Социальные отношения в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Социология управления — наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Социальные отношения в системе управления...…..………………………4
1.1 Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы……4
1.2 Социальные отношения в системе управления и их особенности.……..5
1.3 Основные типы социальных отношений в системе управления.…………6
2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда…………………………………………………………………………….8
2.1 Содержание социального механизма управления .................................8
2.2 Цели социального механизма управления……………………………….10
2.3 Функции социального механизма управления ……………………………12
2.4 Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления…..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………...…..16

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.22 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Социальные отношения в системе управления...…..………………………

4

1.1 Социальные отношения, их отличительные характеристики и типы……

4

1.2 Социальные отношения в системе управления и их особенности.……..

5

1.3 Основные типы социальных отношений в системе управления.…………

6

2 Специфика социологического подхода к изучению управленческого труда…………………………………………………………………………….

8

2.1 Содержание социального механизма управления .................................

8

2.2 Цели социального механизма управления……………………………….

10

2.3 Функции социального механизма управления ……………………………

12

2.4 Взаимосвязь хозяйственного и социального механизма управления…..

13

Заключение………………………………………………………………………

15

Список использованных источников……………………………………...…..

16


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Социология управления —  наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные  в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь  же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.   

Термин «Социология управления»  образовался не случайно. По глубокому  убеждению термины «управление» и «менеджмент» нельзя рассматривать  в качестве эквивалентных или  тождественных, хотя их часто и представляют таковыми, ссылаясь на банальный перевод  на русский язык английского слова  management. Дело в том, что менеджмент впитал в себя традиции и культурные ценности западного рыночного общества. Когда американец или англичанин произносят это слово, они знают, о чем идет речь. Когда его произносим мы, то также убеждены в этом. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. В одно и то же слово представители разных культур вкладывают совершенно разный смысл. Мы лишь механически перенесли само слово, не прихватив с собой всего многообразия той культурной реальности, которую оно отражает, — свойственный рыночному обществу цивилизованный способ отношений между работодателем и работником, руководителем и подчиненным, тип отношения к труду и трудовой мотивации.

Управление — универсально-историческая категория, отражающая управленческие отношения, существующие в любом  — как рыночном, так и нерыночном — обществе. Рыночное общество западного  типа появилось всего 200 — 250 лет  назад, тогда как человеческое общество, и мы уже говорили об этом, существует как минимум 40 тыс. лет. Очевидно, что  нерыночное управление гораздо старше рыночной его разновидности, или  менеджмента. И географически менеджмент стал доминировать лишь в последние  десятилетия XX в., а до этого времени  небольшой островок продвинутых  западных стран окружало безбрежное и весьма разношерстное море обществ, управленческие отношения в которых  далеко не всегда носили рыночный характер.

Таким образом, управление —  самая общая категория нашей  науки, а менеджмент и административная система представляют экономико-культурные варианты ее в рыночном и нерыночном обществах соответственно. На данном сайте  речь пойдет преимущественно  об универсальных законах управления, тех, что действуют и в рыночном, и в противоположном ему по укладу мире. Скажем, принцип Питера срабатывает в управлении любого типа. То же самое можно сказать  и о принципах единоначалия, диапазона  контроля и многих других.

 

 

 

 

1 Социальные отношения в системе управления

 

1.1 Социальные  отношения, их отличительные характеристики  и типы

 

 В любом действии, связующим  тем или иным образом людей,  в том числе и в процессах  управления, возникают вполне определенные  отношения каждого человека со  своими коллегами - отношения  сотрудничества или соперничества,  симпатии или антипатии, доминирования  или подчинения.

 Совокупность устойчивых  связей и взаимодействий, обусловленных  экономическими, политическими, культурными  и иными интересами определенных  социальных групп и общностей  выступают как существующие в  данном обществе на определенной  ступени его исторического развития  социальные отношения.

 Самая характерная  особенность социальных отношений  заключается в том, что они  в большинстве случаев не являются  симметричными. 

Отличительные характеристики социальных отношений:

1 симпатия, унижение или любовь, испытываемые одним человеком по отношению к другому человеку может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.) этого другого человека.

2 определенный человек может определенным образом относиться к президенту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимодействующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение.

3 человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в обществе своей деятельностью, как это и произошло в случаях с известными политическими лидерами.

4 социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы, когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.) и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными, например, начальника и его подчиненного.

Таким образом, социальные отношения  проявляются в определенных видах  взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности.

 Социальные отношения  в обществе характеризуются большим  разнообразием, поэтому важное  значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям.

 

1 по субъекту (носителю) социальных отношений социальные отношения подразделяются на следующие типы:

  • индивидуальные (личностные);
  • межличностные;
  • внутригрупповые;
  • межгрупповые;
  • международные.

2 по объекту социальных отношений:

  • экономические;
  • политические;
  • социокультурные;
  • религиозные;
  • семейно-бытовые.

3 по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения:

  • сотрудничества;
  • взаимопомощи;
  • соперничества;
  • конфликта;
  • субординации (начальник-подчиненный).

4 в зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации в социальных отношениях подразделяются на:

  • официальные;
  • неофициальные.

 Официальные и неофициальные  отношения, в которые вступают  люди друг с другом, чрезвычайно  разнообразны. Они могут быть  кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их  дети), причинно-следственными (преступник  и его жертва), функциональными  (заказчик и портной), учебными (преподаватель  и студент), субординационными (начальник  и подчиненный).

 

1.2 Социальные  отношения в системе управления  и их особенности

 

Из всего многообразия социальных отношений социология управления вычленяет в качестве своей предметной области главным образом формальные и субординационные отношения, не оставляя без внимания и иные типы социальных отношений, которые могут складываться в практике управленческой деятельности.

Социальные отношения  в системе управления – это  совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, и также  внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.

 В процессе функционирования  системы управления в качестве  приоритетных выделяются отношения  зависимости, власти, господства  и подчинения.

Социальная зависимость - это такое социальное отношение, при котором один субъект (индивид  или группа) не в состоянии совершить  необходимые для него социальные действия, если и пока другой субъект  не совершит ожидаемых от него действий, способствующих определенной деятельности первого субъекта. В таком случае действия второго субъекта будут  выступать и качестве доминирующих, а первого - зависимых.

 Понятия доминирования  и зависимости – относительные  понятия. В повседневной жизни  нередко встречаются ситуации, когда  личность или социальная группа  в отношении одной цели или  ценности является зависимой  от другого индивида или социальной  группы, а в отношении другой  цели или ценности - доминирующей.

Во всех сферах общества, особенно в политической, широко распространены и имеют важное значение отношения  власти, господства и подчинения. Так, М. Вебер для понимания различия господства и власти приводит в пример власть крупного банка над теми, кто нуждается в кредите, с  условием, когда банк занимает монопольное  положение на финансовом рынке. Эта  власть основана на экономической силе.

Господство же, в его  понимании, предполагает не только принципиальный перевес силы, который можно использовать для осуществления собственной  воли (как в случае с экономической  властью), но и возможность отдавать приказы, неукоснительно принимаемые  к исполнению.

Господство, следовательно, есть такое отношение между управляющим  и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем  обязывающих приказов.

 Такое господство, доказывал  Вебер, не может быть лишь  следствием обладания силой. Хотя  он не отрицал роли насилия  как основы господства, но в  то же время подчеркивал, что  одного насилия недостаточно  для возникновения, исправного  и длительного функционирования  системы господства. Необходимо  еще наличие определенных ценностей,  убеждений, на которых зиждется  послушание управляемых. 

 

1.3 Основные типы  социальных отношений в системе  управления

 

Наиболее распространенным типом взаимодействии между людьми в процессе управления являются служебные  отношения, которые отличаются своей  несимметричностью.  Эта особенность  проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость  подчиненного от начальника.

 Наиболее существенным  признаком служебных отношений  является полномочие решать, что  и как должен делать подчиненный  в рабочее время, и определять  задания, которые подчиненный  должен выполнять.

Функциональные  отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений.

Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.

Информационные  отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования о всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

Специализированные  отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками. Специализированные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсистемы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда как между собой, так и с управляющей подсистемой.

Информация о работе Социальные отношения в системе управления