Социальные концепции личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 08:47, реферат

Описание работы

В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения самого
понятия личность, подходы к пониманию личности и вопрос социализации личности

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие личности. ……..................................................................................4
Глава 2. Социологические концепции личности ……………………………………5
Глава 3. Социализация личности……………………………………………………14
Заключение..............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Работа содержит 1 файл

Личность и концепции её понимания. Реферат.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

 

В-третьих, личность — это совокупность неповторимых, сугубо индивидуальных черт, определяющих социальный облик данного человека и отличающих его от других. Это  особая манера человека трудиться и  проявлять себя в обществе, творить  и социально действовать, общаться и проводить свой досуг.

 

Однако сам  факт отличия одной личности от другой не является определяющим для понимания  ее сущности. Именно поэтому марксизм не ограничивает теорию личности нахождением  критерия индивидуальности. К. Маркса в первую очередь интересовала «сущность» личности, т. е. свойства, создающие  личность, как таковую. Он судил о  реальных «помыслах и чувствах»  личности по ее общественным действиям.

Критикуя  Гегеля, который рассматривал государственные  функции и сферы деятельности абстрактно, а человеческую индивидуальность как их противоположность, К. Маркс  отмечал, что «сущность «особой  личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции  и т. д. — не что иное, как способы  существования и действия социальных качеств человека».

Маркс показал, что в условиях капитализма подчинение индивидуальности вещам проявляется  в товарной форме, которую приобретает  рабочая сила. Личные качества человека, его мускулы, мозг, мышление становятся вещью, на которую распространяется действие закона стоимости, как и  на любой другой товар.

 

Анализируя  отчуждение труда в капиталистическом  обществе и его последствия, К. Маркс  пришел к выводу, что личность может  реализоваться как личность только в творчестве, в процессе труда. Свойство личности не выражается исключительно  в акте самосознания, якобы независимом  от общественных условий, в которых  она находится. Индивид становится личностью благодаря межчеловеческому общению, и только тогда он обретает самосознание. Это не означает, что  личность как творческий субъект  может трактоваться как безличный  передатчик «коллективной жизни». Согласно Марксу, ««история» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»6. Люди творят условия и обстоятельства своей жизни, преобразуя в борьбе с природными и общественными силами и собственную сущность. Создавая материальные и культурные предпосылки своей жизни, они создают самих себя. Обстоятельства в такой же мере творят общественный характер личности, в какой эта личность творит обстоятельства. 
Таким образом, Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

 

Глава 3. Социализация личности

Важнейшим видом  социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного  и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью  которого люди обучаются приспосабливаться  к социальным нормам. Социализация как процесс делает возможным  продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется  двумя путями.

Социализацию  можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы  становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для  себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются таким образом частью собственной  индивидуальности личности. Благодаря  этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к  окружающей его социальной среде.

Социализацию  можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что  люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и  повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются  в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Следовательно, под социализацией понимают процесс  усвоения личностью образцов поведения  общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в  социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и  искусство, социальная среда и др.

В ходе социализации реализуются следующие цели:

1) взаимодействие  людей на основе освоения социальных  ролей;

2) сохранение  общества благодаря усвоению  его новыми членами сложившихся  в нем ценностей и моделей  поведения.

Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением  общекультурных знаний, с освоением  начальных представлений о мире  и характере взаимоотношений  людей. Особым этапом ранней  социализации является подростковый  возраст. Особая конфликтность  данного возраста связана с  тем, что возможности и способности  ребенка значительно превышают  предписанные ему правила, рамки  поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая  связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением  к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему  общественного разделения труда. Здесь  предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах  приводит к тому, что возникает  необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря  трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением  из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю  жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним  относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.7 

Заключение

Несмотря  на различие подходов, все социологические  теории признают личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из тех или иных социальных факторов, но недостатком каждого из подходов является одностороннее рассмотрение личности с той или иной позиции, поэтому стоит задуматься о разработке концепции объединяющей идеи и постулаты других концепций с целью унифицировать понятие личности и избежать односторонности.

Человек с  самого начала взаимодействует с  соц. средой, с обществом и результатом этого взаимодействия является раскрытие собственных возможностей индивида как для самого себя так и для социума в целом

Таким образом, можно сказать, что человек личностью  не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

 

Список литературы

    1. История теоретической социологии. Т. 3
    2. С.С. Фролов «Социология»
    3. Ч. Кули «Социальная самость»
    4. Д. Мид «Интернализированные другие и самость»
    5. Д. Мид «Аз и Я»
    6. Л.Хъелл, Д.Зиглер «Теория личности» 1997 стр. 106-153 С-Пр.
    7. З.Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349 М.
    8. Хрестоматия по истории психологии. Из-во МГУ.1980.стр. 184-188З.
    9. З.Фрейд « Я и ОНО»
    10. Brown,J. Freud and Postfreudians. London: Penguin, 1961 пер. с анг. Дерябин А.А., 1993
    11. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попово А.В. Социология: Учебник / под. ред. проф. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2003
    12. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003
    13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2004
    14. Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технология. – Ростов-на-Дону, 1996
    15. Кравченко А.И. Социология - М.: Академический проект,2001
    16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 262.
    17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 242.
    18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 102.
    19. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашов Г.С.. Социология: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

История теоретической социологии. Т. 3

С.С. Фролов «Социология»

Ч. Кули «Социальная самость»

Д. Мид «Интернализированные другие и самость»

Д. Мид «Аз и Я»

Л.Хъелл, Д.Зиглер «Теория личности» 1997 стр. 106-153 С-Пр.

Фрейд « Я и ОНО»

Хрестоматия по истории психологии. Из-во МГУ.1980.стр. 184-188З.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко  В.Н., Попово А.В. Социология: Учебник / под. ред. проф. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2003

Добреньков  В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2004

Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство  ДНК», 2003

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 262.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 102.

Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашов Г.С.. Социология: Учебник  для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

 


Информация о работе Социальные концепции личности