Социальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и суть социальной коммуникации………………………………. 4
2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации…………….. 6
3. Массовая коммуникация…………………………………………………… 9
3.1. Понятие массовой коммуникации………………………………………. 9
3.2. Структура и функции массовой коммуникации………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Список литературы……………………………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными функциями социальной коммуникации являются:

     1) информационная (передача информации);

     2) экспрессивная (способность выражать не только смысловую, но и оценочную информацию);

     3) прагматическая (способность передавать  коммуникационную установку, предписывающую  определенное воздействие на  получателя).

     Выделяют  несколько видов социальной коммуникации (Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. -- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. С.179.) :

     По  характеру аудитории:

     - межличностная (индивидуализированная)

     - специализированная (групповая)

     - массовая

     По  источнику сообщения:

     - официальная (формальная)

     - неформальная

     По  каналу передачи:

     - вербальная

     - невербальная.

     Виды  коммуникации различаются практически  по каждому элементу процесса коммуникации.

     Социальная  коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных задачи:

     1. Интеграцию отдельных индивидов  в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную  систему общества;

     2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей,  социальных организаций и институтов;

     3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Массовая коммуникация

3.1. Понятие массовой  коммуникации

     Массовая  коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

     Средства  массовой коммуникации (СМК) - это специальные  каналы и передатчики, благодаря  которым проводит распространение информационных сообщений на большие территории.

     Массовая  коммуникация прежде всего характеризуется:

     наличием  технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

     социальной  значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

     массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

     многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных  средств, обеспечивающих вариативность  и вместе с тем нормативность  массовой коммуникации.

     Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

     Таблица №1. Характеристика массовой

     и межличностной коммуникации

      
     Массовая  коммуникация      Межличностная коммуникация       
     Опосредованность  общения техническими средствами      Непосредованный контакт в общении       
     Общение больших социальных групп      Общение в основном отдельных индивидов       
     Ярко  выраженная социальная ориентированность общения      Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения       
     Организованный, институциональный характер общения      Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения       
     Отсутствие  непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения      Наличие непосредственной обратной связи между  обращающимися в процессе коммуникативного акта       
     Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения      Более «свободное» отноше-ние к соблюдению принятых норм общения       
     Одноправленность  информации и фиксирование коммуникативных  ролей      Переменная  смена направленности информации и  коммуникативных ролей       
     «Коллективный»  характер коммуникатора и его публичная индивидуальность      «Индивидуальный»  характер коммуникатора и его  «приватная» индивидуальность       
     Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория      Реципиент - отдельный конкретный человек       
     Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений      Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность        
     Преобладание  двухступенчатого характера восприятия сообщения      Преобладание  непосредственного восприятия сообщения       
                    

     Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

     Уникальность  коммуникационного процесса в СМК  связана с его следующими свойствами:

     - диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение  сохраняется во времени;

     - диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

     - мультиплицирование - коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение  подвергается многократному повторению  с относительно неизменным содержанием;

     - симультанность - свойство коммуникационного  процесса, позволяющее представлять  адекватные сообщения множеству  людей практически одновременно;

     - репликация - свойство, реализующее  регулирующее воздействие массовой  коммуникации.

     Практически-прикладные методы исследования массовой коммуникации. Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

     Исследование  массовой коммуникации может также  использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами из социолингвистики и др.

     Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней.

     На  первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.

3.2. Структура и функции массовой коммуникации

     Различные подходы к пониманию структуры  массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях -- обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом.

     Массовая  информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

     Природа массовой информации непосредственно  зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды  - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

     Социальный  характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

     Цели  массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

     Количественная  характеристика массовой информации - мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

     Ценность  массовой информации базируется на следующих  принципах:

     · диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

     · органическая взаимосвязь и взаимозависимость  всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;

     · постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности  получателей информации;

     · наличие объективной стороны  при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);

     · наличие субъективной стороны при  ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

     Средства  передачи массовой информации. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

     СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

     Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

     Пресса - это массовые периодические печатные издания. Пресса -единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

     Радио - это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио - одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

     Телевидение - это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

     Информационные  службы - это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

Информация о работе Социальные коммуникации