Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:56, контрольная работа
Описание работы
Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3 1. Понятие и суть социальной коммуникации………………………………. 4 2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации…………….. 6 3. Массовая коммуникация…………………………………………………… 9 3.1. Понятие массовой коммуникации………………………………………. 9 3.2. Структура и функции массовой коммуникации………………………... 11 Заключение…………………………………………………………………….. 16 Список литературы……………………………………………………………. 17
1. Понятие
и суть социальной коммуникации……………………………….
4
2. Базовые
составляющие и виды социальной коммуникации……………..
6
3. Массовая
коммуникация……………………………………………………
9
3.1. Понятие
массовой коммуникации……………………………………….
9
3.2. Структура
и функции массовой коммуникации………………………...
11
Заключение……………………………………………………………………..
16
Список
литературы…………………………………………………………….
17
Введение
Коммуникацией
традиционно принято называть обмен значениями
(информацией) между индивидами через
посредство общей системы символов (знаков),
языковых знаков, в частности. Эта сфера
знаний и научных интересов, как и многие
другие, начала формироваться еще в древние
времена, поэтому определений у коммуникации
приблизительно столько же, сколько и
авторов работ о ней.
Без
коммуникации невозможно конституирование
социальных общностей, социальных систем,
институтов, организаций и т.д., невозможно
существование социальности, социума
как такового. Коммуникация пронизывает
все стороны жизни общества, социальных
групп и отдельных индивидов. Всякое исследование
социальной жизни затрагивает те или иные
ее формы.
Понятие
социальной коммуникации является межнаучным.
В его разработке участвуют науки:
герменевтика, лингвистика, логика, психология,
социология, философия, эстетика, но главную
роль должна сыграть обобщающая метатеория
социальной коммуникации (МТСК), для которой
это понятие является базовой научной
категорией, служащей отправной точкой
и основой для метатеоретического исследования
Социальная
коммуникация занимает особое место
в жизни современного общества и
каждого человека. С ней прямо
или опосредованно связаны практически
все коммуникативные сферы. Традиционно
выделяются внутриличностная, межличностная,
групповая коммуникация, организационная,
межкультурная, общественная и массовая
коммуникация.
1.
Понятие и суть социальной
коммуникации
Коммуникативный
процесс представляет собой необходимую
предпосылку становления, развития
и функционирования всех социальных
систем, потому что именно он обеспечивает
связь между людьми и их общностями, делает
возможной связь между поколениями, накопление
и передачу социального опыта, его обогащение,
разделение труда и обмен его продуктами,
организацию совместной деятельности,
трансляцию культуры. Именно посредством
коммуникации осуществляется управление,
поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному
и социальный механизм, с помощью которого
возникает и реализуется власть в обществе.
Коммуникация
представляет собой сложный многокомпонентный
процесс. Основными его компонентами являются
(Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой
коммуникации. М., 2002. С.45.):
1.
Субъекты коммуникационного процесса
- отправитель и получатель сообщения(коммуникатор
и реципиент);
2.
Средства коммуникации - код, используемый
для передачи информации в
знаковой форме (слова, картины,
графики и т.п.), а также каналы,
по которым передается сообщение
(письмо, телефон, радио, телеграф
и т.п.);
3.
Предмет коммуникации (какое - либо
явление, событие) и отображающее его сообщение
(статья, радиопередача, телевизионный
сюжет и т.п.)
4.
Эффекты коммуникации - последствия
коммуникации, выраженные в изменении
внутреннего состояния субъектов
коммуникационного процесса, в их
взаимоотношениях или в их действиях.
Существует
множество определений социальной
коммуникации. Наиболее часто встречающиеся
из них: социальная коммуникация - это:
-
передача информации, идей, эмоций
посредством знаков, символов;
-
процесс, который связывает отдельные
части соц. систем друг с другом;
-
механизм, посредством которого
реализуется власть (власть, как
попытка определить поведение
другого человека).
В
процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
Кто
- коммуникатор (тот, кто передает и
формирует сообщение)
Что
- сообщение
Как
- способ передачи сообщения, канал
Кому
- аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем
- с каким эффектом, эффективность.
Социальная
коммуникация, или социокоммуникации
является предметом социологии коммуникации
- специальной отрасли социологии, изучающей
функциональные особенности общения представителей
различных социальных групп в плане их
взаимодействия - передачи и получения
смысловой и оценочной информации и в
плане воздействия на их отношение асоциальным
ценностям данного общества и социума
в целом.
Между
терминологическими вариантами "социология
коммуникации" и "социокоммуникация"
имеется определенное различие. В
социологии коммуникации акцент делается
на социальном аспекте коммуникации,
предполагающем изучение ее в русле
социологических исследований, во взаимосвязи
с собственно социологическими категориями.
В социокоммуникации внимание концентрируется
на коммуникации как процессе общения,
механизм и закономерности которого обусловлены
многими факторами, среди которых социальные
факторы занимают центральное место. Тождество
и различие в интерпретации содержания
сопряженных областей исследования неизбежны.
В
настоящее время термин социокоммуникация
имеет, по крайней мере, три интерпретации
- понимается как:
а)
средство связи любых объектов материального
и духовного мира,
б)
общение - передача информации от человека
к человеку,
в)
передача и обмен информацией
в обществе с целью воздействия
на него.
Для
социальной коммуникации важны все
три толкования термина:
-
первое связано с проблемами дифференциации
и систематизации коммуникативных средств,
которые различны по своей природе, структуре,
функции и эффективности;
-
второе связано с проблемами
межличностной коммуникации;
-
третье - с проблемами массовой
коммуникации.
Коммуникация
выступает как бы посредником между индивидуальной
и общественно осознанной информацией.
Ключевой проблемой коммуникации является
механизм, который переводит индивидуальный
процесс передачи и восприятия информации
в социально значимый процесс персонального
и массового воздействия. Этот механизм
заложен в речевой деятельности людей
- именно в ней реализуются социально обусловленные
нормы и правила общения. Поскольку производство
речи осуществляется в соответствии с
нормами и правилами речевого поведения,
принятыми в данном обществе, указанное
понимание речевой деятельности дает
ключ к решению прагматических и прикладных
задач социокоммуникации.
Структура
социальной коммуникации зависит от
целей коммуникатора (коммуникантов).
В самом общем виде эта структура
включает в себя субъекты коммуникации
(коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную
деятельность, коммуникативные сообщения
и коммуникативную деятельность. Коммуникативные
технологии, реализуемые с помощью коммуникационных
систем, конструируют и воссоздают оптимальный
с точки зрения коммуникантов систему
социальных связей. Коммуникационные
структуры в сложных системах накладываются
друг на друга, а коммуникативные связи
формируют крупные сети, составляющие
основу социальной структуры того социального
образования, в границах которого осуществляются
коммуникации.
2.
Базовые составляющие
и виды социальной коммуникации
Понимание
социальной коммуникации как предмета
социологии коммуникации позволяет
обосновать ее базовые составляющие
- основные аспекты ее исследования
(Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как
форма социальной коммуникации.-М.2001. С.78-83.)
.
К ним относятся:
а)
социальные структуры общества в
плане их коммуникативных характеристик,
б)
коммуникативные системы, реализующие
различные виды социальной коммуникации,
в)
каналы, уровни и средства коммуникации,
обеспечивающие передачу и восприятие
информации и социально значимой
оценки.
Онтологический
аспект (греч. ontos "сущее" + logos "
учение") социальной коммуникации связан,
прежде всего, с природой ее первой
составляющей - социальными структурами
общества. Именно в рамках социальных
сообществ различного типа удается наблюдать
социальную дифференциацию поведения
людей и их речевой деятельности.
Гносеологический
аспект (греч.gnosis "познание" + logos "учение")
теории социальной коммуникации сложен
и противоречив из-за сложности самого
объекта изучения и множественности интерпретаций
его как предмета исследования. В гносеологический
аспект теории входит целый ряд проблемных
вопросов.
1.
Взаимодействие коммуникации и социальных
структур. В некоторых обществах для эффективного
осуществления коммуникации важно взаимодействие
речевых характеристик не только с социальными
структурами первичного и вторичного
уровней, но и с естественными структурами,
сложившимися на основе признаков возраста,
пола. Кроме того, следует учитывать, что
социальные структуры не автономны в регламентации
"коммуникативного кода". Они не могут
существовать независимо от идей, от понимания
социальных ценностей, которые сложились
в данном обществе. Осознание "престижности"
того или иного кода приводит к тому, что
некоторые индивиды могут изменить свой
привычный код в зависимости от социальных
условий общения.
2.
Определение функций социальной
коммуникации. Принято считать, что
основными функциями коммуникации являются
взаимодействие людей с целью сообщения
и обмена информацией и воздействие на
индивида или общество в целом в соответствии
с определенной целью - установкой. Это
положение является в большей степени
аксиомой, добытой в ходе многочисленных
эмпирических наблюдений и прикладных
исследований, чем результатом теоретического
обоснования. Механизм взаимодействия
и особенно воздействия находится пока
"за семью печатями". Именно поэтому
для теории социальной коммуникации особое
значение приобретает предварительное
исследование и выявление ее частных функций
с учетом разнородности коммуникативных
средств и способов коммуникации.
3.
Обоснование единиц социальной
коммуникации. Это - вопрос первостепенной
важности, от решения которого
зависят как понимание существенных характеристик
социальной коммуникации, так и методы
исследования фактологического материала.
В самом общем гносеологическом смысле
единица познания понимается как регулярно
воспроизводимое единство формы и содержания
и благодаря этому вычленяемое из потока
информации и сопоставимое с другими единствами.
В
социокоммуникации к единицам предъявляются
особые требования, связанные с их
коммуникативной функцией. К коммуникативным
единицам относятся такие единства
формы и содержания, которые не просто
представляют (репрезентируют) информацию,
а сообщают ин формацию. Это значит, что
информация целенаправленна, то есть,
адресована определенному получателю
и, что очень важно передает личное отношение
говорящего к информации.
С
другой стороны, социальная информация
как бы противостоит им в качестве содержательной
категории, обусловленной так называемыми
фоновыми знаниями коммуникантов - знаниями
окружающей действительности, социальных
ценностей общества, культуры и т.п.
Методологический
аспект (греч. methodos "путь исследования,
познания" + logos "слово, учение")
социальной коммуникации находится в
процессе становления. Она складывается
из теории социального познания, системы
методов социального познания и анализа
коммуникативных систем, актуализируемых
в обществе. Если первые две составляющие
основываются на общетеоретических принципах
социологии, то третья составляющая формируется
в рамках различных теорий и направлений,
так или иначе связанных с социологией.
Все
три аспекта социальной коммуникации
- онтологический, гносеологический и
методологический - взаимосвязаны, предполагают,
друг друга и влияют друг на друга. На определенном
этапе развития любой науки на первый
план выдвигается какой-то один аспект
- "идет опережение" за счет интенсивной
разработки. В отечественной науке таким
доминирующим аспектом до недавнего времени
был методологический аспект с акцентом
на мировоззренческие проблемы. Появление
исследований на стыке социологии, психологии,
этнологии и лингвистики в значительной
степени расширило гносеологический аспект.
Это дало основание для гармоничного развития
всех трех аспектов социальной коммуникации.