Социальные институты и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.









2012 год


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17






Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.
Реферат состоит из введения, в котором сформулированы цель и задачи данной работы, шести разделов, в которых раскрываются задачи поставленные во введении и заключение, в котором сделаны выводы по содержанию работы.






Реферат
по социологии
на тему: «Социальные институты и организации»










2012 год


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
• Общие признаки социального института
• Основные социальные институты
• Неосновные социальные институты
• Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
• Институционализация семьи
• Функции семьи
• Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
• Основные виды образования
• Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
• Социальная политика
• Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
• Функции церкви в обществе
• Функции церкви как социального института
• Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17






Введение
Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.
Актуальность данной темы определяется большим влиянием оказываемым социальными институтами и организациями, как на развитие общества в целом, так и на становление отдельных индивидов и их место и роль в социуме.
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в об

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные институты………………………………………………………………….. 3
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
2. Институт семьи…………………………………………………………………………… 6
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
3.Институт образования…………………………………………………………………… 8
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
4. Институт политики………………………………………………………………………. 11
Социальная политика
Принципы социальной политики
5. Институт религии………………………………………………………………………… 13
Функции церкви в обществе
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

Этапы институциализации:

Возникновение потребности, формирование общих целей

Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

Практическое применение, принятие этих норм и правил

Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

3. Институт семьи

 

В большинстве  примитивных обществ семья - это  единственный реально функционирующий  институт. Например, среди современных  племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все  вопросы распределения власти, продуктов  и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным  культурам начинают выделяться остальные  социальные институты.

Следовательно, семья - основа всех социальных институтов.

 

Институционализация семьи

На заре истории  в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами.

Первый запрет - запрет кровосмешения (половых отношений  между кровными родственниками). Так  появился первый в истории вид социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы  семейного поведения стали коллективной привычкой, обычаем, традицией. Злоумышленников (девиантов) ждало суровое наказание (санкции).

 

Функции семьи

Репродуктивная - биологическое воспроизводство населения.

Воспитательная - социализация молодого поколения.

Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Эмоциональная - психологическая защита, эмоциональная поддержка.

Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции.

 

Типы семей

По структуре:

нуклеарная семья, или супружеская (лат. "нуклеа" - ядро) - муж, жена и их дети

родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми.

По форме  брака: (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья)

моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)

полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве.

Формы полигамии:

групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)

полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)

полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах)

По распределению  ролей 

Традиционная (или патриархальная)

  • под одной крышей существуют как минимум три поколения
  • роль лидера отводится старшему мужчине
  • женщина экономически зависима от супруга
  • четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка)

Неотрадиционная (или эксплуататорская)

  • роль лидера отводится мужчине
  • женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде
  • за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.

Эгалитарная (фр. egalite - равенство).

  • справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем
  • совместное обсуждение проблем и принятие решений
  • эмоциональная насыщенность отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Институт образования

 

Признаками  института образования являются:

  • установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
  • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • кодекс устный и письменный - правили учащихся
  • идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

 

Основные виды образования

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного  образования, то социология исходит  из того, что основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра” за детьми, здесь  происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом  к обучению детей с 6 лет детские  сады столкнулись с новыми для  себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в  школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная  школа нацелена на подготовку к жизни  всего без исключения подрастающего  поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась  реализация принципа всеобщности полного  среднего образования с целью  обеспечения молодежи “равного старта”  при вступлении в самостоятельную  трудовую жизнь. В новой Конституции  РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное  завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших  школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в  этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально–техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с  тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро  стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов до 60% выпускников вузов  меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения 

 

Социальные функции системы  образования

Ранее говорилось о том, что образование связано  со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно  через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает  с целью общества. Если различные  сферы и отрасли хозяйства  производят определенную материальную и духовную продукцию, а также  услуги для человека, то система  образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”.

Рассматривая  гуманистическую функцию, следует  сказать о том, что это понятие  наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском  понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует  концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня  человек рассматривается как  открытая система с позиций ведущей  идеи конца второго тысячелетия  – идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Формирование образовательных  общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Информация о работе Социальные институты и организации