Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

1. Социальный институт. Виды и функции социальных институтов. Социальная организация.
2. Государство как социальный институт.
3. Социальный институт религии.
4. Семья как социальный институт.
5. Образование как социальный институт.

Работа содержит 1 файл

социальные институты (2).docx

— 41.96 Кб (Скачать)

    Власть  должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять  властное решение, которое должно всеми  восприниматься как обязательное.

    Если  определять власть как возможность  одного субъекта, то политическая власть, во-первых, распространяется на общество в целом, и, во-вторых, только за политической властью признается применение всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни. Однако насилие  со стороны политической власти должно быть легитимным, т.е. признанным и принятым (явным или подразумеваемым образом) большинство членов общества, и именно этим политическая власть отличается от банды разбойников.

    Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть.

    Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий.

    Харизматическая власть опирается на господствующую веру в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм; основа такой власти проявляется в проекции на него образа отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности.

    Рациональный  характер власти опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.

    Политическая  власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения  власти : автократия, т.е. господство единоличного правителя, олигархия, т.е. господство немногих привилегированных лиц, и демократия, т.е. власть народа. Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены перерождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии в плутократию (господство преступников) и демократии в охлократию (господство толпы).

    В новейшее время получила признание  и развитие концепция правового государства, которая основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, чье главное предназначение в демократическом обществе- служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан, быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права как воплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. 

    
  1. Социальный  институт религии.
 

    Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека.

    Элементами  религии являются:

  • наличие группы верующих;
  • Представление о священном, сверхъестественном
  • Особая система верований (вероисповедание)
  • Особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным)
  • Представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.
 

    Религия представляет собой общемировой  социальный институт, включающий в  себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная отличительная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, необыденно, повседневно. 

    Религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

      Виды религии:

  • простая вера в сверхъестественное – характерен для примитивных, доиндустриальных обществ , не включает в себя  веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.
  • Анимизм –  анимистический тип религии признает активную деятельность духов в мире. Эти духи могут существовать в людях, он также и в природных объектах (реках, горах, ветрах)
  • Теизм – в основе теистических религий лежит вера в богов. Бог могуществен,  он заинтересован в людских делах и заслуживает поклонения.
  • абстрактный идеал.
 

    Общей чертой религий является наличие  теодицеи – эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существовании: появление человека, его страданий и смерти.

     Религия выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая  или смыслополагающая. B религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе; которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

     С мировоззренческой функцией религии  тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Tолкотт Парсонс. По его мнению, религия осуществляет легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменять основу религии составлять культовую систему. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс как институционализации религиозных культовых систем.

    В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную иерархизированную систему – церковь. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов.

  1. Семья как социальный институт.

    Классический  пример простого социального института  является институт семьи.

    Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

    Первоначальная  основа семейных отношений составляет брак.

    Брак  – исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

      Семья представляет более сложную  систему отношений, чем брак, поскольку  она может объединять не только  супругов, но и их детей, а  так же других родственников.

    Семью следует рассматривать как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. 

    Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

    В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

    Процесс формирования и функционирования семьи  обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. 

    Основная, первая функция семьи, как следует  из определения А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

    а) воспитательная — социализация молодого поколения, под 
держание культурного воспроизводства общества;

    б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

    д) духовного общения — развитие личностей членов семьи,  духовное взаимообогащение;

    е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

    Для понимания семьи как социального .института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка; старший, младший) 

    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. 

    В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.  

    Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. 

    
  1. Образование как социальный институт.

    Социология  образования — это область социологии, изучающая образование как социальный институт и его организации, а так же социальную политику в области образования.

    Система образования относиться к числу  важнейших социальных институтов.

    Образование служит развитию личности, содействует  ее самореализации. В то же время  образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая  выполнение важнейших задач практического  и символического характера.

     B процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека c целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Информация о работе Социальные институты