Социальные отношения в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Социология управления — наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Социальные отношения в системе управления...…..………………………4
1.1 Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы……4
1.2 Социальные отношения в системе управления и их особенности.……..5
1.3 Основные типы социальных отношений в системе управления.…………6
2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда…………………………………………………………………………….8
2.1 Содержание социального механизма управления .................................8
2.2 Цели социального механизма управления……………………………….10
2.3 Функции социального механизма управления ……………………………12
2.4 Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления…..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………...…..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.22 Кб (Скачать)

Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню.

Социальные отношения  в системе управления в зависимости  от характера взаимосвязи между  руководителями и подчиненными: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Бюрократические отношения, согласно трактовки М. Вебера, базируются на административной иерархии.

 При наличии таких  отношений за каждым работником  жестко закреплены его функциональные  обязанности. Начальники принимают  решения, а подчиненные обязаны  их выполнять, строго следуя  букве распоряжений. Контроль за  деятельностью сотрудников и  всей организации представляет  собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела  и возможные провалы несет  соответствующий исполнитель. Контакты  между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированный характер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы.

В случае фратернализма иерархичность в отношениях сглаживается и смягчается.

В случае партнерства иерархические отношения хотя существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания  и контролирует соблюдение оговоренных  условий и обязанностей.

 Цивилизованная форма  функционального представительства  интересов — социальное партнерство  государства и корпораций, обеспечивающее  согласование и защиту частных  интересов на договорной основе, посредством достижения консенсуса  по важнейшим проблемам общественной  жизни. В результате плотно  увязываются частные и публичные  интересы.

Социальное партнерство  строится на основе следующих принципов:

1 признание партнерами субъектов общественных отношений;

2 взаимная выгода, уважение и учет интересов партнеров;

3 равенство, свобода выбора в решении спорных вопросов;

4 обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

5 выполнение норм законодательства.

 

2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда

 

2.1 Содержание  социального механизма управления

 

Система категорий социального  механизма управления производством  в социологии не разработана. Чтобы  сформировать ее, целесообразно основываться на категориях науки об управлении. Понятийный аппарат социального  механизма управления включает шесть  основных групп категорий, с помощью  которых можно охарактеризовать:

  • виды субъектов,  функционирующих внутри этого  механизма, т.е. виды управленческих  групп, их стратификацию;

 • черты сознания  этих субъектов, управленческой  культуры: ценностей и социальных  норм, сложившихся в сфере управления  производством;

  • виды и черты  активности этих субъектов: управленческий  труд, управленческое поведение,  взаимодействия между управленческими  группами разных уровней;

  • социально-экономическое  положение субъектов управления;

  • внешние условия  (экономические и социальные), от  которых зависит качество труда  и поведение управленческих групп;

  • экономические и  социальные результаты активности  субъектов.

   Для изучения субъектов  социального механизма управления  производством служит группа  категорий, которые относятся  к социологии, в частности, теория  ролей, социального действия, социальной  стратификации и мобильности.

Субъекты  этого механизма — группы, которые занимают места в иерархии управления производством и выполняют функции руководителей, исполнителей или тех и других одновременно.

Кадры управления (одна из категорий науки об управлении) — работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением управленческих функций. В составе управленческих кадров выделяют работников: ру­ководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Стратификация управленческих групп — совокупность субъектов социально-управленческого механизма, упорядоченных относительно друг друга так, что одни из них находятся на верхних, другие — на средних, третьи — на нижних уровнях формализованной иерархии управления. Такую упорядоченность в социологии называют вертикальной, ибо в этом случае группы принадлежат к разным уровням организационной структуры управления. Это придает им разный управленческий статус.

Управленческое  сознание субъектов — их цели, потребности, интересы и организация, лежащая в основе решений, действий, осуществляемых ими в сфере управления производством. Основу управленческого сознания составляет система ценностей управленческих групп и их представление о том, что «важно» и что «не важно»: отношение к тому или иному уровню власти; их ориентацию на тот или иной стиль управления; полную отдачу или пассивную; убеждение подчиненных или давление на них; требовательность или попустительство; само­стоятельность или послушание; приверженность новому или традиционность.

Управленческая  деятельность — действия, поступки, адекватные установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих место в иерархической системе управления. Управленческая деятельность подчинена нормативно-правовому акту, и ее характер закреплен в законах, должностных инструкциях и положениях об отделах. Сущность управленческой деятельности заложена в основных функциях управления, планирования, организации, координации и регулирования, контроля.

Управленческое  поведение — нерегламентируемые действия и поступки, осуществляемые организациями. Управленческие группы действуют самостоятельно, на основе своего понимания долга, общественных, групповых и личных интересов. Тот или иной тип поведения существенно влияет на результаты деятельности как самих работников управления, так и руководимых им коллективов.

Взаимодействие  управленческих групп — это поведение на основе выполнения общих функций управления или общих задач. Управленческое взаимодействие может быть прямое и косвенное. Прямое взаимодействие проявляется в форме контактов в системе отношений руководителя и подчиненных; косвенное — под влиянием результатов труда одних групп на условия и результаты труда других.

Должностное положение управленческих групп (в науке об управлении есть понятие управленческая должность — орган управления, который наделен определенными функциями, правами, обязанностями и ответственностью, обусловленного формами функционального процесса разделения труда) — это должностное положение (или место) субъекта в социальном механизме управления, которое должно осуществляться на должностном месте теми действиями и поступками, которых ждут от лиц, занимающих данную должность.

Распределение управленческой власти между субъектами — основная черта управленческой стратификации. Приобретая статус власти, ее обладатели занимают определенное место в социальном механизме управления.

Социально-экономическое  положение управленческих групп — это положение, которое формируется на основе нормативно-трудовых актов: во-первых, это блага, получаемые за счет источников, общих для всего населения страны (заработная плата); во-вторых, это блага, носящие статусный характер, т.е. поступающие непосредственно за занимаемое должностное место. Взаимосвязь этих положений формирует социально-экономический статус субъектов социального механизма управления.

Управленческая  культура — это совокупность устойчивых традиционных для данных систем управления ценностей и социальных норм, мотивации и норм поведения.

  Субъекты социального механизма управления производством включают две основные подсистемы общества: управленческую иерархию и социальную структуру. При этом, как представители тех или иных социальных групп, субъекты управленческого механизма характеризуются определенным социально-экономическим положением, т.е. местом в социальной структуре общества.

 

2.2 Цели социального  механизма управления

 

В теории социального менеджмента  все большее значение приобретает  определение содержания процесса управления социальными явлениями и процессами, которое выражается составом и взаимосвязями  управленческих функций. В качестве сущности социального управления выступает  координация взаимного положения и деятельности людей посредством установленных целей, обеспечивающих ориентацию и стимулирование человеческой деятельности.

Важность выявления целевого момента как сущностного компонента социального менеджмента понималась издревле. Еще Аристотель отмечал, что  «благо везде и повсюду зависит  от соблюдения двух условий: правильного  установления конечной цели всякого  рода деятельности и отыскания соответствующих  средств, ведущих к конечной цели».

Цель в деятельности выступает  как определяющее начало, управляющая  сила, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и  которой он должен подчинить свою волю. К установлению целей сводится любое управленческое воздействие  на разных уровнях. План, нормативный  акт, текущее распоряжение и т.п. обеспечивают согласованность в  функционировании отдельных элементов  социального механизма управления.

Переход от сущности социального  менеджмента к его содержанию, т.е. от цели к функциям, означает дифференциацию и систематизацию целей. В соответствии с этим положением основные функции  управления (координация планирование, организация, регулирование и др.) выступают элементами социального  механизма управления.

Стимул — это необходимая  сторона целеустановления и управленческого воздействия. В социальном механизме управления стимул выступает как побудительный момент всякого управленческого воздействия. Стимулирование как компонент социального механизма управ­ления не обособляется в качестве особой функции и содержится в актах организации, планирования, регулирования.

Всякий процесс прогрессивных  изменений есть развитие; он содержит в себе две стороны: изменение  существующего состояния и сохранение его определенных моментов в новом  состоянии.

Цели-программы устанавливают  порядок жизнедеятельности субъектов  социального механизма управления, т.е. ее законосообразность, вытекают из законов функционирования и развития данной системы. Они обусловли­вают и распространяют программные цели на цели, обеспечивающие стабильное функционирование системы, т.е. на цели-нормы и цели-планы. Цели-нормы определяют относительный  порядок функционирования социального  механизма управления и выступают  как организация, а цели-планы  определяют порядок изменения параметров субъектов, определяющих их состояние  в пространстве и времени.

Цели-нормы, содержащиеся в  организации управления, определяют границы выбора динамичных целей  в процессе планирования и координации  социальных явлений в механизме  управления. Следовательно, функции  управления и социальный механизм имеют  иерархичную зависимость: цели координационного характера подчинены целям-планам; цели-планы, в свою очередь, устанавливаются  в границах, определяемых нормативными актами управления.

Обратная связь в социальном механизме управления представляет собой процесс информирования субъектов  о фактическом состоянии управленческих групп, т.е. выступает инструментом функции контроля.

 

2.3 Функции социального  механизма управления

 

Механизм взаимодействующих  управленческих групп базируется на стандартизованных схемах деятельности и поведения отдельных субъектов  и на тех функциях, которые они  должны выполнять. Некоторые из них  обще­признанны — это организация  производства и управления, планирование, стимулирование, координирование, учет, контроль. Осуществляя эти функции, субъекты тем самым воплощают  в жизнь полученные команды. Эти  черты управленческих взаимодействий соответствуют определению социального  механизма, так как связь между  его разными уровнями обеспечивается социальными группами. Именно они  определяют функционирование и развитие всей системы, придают ей целостность.

Основные функции социального  механизма управления представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Функции  социального механизма управления

Примечание: Источник – собственная  разработка [1]

 

♦ организационно-политическая   —   конкретизирует политику внешних органов власти и транслирует ее на нижестоящие уровни управления. Субъекты социального механизма управления вырабатывают собственные политические установки и преследуют не только государственные, но и групповые, и личные

Информация о работе Социальные отношения в системе управления