Социальные конфликты и проблема их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования, заключается в том, что каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Начинается все еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Некоторых еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальных конфликтов 5
1.1. Понятие конфликта, его сущность и содержание 5
1.2. Развитие представлений о социальном конфликте 10
2. Основные подходы к разрешению социальных конфликтов 16
2.1. Устранение причины конфликта 16
2.2 Пути устранения социальных конфликтов 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21

Работа содержит 1 файл

Социальные конфликты и проблема их разрешения.docx

— 52.09 Кб (Скачать)

     Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.

     Вторая теория – социально-психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое ее распространение относится к периоду, Второй мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношении.

      Не объяснение конфликта с помощью теории напряженности представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить, на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индивидуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы для прогнозирования коллективных взрывов агрессии. 

     Третья, точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической социологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936)8.

     К. Маркс, считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми, происходит постоянная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональной процесс в  общественных системах.

Ведущий представитель этого направления  – американский социолог Толлкот  Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие»,которое необходимо преодолевать9. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

 

  • удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
  • эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
  • совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками10.

 

     Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противоположность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликтов.

     Современный американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защита. Общая теория»(1963г.) попытался изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной.

     Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм».

     Рассмотренные диалектические теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества.

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится  в следующем:

  • конфликт помогает прояснить проблему;
  • конфликт усиливает способность организации к изменениям;
  • конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;
  • конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;
  • конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;
  • конфликты повышают качество принимаемых решений;
  • конфликты способствуют производству новых созидательных идей;
  • конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

     В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определились два основных направления:

    • первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;
    • второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные нами в списке рекомендуемой литературы.

Цели двух научных направлений, по сути  идентичны, но их достижение связано с различными методологическими подходами.

Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись с рядом  острейших трудовых и межнациональных  конфликтов.

Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид  или группа индивидов стремятся  к достижению собственных целей  путем устранения, уничтожения или  подчинения себе другого индивида или  группы индивидов11.

 

 

                                                                                                           

2. Основные подходы к разрешению социальных конфликтов

2.1. Устранение  причины конфликта

 

Наиболее  эффективным методом разрешения конфликта является устранение его  причины. Именно таким путем идет разрешение рациональных конфликтов. Эмоциональные конфликты разрешаются:

а) когда  соперники перестают видеть друг в друге соперников

(например, одна сторона теряет интерес  к объекту);

б) когда  стороны идут на уступки;

в) когда  у сторон истощаются ресурсы;

г) когда  появляется третья сторона, которая  создает перевес одной из сторон;

д) когда  одна из сторон полностью поражена.

Пути разрешения конфликта

Лучший  способ разрешения конфликта – это  его предотвращение. Именно поэтому  лидер любой организации, группы должен следить за обстановкой, чтобы  появившееся социальное напряжение можно было устранить на его начальной  стадии, не дав перерасти в конфликт.

Однако  если конфликт все же разгорелся, прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно его изучить. Необходимо выявить:

- объект, из-за которого разгорелся конфликт;

- его  участников, причем среди них  нужно выявить активных, пассивных,  организаторов, конфликтеров, провокаторов;

- мотивы  участников;

- цели  участников (какие проблемы они  хотят решить); 
- насколько цели участников соответствуют их интересам;

- объективные  и субъективные причины конфликта;

- какие  функции конфликт выполняет относительно  его участников;

этапы;

- стратегии  и тактики каждой стороны;

- эмоциональный  фон;

- круг  интересов, благодаря которым  можно сблизить конфликтующие  стороны;

И только после этого выбрать нужный метод  решения конфликта: компромисс, подавление одной из сторон, итегративный способ, который заключается в поисках  третьего варианта, который каждая из сторон будет считать своим  собственным, при этом этот вариант  будет отличаться от первых двух вариантов, которые изначально были у сторон.

Завершают конфликт путем урегулирования и  разрешения. Рассмотрим методы урегулирования и разрешения.

  1. Уход от конфликта. Одна из сторон, избегает конфликт, уходя с «поля боя».
  2. Метод «сглаживания». Используется в случае, если расхождение между сторонами не велико. Так же этому методу свойственно коллективное воздействие на враждующих и выделение общих интересов.
  3. Метод «скрытых действий». Включает в себя политику «разделяй и властвуй», культурные переговоры и т.п.
  4. Метод «быстрого разрешения». Данный метод используется в том случае, когда нужно немедленно завершить конфликт с целью сокращения издержек.
  5. Метод «компромисса», представляет собой нахождение золотой середины для конфликтующих сторон.
  6. Метод «сотрудничества». Стороны стараются вместе найти лучший вариант разрешения конфликта.
  7. Метод «силы» – одна сторона силой навязывает свое мнение другой стороне.

 

2.2 Пути устранения  социальных конфликтов

Конфликты разрешаются по-разному:

Существует  индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие  в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов12.

Метод подавления или принуждения всех или одной  из конфликтующих сторон с применением  вооруженных сил, полиции, путем  массовых увольнений участников конфликтов, незаконных арестов и др.

Командный или административный подход без  серьезного экспертного анализа  причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).

Демократический способ, разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.

Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут учтены и  будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод конфликтующих  сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.

Есть  мнение, что конфликты следует  различать не по классовому подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты  можно классифицировать так:

  1. Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.
  2. Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.
  3. Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах13.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Глубокие и сложные процессы в современном обществе социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты - происходят в  обществе переходного состояния.

Современный кризис общества являются одними  из самых глубоких и продолжительных  в нашей истории.

Конфликтами охвачены все сферы  жизни мира. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических  и межнациональных отношений.

Понимание их природы, причин возникновения  и развития поможет выработать правила  поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

Информация о работе Социальные конфликты и проблема их разрешения