Нельзя сказать, что сегодня
массовая культура сама по
себе уничтожила высокую и
народную культуру, вобрав их
в себя. Точнее было бы утверждать,
что массовая культура, которая
в определенных пределах вполне
естественна и нормальна, благодаря
смысловой и художественной упрощенности,
технической доступности, способна
в катастрофических масштабах
вытеснить и уже вытесняет
высокую и народную культуру.
Поскольку общество распадается
на множество групп – национальных,
демографических, социальных, профессиональных,
– постепенно у каждой из
них формируется собственная
культура, т.е. система ценностей
и правил поведения. Малые культурные
миры называют субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры,
система ценностей, традиций, обычаев,
присущих большой социальной группе.
Говорят о молодежной субкультуре,
субкультуре пожилых людей, субкультуре
национальных меньшинств, профессиональной
субкультуре, криминальной субкультуре.
Субкультура отличается от доминирующей
культуры языком, взглядами на
жизнь, манерами поведения, прической,
одеждой, обычаями. Различия могут
быть очень сильными, но субкультура
не противостоит доминирующей
культуре. Своя культура у наркоманов,
глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков,
спортсменов. Дети аристократов
или представителей среднего
класса сильно отличаются поведением
от детей из низшего класса.
Они читают разные книги, ходят
в разные школы, ориентируются
на разные идеалы. У каждого
поколения и каждой социальной
группы свой культурный мир.
Субкультуры, в особенности профессиональные,
поселенческие, классовые, встречаются
в большинстве культур современного
мира. Кросскультурный анализ аналогичных
субкультур выявляет много общего, схожего
и вместе с тем указывает и на наличие
тех особенностей, которые объясняются
прежде всего спецификой "маточной"
культуры общества, в недрах которой развивается
данная субкультура.
Необходимо отделить те субкультуры,
которые противостоят культуре
данного общества, являются ее
антагонистами (субкультуру преступного,
уголовного мира, а также так
называемую контркультуру). Контркультура
обозначает такую субкультуру, которая
не просто отличается от доминирующей
культуры, но и противостоит ей, находится
в конфликте с господствующими ценностями.
В контркультуре мы имеем дело
с протестом, чаще всего части
молодежи, которая не покушается
на правовые основы существующего
общества, но бросает вызов его
морали, приличиям, принятым нормам
поведения. Наиболее яркий образец
контркультуры последних десятилетий
– хиппи. Однако следует иметь
в виду, что если субкультура
террористов противостоит человеческой
культуре, то молодежное движение
хиппи в 60-е годы отрицало
господствующие американские ценности:
усердный труд, материальный успех
и наживу, конформизм, сексуальную
сдержанность, политическую лояльность,
рационализм.
Наличие и распространение контркультуры
как целостного образования, а
не как отдельных остаточных
явлений, – признак кризиса
культуры того или иного общества,
неудовлетворенности человека (чаще
всего вновь вступающих в жизнь
поколений) предлагаемыми данной культурой
системой ценностей, норм и образцов поведения.
Длительность существования контркультуры,
ее устойчивость как целостности существенно
зависит от способности общества преодолеть
кризис своей культуры.
Наряду с понятиями субкультуры
и контркультуры в социологию
постепенно внедряется термин "суперкультура".
Теория суперкультуры выдвинута американским
экономистом и социологом К.Болдуингом.
Суперкультура – это культура аэропортов,
магистральных дорог, небоскребов, гибридных
сортов злаков и искусственных удобрений,
университетов и контроля над рождаемостью.
Она характеризуется мировым размахом.
У нее мировой язык – английский, и мировая
идеология – наука. Сохранившиеся еще
местные народные культуры вкрапляются
в суперкультуру наподобие разрозненных
точек, ибо они – дело семьи, клана, группы
сверстников, неформальных организаций.
Народная культура оберегает священное,
а суперкультура поощряет светское. Ее
распространяют формальное образование
и формальные организации.
4 Социальные функции
культуры
1. Образовательная и воспитательная
функция культуры. Именно культура
формирует человека. Индивид становится
членом общества по мере социализации,
то есть освоения знаний языка,
символов, ценностей норм, обычаев,
традиций своего народа и всего
человечества
2. Интегративная и дезинтегративная
функция культуры. Освоение культуры создает
у людей – членов того или иного общества
чувство общности принадлежности к одной
нации, народу, религии, группе и т. д.
Таким образом, культура сплачивает
людей, интегрирует их, обеспечивает
целостность общества.
Но сплачивая одних на основе
какой-либо субкультуры, она противопоставляет
их другим, разъединяет более
широкие общества и общности.
Внутри этих более широких
обществ и общностей могут
возникать конфликты. Таким образом,
культура может (и нередко выполняет)
дезинтегрирующую функцию.
3. Регулирующая функция культуры.
Она уже отмечалась ранее: в
процессе социализации ценности,
идеалы, нормы и образцы поведения
становятся частью самосознания
личности. Они формируют и регулируют
ее поведение. Можно сказать,
что культура в целом определяет
те рамки, в которых может
и должен действовать человек.
Культура регулирует поведение
человека в семье, школе, на
производстве, в быту и т.д., потому
что она содержит систему предписаний
и запретов. Нарушение этих предписаний
и запретов приводит к определенным
санкциям, которые установлены сообществом
и поддерживаются общественным
мнением и различными формами
институционального принуждения.
В обществе
культура выполняет множество
функции. Она исторически сформировалась
как способ духовного освоения
действительности, как духовное производство.
Культура характеризуется, прежде всего,
способностью продуцировать, сохранять
и транслировать духовные ценности.
Одна из главных функций культуры
– сохранять и воспроизводить
духовный опыт человечества, передавать
его из поколения в поколение
и обогащать его. Для выполнения
этих задач возникли различные формы
и способы духовной деятельности,
которые постепенно приобрели самостоятельный
статус и в современной культуре существуют
как институты культуры.
Коммуникативная
функция культуры формирует условия
и средства общения. Коммуникация
– это процесс обмена информацией
между людьми с помощью знаков
и знаковых систем. Человек как
существо социальное для достижения
различных целей нуждается в
общении с другими людьми. Культура
продуцирует конкретные правила
и способы коммуникации, адекватные
условиям жизнедеятельности людей.
Нормативная
функция культуры поддерживает равновесие
и порядок в социуме, приводит
в соответствие с общественными
потребностями и интересами действия
различных социальных групп и
индивидов. Именно культура ответственна
за создание норм, стандартов, правил поведения
людей. Они имеют самое разное наименование:
обычаи, традиции, приказы, постановления,
распоряжения, законы, конституционные
акты, этикет, манеры, нравы. Из этих элементов
образуются более крупные и сложные комплексы:
право, мораль, идеология.
Семантическая
функция связана со смыслами.
Культура есть воплощение деятельности
человека. Любая деятельность совершается
для достижения определенной
цели, получения результата. Цель
определяет смысл. Понять культуру-
это значит понять её смыслы. Смысл построения
египетских пирамид невозможно понять
из факта их существования, без знания
культуры Древнего Египта. Сейчас не поклоняются
солнцу и не строят пирамиды, поскольку
не видят в этом смысла. Культура возникла,
функционирует и развивается на смысловой
основе.
С
семантической функцией тесно
связана знаковая. Все, что несет информацию
о других предметах и явлениях можно рассматривать
как знак. Культура - это знаково-символическая
система. В ней все символично – языки,
жесты, обряды, ценности, наука. Даже то,
что имеет предметное воплощение, есть
знак, поскольку в нем опредмечены знания,
опыт, навыки, смыслы. Он несет информацию
о творце и других предметах.
Культура
выполняет такую важную функцию
как социализация. Человек не
рождается личностью. Он рождается
как биологический организм и
только потом, усваивая язык, нормы,
ценности, знания, приобретая навыки,
социальные качества, становится
личностью.
Функции
культуры многообразны и раскрывают
все богатство человеческого
мира.
Список
использованной литературы
- Бабосов Е.М.
Общая социология: Учебное пособие для
студентов вузов. – Мн., 2004.
- Социология.
Учеб. пособие. Под ред. А.Н. Елсукова. –
МН.; ТетраСистемс, 1998.
- Социология.
Учеб. пособие/Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М.
Бабосова, А.Н. Данилова и др. – Мн.; ТетраСистемс,
1998.
- Социология.
Учеб. пособие./Под. ред. А.Н. Емухова. –
Минск: НТ00 Тетрасистемс, 1998. – 560 с.
- Социология.
Учебно-методическое пособие/Н.К.Тетерюков.–БелГУТ,
Гомель, 2007.–141с.