе управления...…..………………………4
1.1 Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы……4
1.2 Социальные отношения в системе управления и их особенности.……..5
1.3 Основные типы социальных отношений в системе управления.…………6
2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда…………………………………………………………………………….8
2.1 Содержание социального механизма управления .................................8
2.2 Цели социального механизма управления……………………………….10
2.3 Функции социального механизма управления ……………………………12
2.4 Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления…..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………...…..16
Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню.
Социальные отношения в системе управления в зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.
Бюрократические отношения, согласно трактовки М. Вебера, базируются на административной иерархии.
При наличии таких
отношений за каждым
При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы.
В случае фратернализма иерархичность в отношениях сглаживается и смягчается.
В случае партнерства иерархические отношения хотя существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия.
Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.
Цивилизованная форма
функционального
Социальное партнерство строится на основе следующих принципов:
1 признание партнерами субъектов общественных отношений;
2 взаимная выгода, уважение и учет интересов партнеров;
3 равенство, свобода выбора в решении спорных вопросов;
4 обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
5 выполнение норм законодательства.
2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда
2.1 Содержание
социального механизма
Система категорий социального
механизма управления производством
в социологии не разработана. Чтобы
сформировать ее, целесообразно основываться
на категориях науки об управлении.
Понятийный аппарат социального
механизма управления включает шесть
основных групп категорий, с помощью
которых можно
• виды субъектов,
функционирующих внутри этого
механизма, т.е. виды
• черты сознания
этих субъектов,
• виды и черты
активности этих субъектов:
• социально-экономическое
положение субъектов
• внешние условия
(экономические и социальные), от
которых зависит качество
• экономические и
социальные результаты
Для изучения субъектов
социального механизма
Субъекты этого механизма — группы, которые занимают места в иерархии управления производством и выполняют функции руководителей, исполнителей или тех и других одновременно.
Кадры управления (одна из категорий науки об управлении) — работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением управленческих функций. В составе управленческих кадров выделяют работников: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.
Стратификация управленческих групп — совокупность субъектов социально-управленческого механизма, упорядоченных относительно друг друга так, что одни из них находятся на верхних, другие — на средних, третьи — на нижних уровнях формализованной иерархии управления. Такую упорядоченность в социологии называют вертикальной, ибо в этом случае группы принадлежат к разным уровням организационной структуры управления. Это придает им разный управленческий статус.
Управленческое сознание субъектов — их цели, потребности, интересы и организация, лежащая в основе решений, действий, осуществляемых ими в сфере управления производством. Основу управленческого сознания составляет система ценностей управленческих групп и их представление о том, что «важно» и что «не важно»: отношение к тому или иному уровню власти; их ориентацию на тот или иной стиль управления; полную отдачу или пассивную; убеждение подчиненных или давление на них; требовательность или попустительство; самостоятельность или послушание; приверженность новому или традиционность.
Управленческая деятельность — действия, поступки, адекватные установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих место в иерархической системе управления. Управленческая деятельность подчинена нормативно-правовому акту, и ее характер закреплен в законах, должностных инструкциях и положениях об отделах. Сущность управленческой деятельности заложена в основных функциях управления, планирования, организации, координации и регулирования, контроля.
Управленческое поведение — нерегламентируемые действия и поступки, осуществляемые организациями. Управленческие группы действуют самостоятельно, на основе своего понимания долга, общественных, групповых и личных интересов. Тот или иной тип поведения существенно влияет на результаты деятельности как самих работников управления, так и руководимых им коллективов.
Взаимодействие управленческих групп — это поведение на основе выполнения общих функций управления или общих задач. Управленческое взаимодействие может быть прямое и косвенное. Прямое взаимодействие проявляется в форме контактов в системе отношений руководителя и подчиненных; косвенное — под влиянием результатов труда одних групп на условия и результаты труда других.
Должностное положение управленческих групп (в науке об управлении есть понятие управленческая должность — орган управления, который наделен определенными функциями, правами, обязанностями и ответственностью, обусловленного формами функционального процесса разделения труда) — это должностное положение (или место) субъекта в социальном механизме управления, которое должно осуществляться на должностном месте теми действиями и поступками, которых ждут от лиц, занимающих данную должность.
Распределение управленческой власти между субъектами — основная черта управленческой стратификации. Приобретая статус власти, ее обладатели занимают определенное место в социальном механизме управления.
Социально-экономическое положение управленческих групп — это положение, которое формируется на основе нормативно-трудовых актов: во-первых, это блага, получаемые за счет источников, общих для всего населения страны (заработная плата); во-вторых, это блага, носящие статусный характер, т.е. поступающие непосредственно за занимаемое должностное место. Взаимосвязь этих положений формирует социально-экономический статус субъектов социального механизма управления.
Управленческая культура — это совокупность устойчивых традиционных для данных систем управления ценностей и социальных норм, мотивации и норм поведения.
Субъекты социального механизма управления производством включают две основные подсистемы общества: управленческую иерархию и социальную структуру. При этом, как представители тех или иных социальных групп, субъекты управленческого механизма характеризуются определенным социально-экономическим положением, т.е. местом в социальной структуре общества.
2.2 Цели социального механизма управления
В теории социального менеджмента
все большее значение приобретает
определение содержания процесса управления
социальными явлениями и
Важность выявления целевого
момента как сущностного
Цель в деятельности выступает
как определяющее начало, управляющая
сила, которая, как закон, определяет
способ и характер его действий и
которой он должен подчинить свою
волю. К установлению целей сводится
любое управленческое воздействие
на разных уровнях. План, нормативный
акт, текущее распоряжение и т.п.
обеспечивают согласованность в
функционировании отдельных элементов
социального механизма
Переход от сущности социального менеджмента к его содержанию, т.е. от цели к функциям, означает дифференциацию и систематизацию целей. В соответствии с этим положением основные функции управления (координация планирование, организация, регулирование и др.) выступают элементами социального механизма управления.
Стимул — это необходимая сторона целеустановления и управленческого воздействия. В социальном механизме управления стимул выступает как побудительный момент всякого управленческого воздействия. Стимулирование как компонент социального механизма управления не обособляется в качестве особой функции и содержится в актах организации, планирования, регулирования.
Всякий процесс прогрессивных
изменений есть развитие; он содержит
в себе две стороны: изменение
существующего состояния и
Цели-программы устанавливают
порядок жизнедеятельности
Цели-нормы, содержащиеся в
организации управления, определяют
границы выбора динамичных целей
в процессе планирования и координации
социальных явлений в механизме
управления. Следовательно, функции
управления и социальный механизм имеют
иерархичную зависимость: цели координационного
характера подчинены целям-
Обратная связь в социальном
механизме управления представляет
собой процесс информирования субъектов
о фактическом состоянии
2.3 Функции социального механизма управления
Механизм взаимодействующих
управленческих групп базируется на
стандартизованных схемах деятельности
и поведения отдельных
Основные функции социального механизма управления представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Функции
социального механизма
Примечание: Источник – собственная разработка [1]
♦ организационно-политическая — конкретизирует политику внешних органов власти и транслирует ее на нижестоящие уровни управления. Субъекты социального механизма управления вырабатывают собственные политические установки и преследуют не только государственные, но и групповые, и личные
Информация о работе Социальные отношения в системе управления