Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:33, реферат
Целью настоящей работы является исследование структуры и функционирования социальных систем. В частности большое внимание будет уделено социальным институтам, как исторически сложившимся устойчивым формам организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.
В связи с поставленной целью формулируем следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру социальных общностей и ознакомиться с особенностями, взаимодействиями, функционированием и развитием социальных общностей.
2. Ознакомиться с понятием и общими признаками социального института
3. Разобрать функции и структуру основных существующих социальных институтов и их роль в жизни индивида и общества.
Введение……………………………………………………………………………………. 2
1. Социальные общности………………………………………………………………….. 3
* Особенности социальных общностей
* Социальные связи и взаимодействие
* Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
* Основные виды социальных общностей
* Причины дезорганизации социальных общностей
2. Социальные институты………………………………………………………………….. 5
* Общие признаки социального института
* Основные социальные институты
* Неосновные социальные институты
* Институционализация
3. Институт семьи…………………………………………………………………………… 8
* Институционализация семьи
* Функции семьи
* Типы семей
4. Институт образования…………………………………………………………………… 10
* Основные виды образования
* Социальные функции системы образования
5. Институт политики………………………………………………………………………. 13
* Социальная политика
* Принципы социальной политики
6. Институт религии………………………………………………………………………… 15
* Функции церкви в обществе
* Функции церкви как социального института
* Роль церкви в обществе
Заключение………………………………………………………………………………….. 18
Список используемой литературы………………………………………………………… 19
родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми.
По форме брака: (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья)
моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)
полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве.
Формы полигамии:
групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)
полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)
полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах)
По распределению ролей
Традиционная (или патриархальная)
Неотрадиционная (или эксплуататорская)
Эгалитарная (фр. egalite - равенство).
4.
Институт образования
Признаками
института образования
Основные виды образования
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра” за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “равного старта” при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально–техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе
с тем социологические
Особо
остро стоит вопрос о профессионализме
будущих специалистов, о том, чтобы качество
и уровень современной их подготовки отвечали
реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования
80-х, и исследования 90-х годов показывают,
что в этом отношении накопилось немало
проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют
результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость профессиональных
интересов молодых людей. По исследованиям
социологов до 60% выпускников вузов меняют
свою профессию. По данным опроса выпускников
техникумов в Москве, только 28% из них спустя
три года после получения
Социальные функции системы образования
Ранее
говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь
непосредственно через
Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”.
Рассматривая
гуманистическую функцию, следует
сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием.
Гуманизм в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных
Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.
Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.
Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.
5. Институт политики