Социальные институты и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 2

1. Социальные общности………………………………………………………………….. 3
* Особенности социальных общностей
* Социальные связи и взаимодействие
* Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
* Основные виды социальных общностей
* Причины дезорганизации социальных общностей

2. Социальные институты………………………………………………………………….. 5
* Общие признаки социального института
* Основные социальные институты
* Неосновные социальные институты
* Институционализация

3. Институт семьи…………………………………………………………………………… 8
* Институционализация семьи
* Функции семьи
* Типы семей

4. Институт образования…………………………………………………………………… 10
* Основные виды образования
* Социальные функции системы образования

5. Институт политики………………………………………………………………………. 13
* Социальная политика
* Принципы социальной политики

6. Институт религии………………………………………………………………………… 15
* Функции церкви в обществе
* Функции церкви как социального института
* Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 18
Список используемой литературы………………………………………………………… 19

Работа содержит 1 файл

социология 11.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

   родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми.

   По  форме брака: (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья)

   моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)

   полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве.

   Формы полигамии:

   групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)

   полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)

   полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах)

   По  распределению ролей 

   Традиционная (или патриархальная)

  • под одной крышей существуют как минимум три поколения
  • роль лидера отводится старшему мужчине
  • женщина экономически зависима от супруга
  • четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка)

   Неотрадиционная (или эксплуататорская)

  • роль лидера отводится мужчине
  • женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде
  • за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.

   Эгалитарная (фр. egalite - равенство).

  • справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем
  • совместное обсуждение проблем и принятие решений
  • эмоциональная насыщенность отношений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Институт образования 

   Признаками  института образования являются:

  • установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
  • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • кодекс устный и письменный - правили учащихся
  • идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
 

   Основные  виды образования

   Система образования структурирована и  по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

   Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве.

   В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра” за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

   В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “равного старта” при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

   Но  и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

   Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально–техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

   Вместе  с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы  на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

   Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения  

   Социальные  функции системы  образования

   Ранее говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

   Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”.

   Рассматривая  гуманистическую функцию, следует  сказать о том, что это понятие  наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском  понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия – идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

   Формирование  образовательных  общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

   Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

   По  мере того, как в обществе все  большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

   Социальная  селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

   Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к  которым обусловлена  образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

   Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

 
 
 

5. Институт политики

Информация о работе Социальные институты и организации