Социальные функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Термин культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание и облагораживание. Под культурой понимались все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызвались естественными причинами. В дальнейшем термином "культура" стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир.

Работа содержит 1 файл

Культура как система ценностей и норм.docx

— 35.71 Кб (Скачать)

Международные отношения выступают не только формой взаимодействия культур, но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом взаимодействия может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений.

В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.

Исследователи выделяют три типа временных шкал социокультурной динамики:

1. Микромасштабные шкалы времени (1-25 лет) применяются при анализе процессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов (например, возрастных ритмов человека, циклов деловой активности и т.п.);

2. Среднемасштабные  шкалы времени используются при  рассмотрении таких важных факторов  социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады (48 -55 лет), процесс смены поколений (25 - 30 лет);

3. Макромасштабные  шкалы времени (100 и более лет)  применяются при исследовании  традиций, процессов смены династий, общественных формаций, изменений  языка и т.п. Именно такие  масштабы используются при анализе  зарождения, расцвета, упадка и гибели  того или иного типа культуры.

Поскольку изменения в культуре протекают  как в форме активизации, так  и в форме замедления процессов, то важнейшими характеристиками времени  для культурологов выступают  его ритм и темп.

Периоды кризисов неизбежны для любой  культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в  социокультурной динамике.

Необходимо  подчеркнуть, что в реальной практике процессы восхождения и кризисные  процессы зачастую тесно переплетены  между собой так, что доминирующие тенденции не проявляются. Процесс  отмирания старых норм и процесс  внедрения новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно.

Способы распространения культуры многолики. Видный отечественный философ-культуролог  П.С. Гуревич выделил следующие  аспекты движения культурных инноваций:

1) Тиражирование. 

2) Сублимация (переключение духовной энергии  из одного состояния в другое).

3) Проекция, то есть перенесение ценностных  ориентиров от одного субъекта  культуры к другому.

4) Идентификация  - уподобление образам, идолам, идеалам. 

Все это  указывает на социально-психологические  механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения. 

    3 Специализированные подсистемы, формы и элементы культуры

     Если мы представим культуру  в виде сложной системы, создававшейся  веками, то обязательно найдутся  исходные клеточки. Эти базисные  единицы культуры мы будем  называть элементами культуры. Они  бывают двух видов – материальные  и нематериальные. Паровая машина, книга, храм, дом, орудие труда,  галстук – это совокупность  материальных элементов культуры. Они созданы человеком. Несут  в себе определенное символическое  значение, выполняют определенную  функцию, представляют собой известную  ценность для общества.

     Элементы нематериальной культуры – это нормы, правила, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, символы, знания, идеи, обычаи, язык. Они – результат деятельности людей. Но сотворены они не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя потрогать и увидеть. Они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим обществом.

     Язык – это явление социальное. Им нельзя овладеть вне социальных  взаимодействий, т. е. без общения  с другими людьми. Язык – это  система коммуникации, осуществляемая  с помощью звуков и символов, значения которых условны, но  имеют определенную структуру.  Язык служит основным средством  передачи культуры. Общий язык  поддерживает сплоченность общества. Между людьми, говорящими на одном  языке, почти автоматически возникает  взаимопонимание. В то же время  он может и разобщать людей,  говорящих на разных языках.

     Обычаи – это традиционно устоявшееся  поведение. Гостеприимство, празднование  Нового года, уважение к старшим  и многое другое бережется  народом как коллективная ценность. Обычаи – одобряемые обществом  массовые образцы действия, которые  следует выполнять. 

     Традиции – все то, что унаследовано  от предшественников. Это – образцы  поведения, вкусы, взгляды. Они  относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением,  служат объединяющим началом. 

     Нравы – обычаи, имеющие моральное  значение. Во многих обществах  ходить голым по улице, бить  женщину, оскорблять старших считается  безнравственным. А в Спарте  сбрасывать слабого новорожденного  ребенка в пропасть считалось вполне нормальным явлением. Что именно считать нравственным – зависит от общей культуры данного общества.

     Законы – это нормы поведения,  оформленные парламентскими или  правительственными документами,  т.е. подкрепленные политическим  авторитетом государства. Посредством  законов общество защищает самые  важные и почитаемые ценности: жизнь человека, его достоинство,  права, собственность. 

     Ценности – это социально одобряемые  и разделяемые большинством людей  представления о том, что такое  добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится  ни одно общество. Именно ценности  являются определяющим элемент  культуры, ее ядро. Они выступают  как а) желательное, предпочтительное  для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания  идей, художественной формы и  т.д.; б) критерий оценки реальных  явлений; в) они определяют  смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия. А люди могут выбирать – признавать или нет те или иные ценности. Для одних главная ценность – деньги, для других – моральная безупречность. Для описания того, какие ценности важны для людей, социологи придумали термин "ценностные ориентации". Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

     Целостность системы ценностей  отнюдь не означает принципиальной  невозможности возникновения в  рамках одной культуры противоречий  и даже конфликтов ценностей.  Конфликты ценностей проявляются  в различных формах. Так, художественные  ценности при строительстве дома  очень часто вступают в конфликт  с экономической целесообразностью.  Политические ценности обеспечения  стабильности государства – с  экономическими ценностями развития  конкуренции как средства достижения  высокой эффективности и прибыльности  производства. Преодоление этих  конфликтов осуществляется прежде всего на базе нравственных ценностей. Если в обществе приоритетны не свобода, самостоятельность индивида, а идеи равенства между людьми, социальной защиты, то соответствующие политические ценности будут брать верх над экономическими ценностями, ориентированными на эффективность, прибыльность.

     В стабильных обществах конфликты  ценностей, как правило, решаются  в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются  споры эгоистов и альтруистов,  возникают "вечные" проблемы  с ценностями, которые несут новые  поколения и т.д. Общество живет,  развивается культура, сохраняя  свою целостность. В нашем же  обществе резко сужена зона  совпадения ведущих ценностей.  Конфликты не могут быть решены  в рамках старых представлений  и идеалов – все это резко  усложняет проблемы, создает реальную  угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать  конфликты ценностей, идеалов  приобретает особое значение. Главное,  что необходимо учесть, – на  базе каких основополагающих  объединяющих ценностей будут  регулироваться более частные  политические, социально-экономические  конфликты. 

     Различие в системах ценностей,  идеалов не должно заслонять  то общее, что объединяет носителей  единой культуры (да и человеческой  цивилизации в целом). Осознание  своих социально-групповых, классовых  интересов не должно вести  к их абсолютизации, чему мы  следовали долгие годы. Важно  обеспечить в культуре всех  членов общества приоритет тех  ценностей, которые объединяют  нацию, укрепляют общество, государство,  гарантируют безопасную жизнь  человека, его права, мир на  земле. 

     Совокупность ценностей, верований,  традиций и обычаев, которыми  руководствуется большинство членов  общества, называется доминирующей культурой. В рамках любой культуры общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры – состояние, далекое от однообразия, застоя.

     Культура дифференцируется на  обыденную (связанную с получением информации на уровне повседневного опыта) и специализированную (связанную с получением знания в процессе специальной профессиональной подготовки).

     В зависимости от того, кто  создает культуру и каков ее  уровень, социологи различают  три формы – элитарную, народную  и массовую, и две разновидности:  субкультуру и контркультуру.  Основные формы культуры: высокая  (элитарная) культура и народная  культура (фольклор и т.д.) возникли  еще со времен разделения умственного  и физического труда, социального  расслоения общества. Как правило,  в качестве своей непосредственной  предпосылки они имели прежде всего различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. По мере развития общей образованности населения, демократизации общества данные пласты культуры во все большей степени теряли свою социально-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации художественной культуры, уровня доступности, ассоциативности и т.д. Сегодня для значительного числа людей это пласты их внутренней культуры.

     Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шнитки, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры – "искусство для искусства".

     Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

     Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению)  и коллективной. Она включает  мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению  элементы народной культуры могут  быть индивидуальными (изложение  легенды), групповыми (исполнение танца  или песни), массовыми (карнавальные  шествия). Фольклор – Еще одно название народного творчества.

     Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Это культура для повседневного потребления. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность.

     Массовая культура, как правило,  обладает меньшей художественной  ценностью, чем элитарная или  народная культуры. Она служит  стандартизации и унификации  личности, унижению ее духовной  свободы, сводит любые явления  высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания  неразвитым вкусам, до иллюстрации  "извечной истинности" вульгарных  сентенций носителей девиантного поведения. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Информация о работе Социальные функции культуры