Социальные институты и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.









2012 год


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17






Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.
Реферат состоит из введения, в котором сформулированы цель и задачи данной работы, шести разделов, в которых раскрываются задачи поставленные во введении и заключение, в котором сделаны выводы по содержанию работы.






Реферат
по социологии
на тему: «Социальные институты и организации»










2012 год


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17






Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в об

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
Социальная политика
Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
Функции церкви в обществе
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее  количество достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к  которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

 

 

 

 

5. Институт политики

Социальная политика

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке  труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной  базы и прочими трудностями, которые  зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в  зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Неоклассики рассматривали  рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает  смягчающее, то есть вызванное природным  стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным  рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

1) развитие НТР  и повышение роли человека  в общественном производстве;

2) обеспечение  общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

3) обеспечение  предпринимательства необходимыми  кадрами; 

4) необходимость  компромиссности и смягчения  социальных конфликтов;

5) способствование  развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

6) влияние идей  и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы  - прежде всего) капитализма; 

Влияние государства  на рынок труда осуществляется прямыми  и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем  обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса  производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический  прогресс и структурные сдвиги в  экономике, конверсию ВПК.

Реальные и  потенциальные масштабы безработицы  в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда  трое выполняют работу одного) достигает  в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять  до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в  США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим  трудом прокормить только 15 чел., тогда  как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними  на производстве. Ими покрывалась  общая потребность предприятий  в рабочей силе, когда от них  требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы  в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную  стабилизацию экономики, удержание  роста инфляции. Во всем мире такое  направление внутренней политики государства  способствует понижению спроса на рабочую  силу и увеличивает армию безработных.

Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить  статус-кво, то есть всем платить одинаково  и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно  повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить  трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать  им пособие, размер которого прямо зависит  от уровня зарплаты, и предоставлять  бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает  качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй – это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

 

Принципы проведения социальной политики

Социальная  политика - это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении  цен и проведение индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи  на случай безработицы; 

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы для работающих;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства; 

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Институт религии

 

Религия является необходимым составным элементом  общественной жизни, в том числе  и духовной культуры общества. В  развитой форме религиозные организации  представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему —  церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших  социальных институтов. И поэтому  она может и должна быть подвергнута  анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные  религиозные феномены, в том числе  и церковь. Ее основоположниками  считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального  изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

В современной  социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных  феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь  рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность  отдельных личностей, различных  социально-демографических групп, нормы  и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ  жизни людей, причины существования  религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между  теоретическим и эмпирическим социологическим  исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального  института. В этом случае церковь  предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность  людей и организующих их в систему  социальных статусов и ролей в  зависимости от их отношений к  Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить  многие устоявшиеся взгляды на место  и роль ее в жизни общества.

 

Функции церкви в обществе

Воздействие религии  на общество и происходящие в нем  процессы реализуется через ее институты  — церковь, религиозные организации, объединения верующих.

Важным элементом  религиозного комплекса является церковь  — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального  духовенства, которое формируется  по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков  своего существования построила  свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь выступает  и как юридическое лицо, владеющее  определенной собственностью, которая  составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично  также наличие четко разработанной  догматики и детализированного  культа.

Внутренняя  структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются  управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением  и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной  деятельности и отношений, контролем  поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая  подсистема, включает в себя массу  верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование  этих отношений осуществляется при  помощи так называемых организационно-институциональных  норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру  этих организаций, характер отношения  между верующими, священнослужителями  различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

 

Функции церкви как социально  института

В функционировании религии и церкви, выступающей  в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические  правила.

Свод морально-этических  правил — это представление о  праведном образе жизни. Большинство  религий предписывают верующим систему  заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология  религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые  выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель  социальной антропологии Б. Малиновский  связывал существование религиозной  веры с потребностью людей в обретении  смысла жизни, с их тревогой о своей  судьбе. Он считал, что религия возникает  из способности людей любить и  заботиться о ближних, из осознания  неизбежности смерти. Однако религия  не только дает утешение перед лицом  смерти, она вносит смысл и в  другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

Основатель  психоанализа З. Фрейд считал, что  главная функция религии связана  с тем чувством психологической  защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок  пытается найти защиту от своей беспомощности  у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру  общества, но и укрепляет ее, концентрирует  внимание и надежды людей на общих  верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и  нормы, выполняя, таким образом, функцию  объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая  функция религии наглядно проявляется  в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует  кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым  они приобщаются к святому  духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению  господствующих в нем норм.

Если суммировать  приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая  религия регулирует социальное поведение  своих приверженцев. Это достигается  с помощью свода моральных  норм, запретов и предписаний, которые  реализуются на уровнях индивидуального  и общественного сознания и поведения.

Информация о работе Социальные институты и организации