Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:05, доклад
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety).
Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые, и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг.
Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”. “Постиндустриальное общество, - пишет Д.Белл, - основано на услугах”[8].
Слово “услуги” обозначает множество различных видов деятельности, которые отличны от деятельности в сфере промышленности или сельского хозяйства. Оно выражает как бы “остаточные” виды деятельности, охватывает все, что не входит в промышленность и сельское хозяйство. Услуговая деятельность предполагает функционирование транспорта, общественных служб обеспечивающих движение товаров, торговли, финансов, сферы личных услуг. Можно выделить три сферы информационных услуг:
По
мере информатизации общества и повышения
эффективности трудовой деятельности
людей занятость населения
Рост производства услуг и информации изменяет традиционную для индустриального общества структуру общественного хозяйства. В эту структуру, предложенную в 40-х годах ХХ века известным экономистом К.Кларком, входили три сектора.
Сдвиг общественного хозяйства к сфере услуг, обработке информации дополняет трехсекторную экономическую модель еще двумя секторами, на которую разбивается сфера услуг. Непосредственно третичный сектор охватывает услуги материального характера – транспорт, связь, складское хозяйство.
При этом вторичный сектор становится производителем не только материальных благ, сколько информации и новых технологий, что ведет к изменению структуры материальных благ и услуг. С другой стороны, отрасли четвертичного и пятеричного секторов, ориентированные на производство и обработку информации и знания, приобретают первостепенное значение, как бы становятся первичным сектором. Они снабжают другие сектора важнейшим ресурсом для функционирования всей структуры общественного хозяйства.
Перестраивая трудовые процессы и работников, всю структуру занятости, информационная технология изменяет и профессиональную структуру: отмирают старые и формируются новые профессии, увеличивается значимость труда инженеров и ученых, происходит снижение промышленной занятости населения в пользу занятости в сфере услуг здравоохранения и деловых услуг. Сфера услуг, сервиса все чаще рассматривается, как важнейшая сфера деятельности, что даже дает известное основание называть формирующееся общество “сервисным обществом”.
Под воздействием изменений, происходящих в соотношении различных сфер человеческой деятельности изменяется и социальная структура общества– система социальных отношений между различными социальными общностями людей. Прежде всего, изменяется классовая структура. На одном полюсе постепенно набирает силу социальная общность, в которую входят представители обеспеченных семьей, получивших современное образование и занятых в высокотехнологичных отраслях хозяйства. На другом полюсе – не имеющие высокой образованности малоквалифицированные работники, которые заняты в еще сохранившемся массовом производстве, в примитивных отраслях сферы услуг. Вместе с тем возрастает роль интеллигенции, которая до сих пор выглядела как “прослойка”, слой, расположенный между основными классами и выполняющий функцию обслуживания этих классов. Теперь интеллигенция занимает не менее значимое место в социальной структуре, чем другие социальные общности, она является носителем интеллектуальной собственности, знаний, которые являются в информационном обществе главной социальной ценностью. Одновременно сокращается численно рабочий класс и происходит его разделение на различные слои. Влияние рабочего класса в общественной жизни снижается. М.Вебер: главным при определении сущности той или иной социальной общности является не вопрос о собственности, а хозяйственные интересы представителей этой общности. Не признавая полностью подобные утверждения, все же можно согласиться с тем, постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества.
Изменение социальной структуры общества в эпоху его информатизации и той роли, которую играет знание, не могут не оказывать влияние на власть, ее характер, функции, эффективность руководства обществом и т.д. В примитивных обществах власть опиралась на физическую силу, позже физическая сила сменилась силой экономической, ныне власть переходит к тем, кто обладает знанием. Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. Э.Тоффлер: “Существует немало различных “инструментов” и “уровней” власти. Среди них первостепенно важным являются насилие, богатства и знания... Знания дают власть высочайшего качества”[6].
Разумеется,
в данном случае речь идет не о политической
власти государства, а о реальном
превосходстве власти в деятельности
различных организаций. Здесь для
руководителя мало авторитета, опирающегося
на былые заслуги и
Поэтому нельзя думать, что процесс информатизации общества, особенно его социальной составляющей, протекает гладко, без сучка и задоринки. К примеру, общество в процессе своей информатизации сталкивается с новым типом неравенства – информационным. Возникает противоречие между информированными слоями населения, отдельными людьми и теми, кто не обладает такой информацией, между “компьютерным” поколением и старо-традиционным. Тот же М. Кастельс, характеризующий многие преимущества сетевого общества, вынужден признать, что “ сетевое общество, как и любая другая социальная структура, не лишено противоречий, социальных конфликтов и вызовов со стороны альтернативных форм общественных организаций” (31, 244).
Рассматривая социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, из них три основных проблемы:
1.Проблема занятости населения в связи с информатизацией общества (дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии).
2.Проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности (информатизация может привести к тотальному информационному контролю над личностью, а так же обостряются угрозы манипуляции сознанием граждан при помощи информационных средств).
3.Проблема
определение путей преодоления противоречий
между национальными интересами и интересами
конгломератов сетевого общества, имеющим
наднациональный характер. Это противоречие
глобального порядка – оно пронизывает
не только сферу экономики и политики,
но и область культуры, о чем речь впереди
и связано с процессами глобализации и,
в частности, с формированием сетевых
структур.
3.Психологические последствия информатизации
На
современный этапе развития общества
информационные технологии (ИТ) завоевывают
все новые сферы человеческой
деятельности, с ними взаимодействуют
самые широкие слои населения. Как
и во многих других странах, в России
отмечается высокая степень готовности
к применению ИТ как в профессиональной,
так и в повседневной деятельности.
Наряду с этим возникает актуальная
проблема выявления и оценки возможных
психологических последствий
ЗОНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Целесообразно выделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие с ИТ в рамках учебной, трудовой, игровой и других форм деятельности образует центральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают некоторые традиционные формы деятельности, связанные с взаимодействием с ИТ (например, консультирование пользователей с экспертами в области ИТ). К более отдаленным зонам можно отнести те виды человеческой активности, которые не напрямую, а опосредствованным образом связаны с использованием ИТ. В этих зонах даже те, кто никогда не работал с компьютерами, являются косвенными пользователями ИТ и испытывают психологические последствия информатизации. Можно упомянуть посетителей специальных аттракционов (например, связанных с виртуальной реальностью), получателей компьютерных списков рассылки информации, владельцев кредитных карточек, зрителей анимационных фильмов и т.д. Когда влияние процессов информатизации осуществляется через СМК, воздействие приобретает особо сложный, многократно опосредствованный и переопосредствованный характер. Проводниками таких воздействий являются также люди, активно взаимодействующие с ИТ.
Можно выделить две основные тенденции распространения преобразований: афферентную и эфферентную. Эфферентная характеризуется распространением новообразований, возникших в центральной зоне, в другие, более отдаленные. Примером могут служить попытки при общении с компьютером как с партнером. Яркие феномены такого "компьютероподобного" общения отмечаются не только в деловой сфере (например, при взаимодействии программистов с пользователями), но и в повседневной деятельности - при обсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д. К.Брод также отмечает, что такого рода новообразования нередко переносятся во внутрисемейное общение.
Афферентная тенденция заключается в том, что в информатизированную деятельность привносятся компоненты, характерные для традиционной деятельности. Такого рода компоненты зачастую излишни и/или факультативны - так, компьютеры проявляют инициативу, "шутят", имитируют личностное общение с пользователями и т.п. Даже при отсутствии программно реализованных предпосылок для актуализации афферентной тенденции последняя часто актуализируется благодаря активности самих пользователей. К примеру, и начинающие, и высококвалифицированные пользователи при работе с компьютером нередко выходят за узкие рамки чисто делового взаимодействия с техническим устройством, пытаясь что-либо объяснить ему, обругать и т.п.
С
помощью афферентных и
ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Выделение
зон ППИ проводилось по степени
близости анализируемой деятельности
к непосредственному
а)
локальные преобразования, относящиеся
лишь к более или менее
б) глобальные, в том числе преобразования личности в целом.
В рамках изучения ППИ предметом исследования являлись в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время накоплен обширный материал в этой области (В.П.Зинченко, М.Коул, В.Я.Ляудис, Д.Норман, С.Пейперт, Ш.Текл, О.К.Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Проблемам распространения преобразований, генерализации, глобальным личностным изменениям уделяется все еще недостаточно внимания.
Наиболее яркие и во многом негативные примеры изменения личности под влиянием ИТ - это компьютерная "игровая наркомания" и так называемое хакерство.
Вместе работы учёных показывают, что рассмотрение хакерства лишь как негативного явления весьма односторонне и неверно. Описанные феномены и особенности направленности личности свойственны лишь части хакеров. Более того, регулярно появляющиеся в СМИ сообщения о противоправных действиях криминальной части хакеров способствуют формированию именно таких наклонностей у новых поколений хакеров. В то же время для других хакеров характерно переживание опыта "потока", или аутотелического (несущего цель в себе самом) опыта.
Информация о работе Социально-психологические аспекты информатизации