Социальные концепции личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 08:47, реферат

Описание работы

В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения самого
понятия личность, подходы к пониманию личности и вопрос социализации личности

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие личности. ……..................................................................................4
Глава 2. Социологические концепции личности ……………………………………5
Глава 3. Социализация личности……………………………………………………14
Заключение..............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Работа содержит 1 файл

Личность и концепции её понимания. Реферат.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

Тема: Социологические концепции личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

Исполнитель:

                                                  Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург,

2012    

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Понятие личности. ……..................................................................................4

Глава 2. Социологические концепции личности ……………………………………5

Глава 3. Социализация личности……………………………………………………14

Заключение..............................................................................................................16

Список  литературы................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая социологическая  теория всегда предлагает свой вариант  ответа на вопрос

о том, как  строятся отношения между личностью  и обществом, каковы

закономерности  поведения личности и чем они  определяются. Поэтому каждая

школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо

явно или  неявно пользуется уже существующими  моделями. Отсутствии единства в

понимании того, что есть личность – характерная  черта современной социологии.

Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания  неприродной сущности

человека  и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его

социальных  связей и отношений определяют множество  теоретических подходов и

позиций в  понимании этого феномена, множество  различных моделей, образов

человека  в современной социологии. Один из них – образ человека как

совокупность  социальных ролей.

В своей работе я попробую рассмотреть такие  вопросы: определения самого

понятия личность, подходы к пониманию личности и вопрос  социализации личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие личности

Для начала, хотелось бы определить, что же подразумевает  под собой термин «личность » и обозначить отличия от терминов «человек» и «индивид»?

Понятие личность прошло длительную эволюцию. Первоначально  под ним понималась маска, которую  одевал актер. Затем личностью стали  называть актера, а затем это понятие  стало использоваться в более  широком плане. Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

 Личность – устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека. Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в  отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Как личность человек характеризуется уровнем  развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

Личность  характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих  отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе.

Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов.

В биологической  организации человека, в его природе  заложены возможности будущего его  психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе  общественных отношений.

Природные стороны  человека не следует противопоставлять  его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом  не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое  в человеке нельзя понимать как наличие  в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление  человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными  качествами человека (например, черты  его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей  силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями  и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для  нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что  ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием  общественно значимых отношений. Регулируя  свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные  задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные  задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения  этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся  от основных социальных требований (крайние  формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической  саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной  личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с  социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность  в норме находится в состоянии  своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности  актуализации своих способностей. В  трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически  уравновешенный индивид устанавливает  доброжелательные отношения с другими  людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в  достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции  своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать  тактической лабильностью без психических  надломов. Источником своих удач и  неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных  условиях жизни она способна взять  ответственность на себя и пойти  на оправданный риск. Наряду с эмоциональной  устойчивостью, она постоянно сохраняет  эмоциональную реактивность, высокую  чувствительность к прекрасному  и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание  своей обособленности позволяет  индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата  власти, не терять самообладание в  условиях социальной дестабилизации и  тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим  качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность  человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность  возвышенным идеалам.

Автономность  личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной  престижности и псевдосоциальной активности.

Таким образом, к личности можно подходить, как  и с психоаналитических точек  зрения, так и с социальной стороны, рассматривая личность, как совокупность отражений реакций других людей или как субъекта общественных отношений1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социологические концепции личности

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и  развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и  общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального  поведения личности. В социологии наиболее известны следующие  теории личности:

Теория  зеркального «Я»

Теория зеркального  «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат  социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, то есть как на объект. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Самость может  быть агрессивной, и тогда она  выражается в присваивании себе объектов общего желания.

Из понятия  самости следует концепция зеркального  «Я», имеющая очень большое значение в социологии.

Информация о работе Социальные концепции личности