Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, реферат
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
2012 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17
Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.
Реферат состоит из введения, в котором сформулированы цель и задачи данной работы, шести разделов, в которых раскрываются задачи поставленные во введении и заключение, в котором сделаны выводы по содержанию работы.
Реферат
по социологии
на тему: «Социальные институты и организации»
2012 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17
Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в об
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
Социальная политика
Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
Функции церкви в обществе
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17
Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.
Воспроизводство тех социальных классов,
групп и слоев, принадлежность к
которым обусловлена
Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.
5. Институт политики
Социальная политика
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Существуют
некоторые проблемы, связанные с
регулированием занятости и обеспечения
социальной защиты населения. В данной
работе рассмотрены такие немаловажные
проблемы, как нестабильность на рынке
труда и невозможность охватить
социальной защитой все слои населения,
обусловленные отсутствием
Неоклассики рассматривали
рынок труда как равноценный,
где опыт и предложение уравниваются
при помощи колебаний уровня заработной
платы, а безработица выступает
смягчающее, то есть вызванное природным
стремлением работников найти лучшее
рабочее место. В двадцатом столетии
оказалось, что невозможно отдавать
рынок труда на “откуп” стихийным
рыночным силам. Наиважнейшими причинами
развития и активизации деятельности
буржуазного государства в
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение
общих условий воспроизводства,
3) обеспечение
предпринимательства
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование
развитию и совершенствованию
интеллектуального потенциала
6) влияние идей
и конкретных социальных
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и
потенциальные масштабы безработицы
в России в разных ее формах огромны.
Специалисты считают, что только
скрытая форма безработицы (когда
трое выполняют работу одного) достигает
в границах бывшего СССР достигает
37 млн. человек. Если уровень продуктивности
труда в нашем обществе поднять
до общемировых показателей (в начале
90 гг. на одного шахтера приходилось
320 т. добычи на-гора угля в год, в
США - 7, 143 т. Один занятый в сельском
хозяйстве в СССР мог своим
трудом прокормить только 15 чел., тогда
как в США - около 90 чел., и т. д.),
то безработными стало бы более 30 млн.
чел. В 1988 г., по расчетам специалистов,
из 131 млн. чел., занятых в народном
хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними
на производстве. Ими покрывалась
общая потребность предприятий
в рабочей силе, когда от них
требовались люди для сельхозработ,
уборки территории и других непроизводственных
работ. Фактором увеличения безработицы
в нашем обществе является политика,
направленная на финансово-кредитную
стабилизацию экономики, удержание
роста инфляции. Во всем мире такое
направление внутренней политики государства
способствует понижению спроса на рабочую
силу и увеличивает армию
Для нашего общества
есть два варианта развития. Первый
заключается в том, чтоб всем сохранить
статус-кво, то есть всем платить одинаково
и мало, рабочую силу оставить иммобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы,
но не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада
в производство. При этом вводить
трудосберегающую технику и технологию,
сокращать избыточные кадры, выплачивать
им пособие, размер которого прямо зависит
от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность
Принципы проведения социальной политики
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня
жизни путем введения разных
форм компенсации при
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение
политики социального
5) развитие образования,
охрана здоровья, окружающей среды
в основном за счет
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
6. Институт религии
Религия является
необходимым составным
В современной
социологии религии можно выделить
два уровня изучения религиозных
феноменов: теоретический и эмпирический.
На теоретическом уровне церковь
рассматривается как
История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.
Функции церкви в обществе
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом
религиозного комплекса является церковь
— один из социальных институтов, обладающих
рядом характерных признаков. Прежде
всего, это наличие профессионального
духовенства, которое формируется
по иерархической системе. Например,
христианская церковь с первых веков
своего существования построила
свою иерархию по “феодальному образцу”.
Кроме всего этого, церковь выступает
и как юридическое лицо, владеющее
определенной собственностью, которая
составляет экономическую основу ее
существования. Для церкви типично
также наличие четко
Внутренняя
структура такого института представляет
собой организационно оформленное
взаимодействие различных систем, функционирование
каждой из которых связано с
Функции церкви как социально института
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология
религии уделяет большое
Основатель
психоанализа З. Фрейд считал, что
главная функция религии
Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.