1
Культура: понятие,
социальная сущность,
социологическое
определение
Термин культура" латинского происхождения
и первоначально означал возделывание
почвы, ее обрабатывание и облагораживание.
Под культурой понимались все
изменения в природе, происходящие
под воздействием человека, в
отличие от тех изменений, которые
вызвались естественными причинами.
В дальнейшем термином "культура"
стали называть все созданное
человеком. При таком подходе
культура предстает как сотворенная
человеком "вторая природа",
надстроенная над первой, естественной
природой, как весь созданный
человеком мир. Культура стала
пониматься как "возделывание"
и "совершенствование" человеческой
души, личности человека. Считалось,
что душу человека надо "возделывать"
и "обрабатывать" так же, как
крестьянин возделывает и обрабатывает
поле. "Обработка души", развитие
интеллектуальных способностей
посредством занятия наукой, философией,
риторикой, искусством считалось
истинным предназначением свободного
человека. Впоследствии именно с
духовной жизнью и стало связываться
понимание культуры.
В широком смысле, культура охватывает
всю проблематику общественной
жизни, включает в себя результаты
материального и духовного производства.
Культурное содержание можно
выделить в сфере любой целенаправленной
социальной деятельности человека:
в труде, быту, политике, здравоохранении,
т.е. в социальной деятельности,
направленной на максимальное
развитие заложенных в человеке
способностей, на реализацию его
социальных целей. Именно в
этих двух аспектах и изучается
культура в социологии: 1) как относительно
самостоятельная система, локализирующаяся
в духовной сфере, и 2) как
аспект, сторона любого вида деятельности
человека.
В социологии культура понимается
как подсистема социума, как
система материальных и духовных
ценностей, целей и средств,
смыслов и их символов, образцов
действий и способов коммуникаций
(общения) индивидов, групп, общностей,
а также способов их трансляции
от поколения к поколению.
Таким образом, культура выступает
как сложное динамическое образование,
имеющее социальную природу и
выражающее социальные отношения,
направленные на создание, усвоение,
сохранение и распространение
предметов, идей, ценностных представлений,
обеспечивающих взаимопонимание
людей в различных социальных
ситуациях. Именно ценностный момент имеет
особое значение при социологическом
изучении культуры. Культура, благодаря
системе ценностей и определенных норм,
обеспечивает не только взаимопонимание,
но и регулирует взаимоотношения, формы
общения и деятельности членов общности.
Человек одновременно является и объектом,
и субъектом культуры, порождая, поддерживая
и изменяя те или иные ценности и нормы.
Объектом социологического исследования
является конкретное распределение
существующих в данном обществе
форм и способов освоения, создания
и передачи объектов культуры.
Каждое конкретное сообщество (государство,
народность и т. д.) создает
на протяжении многих веков
свою собственную культуру, которая
сопровождает человека на протяжении
всей его жизни и передается
из поколения в поколение. Каждое
общество обладает определенной
системой образцов поведения,
традиций, ценностей, представлений
о мире, о том, как следует
себя вести, что ценно в нем.
В результате в историческом
процессе возникает множество
культур. Перед социологами встает
проблема: как определить, существует
ли что-то общее в человеческой
культуре. Американский социолог
и этнограф Джордж Мердок выделил
более 60 культурных универсалий, свойственных
всем обществам: язык, религию, символы,
изготовление орудий труда, сексуальные
ограничения, обычай делать подарки, спорт,
украшения и т. д. Эти универсалии существуют
потому, что они удовлетворяют наиболее
важные биологические, психологические
и социальные потребности.
Культура – это метод ценностного
освоения действительности через
систему оценок, норм, образцов поведения.
И пока данный метод обеспечивает
эффективную деятельность людей
по удовлетворению их потребностей,
культура, ее основные элементы
сохраняют свою устойчивость, стабильность.
В ином случае возникает ситуация,
способствующая тем или иным
изменениям в культуре и обществе,
побуждающая к выходу за рамки
принятого, поддерживаемого как образец,
нормального в рамках данной культуры.
Речь может идти как об изменении художественного
стиля, так и нравственных ценностей, технологии
обработки земли, норм поведения или способов
и методов политической организации общества.
Это может касаться как культуры отдельного
человека, социальной группы, так и общества.
Реальным (осязаемым) признаком противоречия
между потребностями людей и
предлагаемыми данной культурой,
обществом способами их реализации
является чувство неудовлетворенности
социального субъекта своим положением.
Оно возникает, в частности, при ухудшении
уровня жизни, социальной, правовой защищенности,
падении нравов. В этом случае сравнивается
сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше,
какой порядок был в былые времена. Неудовлетворенность
возникает и при сравнении людьми своего
уровня жизни, положения в обществе с положением
других, представителей иных сословий,
слоев общества, а также других обществ,
стран.
Не случайно в изолированных
обществах социальная жизнь малоконфликтна.
В частности, это связано с тем, что в этом
случае невозможно сравнить свою жизнь,
общественное устройство с жизнью другого
народа, социальным устройством другого
общества. Отсутствие внешнего примера,
возможности сравнения укрепляет представление
о незаменимости, сложившихся устоев,
принципов, порождает смирение, пассивность.
И наоборот, расширение межкультурных
связей дает возможность сравнивать свое
общество, свои нормы, свой уровень жизни
с условиями жизни других, что повышает
критичность, активно создает ситуацию,
способствующую развитию чувства неудовлетворенности.
Особое значение имеет неудовлетворенность
людей принципами, нормами, регулирующими
связи между людьми, социальными
слоями. Возникающий в этом случае
кризис общества сопряжен с
кризисом культуры, ее ядра –
системы ценностей, нравственных
норм, норм права, что ведет
за собой ослабление и распад
социальных институтов, сопровождается
кризисом морали, кризисом доверия
к власти.
Культура есть единство новации
и традиции. Функционирование культуры
как социального явления представляет
собой переплетение двух противоречивых
тенденций: тенденции к сохранению
устойчивости, преемственности и
тенденции к развитию, модернизации,
изменениям. Важно иметь в виду,
что в тех условиях, где есть
побуждение к социальным изменениям,
но нет социокультурной идеи, проекта,
и более широко – социокультурной готовности
субъектов к организации своей жизни на
новых принципах, нормах (в частности,
политического устройства общества), неудовлетворенность
масс ограничивается протестом в разных
его формах. В этом случае культура воспроизводится,
т.е. воспроизводятся модели деятельности
(политической, экономической), воспроизводятся
регуляторы социальных связей, социальные
институты.
Большую роль в культурных
изменениях играет система культурных
взаимодействий, которая может строиться:
а) добровольно; б) вынужденно;
в) навязываться принудительно
в процессе экспансии чуждых
культурных ценностей.
Таким образом, взаимоотношение социума
и культуры выражается в их противоречивом
единстве, в котором каждая сторона суть
и цель, и средство, и условие, и результат
для другой, т.е., с одной стороны, культура
есть способ существования социума (общества),
в особенности его подсистема, ответственная
за производство, хранение и трансляцию
социальной информации, а с другой, социум
является для культуры источником энергии
и остальных средств ее существования,
особенно это относится к усовершенствованному
обществу, т.е. цивилизации.
Цивилизацией называется этап развития
общества, который основывается на преобразовании
человеком внешнего мира (т.е. возделанной
природы и усовершенствованного обществом
– совокупности – удобств и технических
средств).
Культура как противоположность
цивилизации – это совокупность
возделанных в процессе истории
человеком в себе самом родовые
человеческих , качеств, развитых им в
себе способностей.
2
Социокультурный процесс
и культурная динамика
«Культурные
процессы представляют собой целеориентированную
жизнедеятельностную активность людей
и являются осуществлением более или менее
типовой последовательности процедур:
осмысления людьми своих интересов и потребностей,
возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
разработки технологий (способов) удовлетворения
этих интересов и потребностей (или модернизации
уже имеющихся технологий под новые задачи);
практические применения этих технологий
и получения какого-то результата (продукта);
оценки эффективности примененных технологий
и соответствия полученных результатов
преследуемым целям; селекции наиболее
утилитарно эффективных и социально приемлемых
способов и результатов осуществления
данной деятельности; передачи информации
другим людям об этих способах и результатах;
закреплении селектированных образцов
деятельности в нормах, правилах, стандартах,
ценностных ориентациях, традициях и пр.
в форме «культурных текстов», содержащих
организационно-технологическую, нормативно-регулятивную,
коммуникативно-оценочную и иную информацию
о наиболее эффективных и приемлемых по
социальным последствиям способах удовлетворения
тех или иных интересов и потребностей
людей (т.е. социальный опыт осуществления
деятельности в таких формах, которые
не имеют разрушительных последствий
для уровня социальной интегрированности
и консолидированности сообщества). Совокупность
подобных «текстов» и есть культура данного
сообщества ».
Национальные
культуры являются специфическими культурными
системами, обладающими относительной
автономностью и автохтонностью
(коренным происхождением). Различные
культуры многочисленных народов и национальностей,
имеют в своей основе единое общечеловеческое
творческое начало. Они отличаются друг
от друга по форме, которая определяется
особенностями истории конкретных народов,
различными условиями, в которых происходило
формирование этих культур. Необходимо
учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
большинство народов не существует в изоляции,
а активно взаимодействует с другими народами.
Поэтому многие национальные культуры
представляют собой результат взаимодействия
нескольких проживающих (или проживавших
ранее) рядом друг с другом народов.
Культурная
дифференциация – качество изменений
в культуре, которое связано с
вычленением, разделением, отделением
частей от целого.
Взаимодействие
культур – особый вид непосредственных
отношений и связей, которые складываются
между по меньшей мере двумя культурами,
а также тех влияний, взаимных изменений,
которые появляются в ходе этих отношений.
Решающее значение в процессах взаимодействия
культур приобретает изменение состояний,
качеств, областей деятельности, ценностей
той и другой культуры, порождение новых
форм культурной активности, духовных
ориентиров и признаков образа жизни людей
под влиянием импульсов, идущих извне.
Выделяют
разные уровни взаимодействия. Этнический
уровень взаимодействия характерен
для отношений между локальными
этносами, историко-этнографическими,
этноконфессиональными и другими общностями.
На национальном уровне взаимодействия
регулятивные функции в значительной
степени выполняют государственно-политические
структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия
приобретает спонтанно-исторические формы;
однако на этом уровне и прежде, и в настоящее
время возможны наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художественными,
научными достижениями. В повседневной
практике общения стран и народов мира
чаще всего перекрещиваются процессы
и отношения, характерные для всех трех
уровней взаимодействия. В межкультурных
связях, особенно внутри полинационального
государства, принимают одновременное
участие как большие, так и малые нации,
имеющие свои административно-государственные
формы регулирования этнические образования
и не имеющие таких форм. При этом более
крупное по численности представителей
и по роли в жизни разных народов культурное
образование способно оказать большее
влияние на процессы взаимодействия, нежели
малая этническая группа, хотя вклад последней
во взаимодействие никоим образом нельзя
недооценивать. Все же исследователи выделяют
культуру-донора (которая больше отдает,
чем получает) и культуру-реципиента (культура,
в основном принимающая). В течение исторически
длительных периодов времени эти роли
могут меняться. Важное значение в взаимодействии
культур имеет его структура, т.е. те содержательные
направления и конкретные формы взаимного
обмена, через которые оно осуществляется.
Одной из наиболее древних и широко распространенных
форм взаимодействия выступает обмен
хозяйствующими технологиями, специалистами-профессионалами;
устойчивым видом взаимодействия являются
межгосударственные отношения, политические,
правовые связи. Под влиянием взаимодействие
культур весьма своеобразно могут происходить
изменения в языке, художественной или
религиозной практике взаимодействующих
народов, а также в их обычаях.