Социальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и суть социальной коммуникации………………………………. 4
2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации…………….. 6
3. Массовая коммуникация…………………………………………………… 9
3.1. Понятие массовой коммуникации………………………………………. 9
3.2. Структура и функции массовой коммуникации………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Список литературы……………………………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие  и суть социальной коммуникации………………………………. 4
2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации…………….. 6
3. Массовая  коммуникация…………………………………………………… 9
3.1. Понятие  массовой коммуникации………………………………………. 9
3.2. Структура  и функции массовой коммуникации………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Список  литературы……………………………………………………………. 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.

     Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума  как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

     Понятие социальной коммуникации является межнаучным. В его разработке участвуют науки: герменевтика, лингвистика, логика, психология, социология, философия, эстетика, но главную роль должна сыграть обобщающая метатеория социальной коммуникации (МТСК), для которой это понятие является базовой научной категорией, служащей отправной точкой и основой для метатеоретического исследования

     Социальная  коммуникация занимает особое место  в жизни современного общества и  каждого человека. С ней прямо  или опосредованно связаны практически  все коммуникативные сферы. Традиционно  выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация.

1. Понятие и суть социальной коммуникации

     Коммуникативный процесс представляет собой необходимую  предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

     Коммуникация  представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются (Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М., 2002. С.45.):

     1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор  и реципиент);

     2. Средства коммуникации - код, используемый  для передачи информации в  знаковой форме (слова, картины,  графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение  (письмо, телефон, радио, телеграф  и т.п.);

     3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

     4. Эффекты коммуникации - последствия  коммуникации, выраженные в изменении  внутреннего состояния субъектов  коммуникационного процесса, в их  взаимоотношениях или в их действиях.

     Существует  множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся  из них: социальная коммуникация - это:

     - передача информации, идей, эмоций  посредством знаков, символов;

     - процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом;

     - механизм, посредством которого  реализуется власть (власть, как  попытка определить поведение  другого человека).

     В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

     Кто - коммуникатор (тот, кто передает и  формирует сообщение)

     Что - сообщение

     Как - способ передачи сообщения, канал

     Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

     Зачем - с каким эффектом, эффективность.

     Социальная  коммуникация, или социокоммуникации является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.

     Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В  социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле  социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны.

     В настоящее время термин социокоммуникация  имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как:

     а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,

     б) общение - передача информации от человека к человеку,

     в) передача и обмен информацией  в обществе с целью воздействия  на него.

     Для социальной коммуникации важны все  три толкования термина:

     - первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности;

     - второе связано с проблемами  межличностной коммуникации;

     - третье - с проблемами массовой  коммуникации.

     Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социокоммуникации.

     Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура  включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.

2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации

     Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет  обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования (Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.-М.2001. С.78-83.) .

       К ним относятся:

     а) социальные структуры общества в  плане их коммуникативных характеристик,

     б) коммуникативные системы, реализующие  различные виды социальной коммуникации,

     в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки.

     Онтологический  аспект (греч. ontos "сущее" + logos " учение") социальной коммуникации связан, прежде всего, с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности.

     Гносеологический  аспект (греч.gnosis "познание" + logos "учение") теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложности самого объекта изучения и множественности интерпретаций его как предмета исследования. В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов.

     1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. В некоторых обществах для эффективного осуществления коммуникации важно взаимодействие речевых характеристик не только с социальными структурами первичного и вторичного уровней, но и с естественными структурами, сложившимися на основе признаков возраста, пола. Кроме того, следует учитывать, что социальные структуры не автономны в регламентации "коммуникативного кода". Они не могут существовать независимо от идей, от понимания социальных ценностей, которые сложились в данном обществе. Осознание "престижности" того или иного кода приводит к тому, что некоторые индивиды могут изменить свой привычный код в зависимости от социальных условий общения.

     2. Определение функций социальной  коммуникации. Принято считать, что  основными функциями коммуникации являются взаимодействие людей с целью сообщения и обмена информацией и воздействие на индивида или общество в целом в соответствии с определенной целью - установкой. Это положение является в большей степени аксиомой, добытой в ходе многочисленных эмпирических наблюдений и прикладных исследований, чем результатом теоретического обоснования. Механизм взаимодействия и особенно воздействия находится пока "за семью печатями". Именно поэтому для теории социальной коммуникации особое значение приобретает предварительное исследование и выявление ее частных функций с учетом разнородности коммуникативных средств и способов коммуникации.

     3. Обоснование единиц социальной  коммуникации. Это - вопрос первостепенной  важности, от решения которого  зависят как понимание существенных характеристик социальной коммуникации, так и методы исследования фактологического материала. В самом общем гносеологическом смысле единица познания понимается как регулярно воспроизводимое единство формы и содержания и благодаря этому вычленяемое из потока информации и сопоставимое с другими единствами.

     В социокоммуникации к единицам предъявляются  особые требования, связанные с их коммуникативной функцией. К коммуникативным  единицам относятся такие единства формы и содержания, которые не просто представляют (репрезентируют) информацию, а сообщают ин формацию. Это значит, что информация целенаправленна, то есть, адресована определенному получателю и, что очень важно передает личное отношение говорящего к информации.

     С другой стороны, социальная информация как бы противостоит им в качестве содержательной категории, обусловленной так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов - знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т.п.

     Методологический аспект (греч. methodos "путь исследования, познания" + logos "слово, учение") социальной коммуникации находится в процессе становления. Она складывается из теории социального познания, системы методов социального познания и анализа коммуникативных систем, актуализируемых в обществе. Если первые две составляющие основываются на общетеоретических принципах социологии, то третья составляющая формируется в рамках различных теорий и направлений, так или иначе связанных с социологией.

     Все три аспекта социальной коммуникации - онтологический, гносеологический и методологический - взаимосвязаны, предполагают, друг друга и влияют друг на друга. На определенном этапе развития любой науки на первый план выдвигается какой-то один аспект - "идет опережение" за счет интенсивной разработки. В отечественной науке таким доминирующим аспектом до недавнего времени был методологический аспект с акцентом на мировоззренческие проблемы. Появление исследований на стыке социологии, психологии, этнологии и лингвистики в значительной степени расширило гносеологический аспект. Это дало основание для гармоничного развития всех трех аспектов социальной коммуникации.

Информация о работе Социальные коммуникации