Социально-психологические аспекты информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:05, доклад

Описание работы

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety).

Работа содержит 1 файл

социальные аспекты информатизации.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

     Перестраивая  трудовые процессы и работников, всю  структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые, и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг.

     Сфера услуг, сервиса все  чаще рассматривается, как важнейшая  сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”. “Постиндустриальное общество, - пишет Д.Белл, - основано на услугах”[8].

     Слово “услуги” обозначает множество различных  видов деятельности, которые отличны  от деятельности в сфере промышленности или сельского хозяйства. Оно  выражает как бы “остаточные” виды деятельности, охватывает все, что не входит в промышленность и сельское хозяйство. Услуговая деятельность предполагает функционирование транспорта, общественных служб обеспечивающих движение товаров, торговли, финансов, сферы личных услуг. Можно выделить три сферы информационных услуг:

    • для населения (в основном развлекательные и финансовые услуги),
    • для бизнеса (электронный обмен данными, реклама, торговля, групповые методы работы),
    • для государства (данные для управления, информация о населении и для населения).

     По  мере информатизации общества и повышения  эффективности трудовой деятельности людей занятость населения начинает перемещаться из сферы производства к сфере услуг. Наиболее быстрорастущими  категориями работников становятся программисты, менеджеры, работники  сферы образования, науки, здравоохранения. Переориентация производства на предоставление услуг и выработку информации многие исследователи считают фундаментальным признаком информатизации общества. При этом все большее количество работников в сфере услуг заняты деятельностью, связанной с информацией, ее получением, обработкой, распространением.

     Рост  производства услуг и информации изменяет традиционную для индустриального общества структуру общественного хозяйства. В эту структуру, предложенную в 40-х годах ХХ века известным экономистом К.Кларком, входили три сектора.

    • Первичный – добывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство.
    • Вторичный – отрасли обрабатывающей промышленности и строительство.
    • Третичный – разнообразные услуги.

          Сдвиг общественного хозяйства к сфере услуг, обработке информации дополняет трехсекторную экономическую модель еще двумя секторами, на которую разбивается сфера услуг. Непосредственно третичный сектор охватывает услуги материального характера – транспорт, связь, складское хозяйство.

    • Четвертичный – торговлю, финансы, страхование и недвижимость.
    • Пятеричный – личные, профессиональные, деловые услуги и услуги государственного управления.

         При этом вторичный сектор становится производителем не только материальных благ, сколько информации и новых технологий, что ведет к изменению структуры материальных благ и услуг. С другой стороны, отрасли четвертичного и пятеричного секторов, ориентированные на производство и обработку информации и знания, приобретают первостепенное значение, как бы становятся первичным сектором. Они снабжают другие сектора важнейшим ресурсом для функционирования всей структуры общественного хозяйства.

     Перестраивая  трудовые процессы и работников, всю  структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг. Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”.

     Под воздействием изменений, происходящих в соотношении различных сфер человеческой деятельности изменяется и социальная структура общества– система социальных отношений между различными социальными общностями людей. Прежде всего, изменяется классовая структура. На одном полюсе постепенно набирает силу социальная общность, в которую входят представители обеспеченных семьей, получивших современное образование и занятых в высокотехнологичных отраслях хозяйства. На другом полюсе – не имеющие высокой образованности малоквалифицированные работники, которые заняты в еще сохранившемся массовом производстве, в примитивных отраслях сферы услуг. Вместе с тем возрастает роль интеллигенции, которая до сих пор выглядела как “прослойка”, слой, расположенный между основными классами и выполняющий функцию обслуживания этих классов. Теперь интеллигенция занимает не менее значимое место в социальной структуре, чем другие социальные общности, она является носителем интеллектуальной собственности, знаний, которые являются в информационном обществе главной социальной ценностью.      Одновременно сокращается численно рабочий класс и происходит его разделение на различные слои. Влияние рабочего класса в общественной жизни снижается. М.Вебер: главным при определении сущности той или иной социальной общности является не вопрос о собственности, а хозяйственные интересы представителей этой общности. Не признавая полностью подобные утверждения, все же можно согласиться с тем, постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества.

     Изменение социальной структуры общества в  эпоху его информатизации и той  роли, которую играет знание, не могут  не оказывать влияние на власть, ее характер, функции, эффективность руководства обществом и т.д. В примитивных обществах власть опиралась на физическую силу, позже физическая сила сменилась силой экономической, ныне власть переходит к тем, кто обладает знанием. Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. Э.Тоффлер: “Существует немало различных “инструментов” и “уровней” власти. Среди них первостепенно важным являются насилие, богатства и знания... Знания дают власть высочайшего качества”[6].

     Разумеется, в данном случае речь идет не о политической власти государства, а о реальном превосходстве власти в деятельности различных организаций. Здесь для  руководителя мало авторитета, опирающегося на былые заслуги и административно-командные  методы руководства. Руководитель должен обладать определенными знаниями, чтобы  рационально воспринимать быстро изменяющиеся обстоятельства, учитывать изменения и эффективно реагировать на эти изменения“.

       Поэтому нельзя думать, что процесс информатизации общества, особенно его социальной составляющей, протекает гладко, без сучка и задоринки. К примеру, общество в процессе своей информатизации сталкивается с новым типом неравенства – информационным. Возникает противоречие между информированными слоями населения, отдельными людьми и теми, кто не обладает такой информацией, между “компьютерным” поколением и старо-традиционным. Тот же М. Кастельс, характеризующий многие преимущества сетевого общества, вынужден признать, что “ сетевое общество, как и любая другая социальная структура, не лишено противоречий, социальных конфликтов и вызовов со стороны альтернативных форм общественных организаций” (31, 244).

     Рассматривая  социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, из них три основных проблемы:

     1.Проблема занятости населения в связи с информатизацией общества (дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии).

     2.Проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности (информатизация может привести к тотальному информационному контролю над личностью, а так же обостряются угрозы манипуляции сознанием граждан при помощи информационных средств).

     3.Проблема определение путей преодоления противоречий между национальными интересами и интересами конгломератов сетевого общества, имеющим наднациональный характер. Это противоречие глобального порядка – оно пронизывает не только сферу экономики и политики, но и область культуры, о чем речь впереди и связано с процессами глобализации и, в частности, с формированием сетевых структур.  

     3.Психологические последствия информатизации

     На  современный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевывают  все новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют  самые широкие слои населения. Как  и во многих других странах, в России отмечается высокая степень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных  психологических последствий информатизации (ППИ). 

     ЗОНЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 

     Целесообразно выделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие с  ИТ в рамках учебной, трудовой, игровой  и других форм деятельности образует центральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают некоторые традиционные формы деятельности, связанные с взаимодействием с ИТ (например, консультирование пользователей с экспертами в области ИТ). К более отдаленным зонам можно отнести те виды человеческой активности, которые не напрямую, а опосредствованным образом связаны с использованием ИТ. В этих зонах даже те, кто никогда не работал с компьютерами, являются косвенными пользователями ИТ и испытывают психологические последствия информатизации. Можно упомянуть посетителей специальных аттракционов (например, связанных с виртуальной реальностью), получателей компьютерных списков рассылки информации, владельцев кредитных карточек, зрителей анимационных фильмов и т.д. Когда влияние процессов информатизации осуществляется через СМК, воздействие приобретает особо сложный, многократно опосредствованный и переопосредствованный характер. Проводниками таких воздействий являются также люди, активно взаимодействующие с ИТ.

     Можно выделить две основные тенденции распространения преобразований: афферентную и эфферентную. Эфферентная характеризуется распространением новообразований, возникших в центральной зоне, в другие, более отдаленные. Примером могут служить попытки при общении с компьютером как с партнером. Яркие феномены такого "компьютероподобного" общения отмечаются не только в деловой сфере (например, при взаимодействии программистов с пользователями), но и в повседневной деятельности - при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д. К.Брод также отмечает, что такого рода новообразования нередко переносятся во внутрисемейное общение.

     Афферентная тенденция заключается в том, что в информатизированную деятельность привносятся компоненты, характерные для традиционной деятельности. Такого рода компоненты зачастую излишни и/или факультативны - так, компьютеры проявляют инициативу, "шутят", имитируют личностное общение с пользователями и т.п. Даже при отсутствии программно реализованных предпосылок для актуализации афферентной тенденции последняя часто актуализируется благодаря активности самих пользователей. К примеру, и начинающие, и высококвалифицированные пользователи при работе с компьютером нередко выходят за узкие рамки чисто делового взаимодействия с техническим устройством, пытаясь что-либо объяснить ему, обругать и т.п.

     С помощью афферентных и эфферентных  воздействий осуществляется взаимосвязь  между выделенными зонами психологических  последствий информатизации и создается  сложная и во многом противоречивая структура преобразованных под  влиянием информационных технологий форм деятельности. 
 
 
 
 

     ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

     Выделение зон ППИ проводилось по степени  близости анализируемой деятельности к непосредственному взаимодействию с ИТ. Применительно же к самим  новообразованиям следует дифференцировать

     а) локальные преобразования, относящиеся  лишь к более или менее ограниченному  кругу психических явлений, распространяющиеся,

     б) глобальные, в том числе преобразования личности в целом.

             В рамках изучения ППИ предметом исследования являлись в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время накоплен обширный материал в этой области (В.П.Зинченко, М.Коул, В.Я.Ляудис, Д.Норман, С.Пейперт, Ш.Текл, О.К.Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Проблемам распространения преобразований, генерализации, глобальным личностным изменениям уделяется все еще недостаточно внимания.

     Наиболее  яркие и во многом негативные примеры  изменения личности под влиянием ИТ - это компьютерная "игровая наркомания" и так называемое хакерство.

     Вместе  работы учёных показывают, что рассмотрение хакерства лишь как негативного  явления весьма односторонне и неверно. Описанные феномены и особенности  направленности личности свойственны  лишь части хакеров. Более того, регулярно  появляющиеся в СМИ сообщения  о противоправных действиях криминальной части хакеров способствуют формированию именно таких наклонностей у новых  поколений хакеров. В то же время  для других хакеров характерно переживание  опыта "потока", или аутотелического (несущего цель в себе самом) опыта.

Информация о работе Социально-психологические аспекты информатизации