Социальные конфликты и проблема их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования, заключается в том, что каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Начинается все еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Некоторых еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальных конфликтов 5
1.1. Понятие конфликта, его сущность и содержание 5
1.2. Развитие представлений о социальном конфликте 10
2. Основные подходы к разрешению социальных конфликтов 16
2.1. Устранение причины конфликта 16
2.2 Пути устранения социальных конфликтов 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21

Работа содержит 1 файл

Социальные конфликты и проблема их разрешения.docx

— 52.09 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение 3

1. Теоретико-методологические подходы к изучению социальных конфликтов 5

1.1. Понятие конфликта, его сущность и содержание 5

1.2. Развитие представлений о социальном конфликте 10

2. Основные подходы к разрешению социальных конфликтов 16

2.1. Устранение причины конфликта 16

2.2 Пути устранения социальных конфликтов 18

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования, заключается в том, что каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Начинается все еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Некоторых еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта.

Весь  наш мир состоит из конфликтов. Вы можете быть против конфликта, но вы становитесь его участником невольно, например, если страна, гражданином  которой вы являетесь, начинает воевать  с другой страной. Большинство глобальных изменений проходили именно в  ходе военных конфликтов.

Мы выбрали эту тему для своего курсового проекта для того, чтобы понять, конфликты от и до, поскольку сама часто встречаюсь с ними напрямую или косвенно, и, что самое главное, понять, как их нужно разрешать.

В целом, мы считаем, что каждый должен понимать все плюсы и минусы конфликта, для того, чтобы в какой-то момент его избежать, а в другой воспользоваться им.

Объект исследования выступает социология конфликта как отрасль социологии; предметом – основные теоретические концепции, изучающие конфликты с позиции социологического знания.

Цель исследования состоит во всестороннем изучении социологического подхода к конфликтам.

Исходя  из цели, поставлены следующие задачи:

  • проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению социальных конфликтов;
  • охарактеризовать современную теорию конфликта;
  • рассмотреть основные подходы к разрешению социальных конфликтов.

Структура исследования определена в соответствии с поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретико-методологические  подходы к изучению социальных конфликтов

1.1. Понятие конфликта, его сущность и содержание

 

История человечества изначально формировалась на основе взаимодействия людей в системе конкретных общественных образований и различных социкультурных формаций. Как правило, это развитие сопровождалось локальными и глобальными проявлениями различных столкновений и противоречий в итоге выражавшихся в определенной конфликтной опосредованности. Таким образом, начала оформляться социально-философские составляющие природы конфликта, которая в настоящее время не обрела своей индивидуальной однозначности. Сегодня многие исследователи в поисках системного изучения природы конфликта, более целостного обоснования отдельных его проявлений.

Понятие «конфликт» происходит от латинского слова conflictus, означающего столкновение различных сторон, мнений и сил, как следствие, порождаемое несопоставимостью каких-либо основополагающих элементов в системе конкретных отношений1.

Конфликт  как существенная сторона социальных связей, взаимодействий и отношений людей, их повседневного поведения с незапамятных времен притягивал к себе острое внимание человека. Свидетельство тому - мифология и религия разных народов и этносов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных мыслителей и т.д. К таким примерам смело можно отнести сюжеты из поэтических рассказов мифологии Древней Греции (Яблоко раздора, Суд Париса и т. д.), которые всецело отображают систему противоречий древнего мифологизированного мира, пронизанного мистическим символизмом2.

     С древнейших времен люди пытаются  решать возникающие противоречия и мечтали о бесконфликтном развитии общества. Издавна была выявлена связь объяснения конфликтов с понимания сущности самого человека и общества в целом3. «На протяжении веков, - как утверждает Д. М. Фельдман - люди искали, и продолжают искать объяснение причин и природы конфликтов в своей и чужой гордыне, жадности, ненависти или, наоборот, в любви, щедрости, справедливости и т. д.».  Попытки объяснить особенности и природу конфликта были задолго до его современного научного обоснования, при этом акцент делился на социальную масштабность и отсутствие системы его теоретического обоснования.

     Первую социологическую трактовку  социальных конфликтов предложил  французский философ и социолог Огюст Конт, выделивший социологию как науку и давший ей название. Во главу всех наук Конт ставил социологию в качестве научного знания, призванного решать все социальные проблемы общества. Центральное место в его учении отвадилось достижению консенсуса в ситуации конфликта. Политический и моральный кризис общества он видел в несовершенстве и анархии мысли. Революцию Конт считал инструментом решения конфликтов. Он различал два вида обществ — неблагополучные в плане конфликтов (военные) и гармоничные (промышленные), способные смягчить, а в перспективе вовсе изжить противоречия.  

     На смену представлениям о конфликте в новое время пришла концепция социального конфликта Карла Маркса, которая считается одной из фундаментальных в научном мире. Маркса считают основателем теории социального конфликта, который очень широко представлен в его теории классовой борьбы. В основу классовой борьбы Маркс поставил антагонистические противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из противоположностей экономического

и политического  положения в обществе. Высшим проявлением классовой борьбы по Марксу, является социальная революция. Самой глубинной причиной социальных революций он считал конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, выживающейся в господстве, богатстве, образованности эксплуататоров и отсутствии прав, материальных, культурных, иных возможностей угнетенных4.

     Авторитетный в современном научном мире немецкий социолог, один из разработчиков «конфликтной модели», автор «конфликтной модели общества» Ральф Дарендорф, считает, что «каждое общество в каждой своей точке изменчиво и конфликтно. Конфликт господствует в отношениях между всеми членами общества, вызывая изменения, как в отдельных его компонентах, так и в обществе в целом». Он подчеркивает, что «не отношения собственности,  отношения господства и подчинения присущими якобы любому обществу, неизбежно вызывающему конфликт». В своих основных научных трудах Р. Дарендорф рассматривал конфликт как главную категорию социологической науки. Присутствие конфликта Дерендорф считает нормальным состоянием и функционированием общества, а его отсутствие как некое отклонение от социально заданной нормы. Одной из главных научных разработок Дарендорфа является социологическая концепция конфликта, которая была им названа «теорией конфликта». Суть данной теории заключалась в том, что общество является системой конфликтующих групп, главной причиной конфликтности являются отношения в системе власти, превосходство одних над другими. Как считает Дарендорф, конфликты в любом обществе неизбежны, им присущ универсальный характер, у них есть свойство «вечности», по «теории конфликта» ценностно-ориентированным является утверждение о том, что существует урегулирование, а не разрушение конфликта.

Дарендорф указывал на то, что невозможно устранить конфликты даже при самых универсальных формах существования общества и самой идеальной государственной политике. Он объясняет это тем, что в природу общественных отношений изначально заложено социальное неравенство, что достаточно объективно отражает его теория.

 

 

Конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны)5.

Конфликт  представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить.

Он может  происходить между несколькими  индивидами, а может и между  группами. В первом случае чаще всего  конфликт основан на эмоциях и  личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает  в межгрупповой конфликт.

Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в  этот момент начинается конфликт –  здесь приведены две составляющие конфликта:

  • недовольство поведением других людей;
  • ответная агрессивная реакция.

Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности  действия социальных институтов.

Причиной  конфликта является объект, из-за которого, собственно, и зарождается конфликт. Этот объект должен быть неделимым, или должен казаться таковым в глазах конкурентов6.

Конфликт, складывается из ситуации, которая формируется на предконфликтной стадии, и инцидента.

Каждая  из сторон обладает определенными ресурсами, которые можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

  • личностные ресурсы (интеллектуальные, физические, морально-волевые, психологические способности);
  • социальный потенциал (то, насколько группа сплочена, насколько сильно люди поддерживают друг друга; наличие сильного лидера);
  • экономический потенциал и финансовые ресурсы;
  • организационный потенциал (то, насколько хорошо организованы и дисциплинированы индивиды);
  • материальный потенциал (вода, питание, медицинские препараты, топливные ресурсы);
  • культура;
  • время.

Внешние ресурсы:

  • союзники, с которыми нужно наладить отношения;
  • политические ресурсы (суд, право, официальные документы и т.д.);
  • природные ресурсы.

 

1.2. Развитие представлений о социальном конфликте

 

Существуют  несколько подходов к оценке конфликта. Первый, так называемый традиционный подход к оценке конфликта, получил широкое распространение в 30-40-е гг. В соответствии с этим подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой.

Второй  подход, преобладавший с конца 40-х  и до середины 70-х гг., заключался в том, что конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно  воздействует на эффективность ее работы7.

     В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, не одномерны и практические рекомендации различных авторов.  

Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присуще человеку, как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую, английским естествоиспытателем  Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора.

     Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

     В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

  • территориальная агрессия;
  • агрессия доминирования;
  • сексуальная агрессия;
  • агрессия родителей;
  • агрессия ребенка;
  • моралистическая агрессия;
  • агрессия грабителя;
  • агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Информация о работе Социальные конфликты и проблема их разрешения