Социальные институты и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 2

1. Социальные общности………………………………………………………………….. 3
* Особенности социальных общностей
* Социальные связи и взаимодействие
* Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
* Основные виды социальных общностей
* Причины дезорганизации социальных общностей

2. Социальные институты………………………………………………………………….. 5
* Общие признаки социального института
* Основные социальные институты
* Неосновные социальные институты
* Институционализация

3. Институт семьи…………………………………………………………………………… 8
* Институционализация семьи
* Функции семьи
* Типы семей

4. Институт образования…………………………………………………………………… 10
* Основные виды образования
* Социальные функции системы образования

5. Институт политики………………………………………………………………………. 13
* Социальная политика
* Принципы социальной политики

6. Институт религии………………………………………………………………………… 15
* Функции церкви в обществе
* Функции церкви как социального института
* Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 18
Список используемой литературы………………………………………………………… 19

Работа содержит 1 файл

социология 11.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

   Наряду  с регулятивной, религия и церковь  выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

   мировоззренческая — религия организует систему  мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

   компенсаторная  — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической  защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

   интегрирующая — заключается в способности  религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных  ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

   Реализуя  эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного  сознания, религия и церковь тем  самым выступают одной из форм самоорганизации социума. 

   Религия и церковь, являясь составной  частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.  

   Роль  церкви в обществе

   Религия и церковь выполняют ряд функций  и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тождественны. Функции  — это способы действия религии  в обществе, роль — суммарный  результат, последствия выполнения ею функций.

   Церковь оказывает на экономические отношения  и другие сферы общественной жизни  обратное влияние. Она санкционирует  определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости”  или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения.

   Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

   Сторонники  теории конфликта утверждают, что  религия укрепляет положение  господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.

   С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными  отношениями. С одной стороны  она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий  фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.  
 
 
 
 

Заключение. 

   Функционирование  социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее – в социальную систему. Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность, сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности.

   Социальные  институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения.

   К числу общих признаков социального института можно отнести:

   - выделение определенного круга  субъектов, вступающих в процессе  деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

   - определенную (более или менее  формализованную) организацию;

   - наличие специфических норм и  предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках социального  института;

   - наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:
 

1. Полосин В. Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.

3. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.- 688с.

4. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.

    “Социология” Москва издательство “Мысль” 1990 год.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1

6. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.:

     Изд-во Моск. ун-та. - 1990. - 240 с.

7. Ашин Г. Смена элит. // Общественные науки и современность. 1995. - № 1.- с.40-50.

8.  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии  

     знания. - М.: Изд-во “Медиум”. - 1995. –  322 с.

9. Осипов Г.В. Институциональная социология. М., 1993. – с.258.

 

Информация о работе Социальные институты и организации