Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 08:47, реферат
В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения самого
понятия личность, подходы к пониманию личности и вопрос социализации личности
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие личности. ……..................................................................................4
Глава 2. Социологические концепции личности ……………………………………5
Глава 3. Социализация личности……………………………………………………14
Заключение..............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Кули подробно
проанализировал развитие личности
на основании концепции
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид, который разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности. 2
Психоаналитические теории Фрейда
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков
Позднее в работах "Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив.
Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка - это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии. Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
Таким образом, Психоаналитические теории направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества3
Ролевая теория личности
Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций . Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется социальным статусом. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне ), так и во внутренней позиции ( в установках , ценностях , ориентациях ). Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное , экономическое и производственное положение ( банкир, инженер, адвокат ).Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах “Роль, Я и общество”, “Исследование человека”. Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.
Вместе с тем ключевое понятие этой теории – “социальная роль” – было разработано в начале ХХ в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее – Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль(от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.
Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. 4
Марксистская теория личности
Обосновав материалистическое понимание истории, К. Маркс тем самым заложил основы научного осмысления проблем личности. Определение сущности человека как «совокупности всех общественных отношений»5 данное К. Марксом, стало исходным пунктом, теоретико-методологической основой наук, занимающихся изучением человека.
Какими бы
специфическими чертами ни характеризовались
социальные действия индивида, они
в конечном счете являются не чем
иным, как результатом преломления
в его сознании сложной системы
общественных отношений, в рамках которых
осуществляется его жизнедеятельность.
Марксизм впервые научно доказал, что
определяющую роль в процессе антропогенеза
играют конкретно-исторические условия
существования человека, что сами
его антропологические
Марко указал
путь к конкретно-историческому
изучению человека как продукта человеческой
истории, и прежде всего того общества,
в котором протекает его
Маркс и Энгельс
рассматривали не абстрактного человека,
не человека вообще, а человека конкретного,
представителя определенного
Человек как
личность выступает не только как
объект, но и как субъект истории.
В процессе превращения индивида
в личность, в ходе трудовой деятельности
и общения у него вырабатываются
такие личностные качества, которые
позволяют ему стать активным,
сознательным субъектом труда и
борьбы, вершителем собственной судьбы.
Цель конкретного изучения личности
с позиций марксизма
Марксистская концепция личности включает в себя следующие основные аспекты.
Во-первых, марксизм
понимает личность как интеграцию в
индивидууме социально значимых
черт данного общества, вырабатываемых
в процессе предметно-практической
деятельности человека, в конкретно-исторических
обстоятельствах и условиях его
жизни, как активное отражение в
нем типичного и исторически
неповторимого своеобразия
Во-вторых, естественной основой личности являются ее специфические биологические, психологические свойства и особенности, которые служат необходимой предпосылкой выработки у индивида социально значимых черт личности. Личность человека проявляется через особенности его психики и характера.