Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:05, доклад
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety).
Ритмическая структура общения
Общение
посредством Интернета обычно отсроченно,
не синхронно. Длительная задержка сообщений
может негативно влиять на мотивацию,
в частности, на желание и готовность
продолжать общение. Как поддерживать
мотивационные ожидания при долгом
отсутствии обратной связи? Чисто волевых
усилий чаще всего недостаточно. Формирование
навыка заинтересованного ожидания
существенно не только для информатизированных,
но и для традиционных форм взаимодействия
(случается также перенос
Другой
параметр, который может быть зафиксирован
и перенесен из опосредствованного
ИТ общения в традиционное, - это
импульсивность: ответная реакция на
сообщение предшествует его прочитыванию
до конца. В наибольшей степени это
относится к длинным
Аутизм
Как
отмечалось выше, системы виртуальной
реальности позволяют реализовывать
социально одобряемые способы расширения
символического опыта. Моделирование,
проигрывание и своеобразное "проживание"
различных ситуаций, использование
компьютера для реализации различных
творческих идей способствуют развитию
воображения, творческих способностей,
познавательных потребностей, самоактуализации.
Вместе с тем, как показывает опыт,
возникающая в этих условиях возможность
ухода от трудностей и проблем
окружающей человека действительности
в заманчивый мир "компьютерных грез
в киберпространстве", в виртуальную
реальность может стимулировать
явление аутизации
На опасность развития детского аутизма указывается в подписанном зам. министра образования РФ А.Г.Асмоловым Информационном письме Министерства образования РФ N 42/3 от 12.09.95 "Об информационной культуре в семейном образовании", в котором отмечается, что ставшие доступными ИТ способствуют уходу детей и подростков от действительности, т.е. аутизации. В силу этого в данном письме формулируются необходимые действия в рамках программы борьбы с аутизацией. Как показывает опыт, к аутизации могут привести компьютерные или электронные игры, а также поглощенность детей разнообразными видами опосредствованной ИТ деятельности (и прежде всего собственно программированием). Замена реального опыта практических действий символизацией, оперированием знаковыми моделями мешает полноценному психическому развитию. Кроме того, отмечается сужение интересов поглощенных ИТ детей за счет внимания лишь к новинкам ИТ, следования моде в этой области (тем более, что дети и подростки подвержены тенденции следования моде). Интересы могут сужаться и за счет ранней специализации, хотя область ИТ - одно из немногих детских увлечений, которые не будут помехой во взрослой жизни.
Отметим
еще, что для части детей увлечение
ИТ сопряжено с готовностью
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1)Кастельс М.
Информационная эпоха:
2) Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ. - 1999. - 208 с.
3)Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс.-1986.- 451 с.
4)Моисеев Н.Н.
Расставание с простотой.-М.:
5)О средстах
массовой информации. Об информации,
информатизации и защите
6). Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М: ООО "Издательство АСТ". - 2001. - 669 с.
7)Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. - 1999. - 640 с.
8) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia - 1999. - 956 с.
9)Корогодин В.И.,
Корогодина В.Л. Информация
10)Бондаренко
С.В. Информационная
11)Затуливетер
Ю.С. Информационная природа
12)И.А. Негодаев. Информатизация культуры. - М.: Прогресс. -2000 - 215с.
13) Бабаева Ю.Д.,
Войскунский А.Е. Психологические последствия
информатизации // Психологический журнал,
1998 , №1
Информация о работе Социально-психологические аспекты информатизации