Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:33, реферат
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные общности………………………………………………………………….. 3
* Особенности социальных общностей
* Социальные связи и взаимодействие
* Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
* Основные виды социальных общностей
* Причины дезорганизации социальных общностей
2. Социальные институты………………………………………………………………….. 5
* Общие признаки социального института
* Основные социальные институты
* Неосновные социальные институты
* Институционализация
3. Институт семьи…………………………………………………………………………… 8
* Институционализация семьи
* Функции семьи
* Типы семей
4. Институт образования…………………………………………………………………… 10
* Основные виды образования
* Социальные функции системы образования
5. Институт политики………………………………………………………………………. 13
* Социальная политика
* Принципы социальной политики
6. Институт религии………………………………………………………………………… 15
* Функции церкви в обществе
* Функции церкви как социального института
* Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 18
Список используемой литературы………………………………………………………… 19
Социальная политика
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:
1)
развитие НТР и повышение роли
человека в общественном
2) обеспечение
общих условий воспроизводства,
3)
обеспечение
4)
необходимость компромиссности
и смягчения социальных
5) способствование
развитию и совершенствованию
интеллектуального потенциала
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.
Для
нашего общества есть два варианта
развития. Первый заключается в том,
чтоб всем сохранить статус-кво, то
есть всем платить одинаково и
мало, рабочую силу оставить иммобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы, но
не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада в производство.
При этом вводить трудосберегающую технику
и технологию, сокращать избыточные кадры,
выплачивать им пособие, размер которого
прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность переквалификации
и помощи в трудоустройстве. Первый вариант
значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй –
это модель развития рынка труда во всех
развитых странах. Поэтому наше общество
должно перенаправлять свои социальные
ориентиры, выполняющие коренные преобразования
в развитии и использовании трудовых ресурсов.
Речь ведется о перемене концепции рабочей
силы, то есть об отказе от концепции полной
занятости и принятии на вооружение концепции
эффективной занятости.
Принципы проведения социальной политики
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1)
защита уровня жизни путем
введения разных форм
2)
обеспечение помощи самым
3) выдача помощи на случай безработицы;
4)
обеспечение политики
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6)
проведение активной политики, направленной
на обеспечение квалификации.
6.
Институт религии
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.
История
России и СССР, где общественно-политической
и духовной жизни одним из значительных
“действующих лиц” была и продолжает
оставаться Русская Православная Церковь,
позволяет проследить противоречивые
процессы, имевшие место во взаимоотношениях
между государством и церковью, переосмыслить
многие устоявшиеся взгляды на место и
роль ее в жизни общества.
Функции церкви в обществе
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя
структура такого института представляет
собой организационно оформленное взаимодействие
различных систем, функционирование каждой
из которых связано с формированием социальных
организаций и учреждений, также имеющих
статус социальных институтов. В частности,
на уровне церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемая системы. Первая
система включает в себя группу занимающихся
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
собственно религиозной деятельности
и отношений, контролем поведения, включающего
в себя разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая подсистема, включает
в себя массу верующих. Между этими подсистемами
существует система нормативно оформленных,
иерархически выдержанных отношений,
позволяющих осуществлять управление
религиозной деятельностью. Регулирование
этих отношений осуществляется при помощи
так называемых организационно-
Функции церкви как социально института
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология
религии уделяет большое
Основатель
психоанализа З. Фрейд считал, что
главная функция религии
Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.