Социально-психологические аспекты информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:05, доклад

Описание работы

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety).

Работа содержит 1 файл

социальные аспекты информатизации.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

     Существует  ряд положительных  моментов информатизации:

    • Опасность глобального негативного воздействия ИТ на личность может быть нейтрализована путем психологической экспертизы разрабатываемых проектов внедрения новых ИТ. Необходимо при этом учитывать, что распространение преобразований осуществляется разными путями и с помощью качественно различных психологических механизмов.
    • Огромное значение во всем мире придается проектам, связанным с организацией доступа широких слоев населения к Интернету. Ожидается, что это приведет к позитивным глобальным преобразованиям личности путем качественной трансформации коммуникативной и познавательной деятельности, а также стиля обучения. Работа в Интернете позволяет повысить активность познающего субъекта, индивидуализировать процесс обучения, преодолевать стереотипы традиционного (во многом авторитарного) стиля взаимодействия между обучающимся и педагогом, получить доступ к разнообразным источникам информации, знакомиться с различными, в том числе и дискуссионными, точками зрения и т.п.
    • Развитие навыков осуществления познавательной деятельности посредством Интернета может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности (реализация принципа возвратных воздействий), но и личностный рост (генерализация преобразований). Так, осуществление поиска необходимой информации в гипертексте формирует готовность ознакомиться с несовпадающими точками зрения, конкурирующими теориями по поводу разнообразных явлений природы или общественной жизни. Это расходится с воспитанными тоталитарным строем навыками ознакомления лишь с господствующей (возможно, догматической) позицией, безальтернативного согласия с единственно принятой точкой зрения. Можно предположить, что перенос подобных навыков на работу с традиционными источниками информации будет способствовать личностному росту пользователей Интернета.
    • Применение ИТ ведет к преобразованию системы взаимоотношений между обучающимися и педагогом. Известно, что стиль обучения (авторитарный или демократический) оказывает значительное влияние на личностное развитие, на формирование Я-концепции.

     Однако  перечисленные позитивные примеры  влияния ИТ на личностное развитие могут сочетаться с нежелательными последствиями. Все большее количество школьников исключают из школы будущего педагогов-людей, заменяя их доброжелательными  и полностью подчиненными их воле компьютерами и роботами. Отметим  также, что интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует  успешности социального поведения - данное явление может быть названо  феноменом "социального дисбаланса"

     НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ

     Перенос навыков работы с ИТ на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления  своей деятельности работе технического устройства. Применение ИТ способствует полезному преобразованию деятельности, например, путем создания новых эталонов "четкой, эффективной работы, не требующей "лишних слов и обсуждений".

     Ш.Текл вводит представление о компьютерах  как о "втором Я" и демонстрирует  на ряде примеров возможность преобразования детьми собственного поведения путем  опоры на опыт применения ИТ. Так, автор  описывает ребенка, оказавшегося способным  изменить заниженную самооценку - для  него это показалось аналогичным  смене программного обеспечения  или операционной системы компьютера. Другим детям удалось преодолеть страх перед точными науками  после успешного освоения работы с компьютером, обычно ассоциирующимся  с математическими дисциплинами. Феномены такого рода могут способствовать увеличению самостоятельности и  независимости детей, обучающихся  информатике, развитию и трансформации  у них познавательных интересов

     Выше  речь шла о вполне осознанном уподоблении  своего внутреннего мира компьютерам. Однако не меньшее значение имеет  и формирование неосознаваемых субъектом  тенденций к такому уподоблению. Данная тенденция проявляется в  сравнении собственных интеллектуальных способностей с возможностями компьютеров  и приводить к феноменам персонификации и деперсонификации.

     Реверсия 

     Часто отмечается, что ИТ способствуют возникновению  новых видов и форм деятельности, новых навыков, знаний, умений. Вместе с тем одним из последствий  информатизации является и своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени  утративших свою роль психических компонентов. Для обозначения этих феноменов  можно использовать термин "реверсия" (лат. reversio - поворот, возвращение).

     Применительно к ППИ примером реверсии является изменение роли письменной речи. Системы  электронной почты возродили  навыки письменного общения, которые  постепенно сходили на нет после  появления телефона и радиосвязи. Спонтанное или обусловленное сценарием  групповой деятельности общение  посредством компьютерных сетей  происходит "в реальном деятельностном контексте".

     При переписке посредством компьютерных сетей усваиваются новые формы  и новый "этикет" общения. Так, в электронном письме принято  цитировать те фрагменты предшествующих сообщений, на которые дается ответ. Такое внимание к сказанному ранее  не типично для других ситуаций письменного  общения, и можно ожидать, что  перенос этого правила обогатит этикет традиционной письменной речи. В переписке посредством Интернета  пользователи все чаще сталкиваются с операциями письменного знакомства, установления и поддержания контакта, обмена вежливыми фразами, демонстрации интереса к партнеру, они учатся сочетать личностное и деловое общение. Интерэтническое общение подразумевает обмен социокультурными сведениями, ведет к интенсификации изучения иностранных языков, актуализации общекультурных и географических познаний.

     В то же время современные ИТ, а  именно системы виртуальной реальности позволяют реализовать социально  одобряемые формы расширения символического опыта.

     Экзуция

     Информатизацию  часто связывают с исключением, отмиранием ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными  навыков, умений, видов и форм деятельности. Для обозначения указанного явления  может быть использован термин "экзуция" (лат. exutio - исключение, изъятие, истребление). Примерами экзуции являются многочисленные данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устного счета, складывания  и умножения "в столбик", извлечения корней, возведения в степень и  т.д.).

     Имеются разрозненные сведения о том, что  информатизация, стимулируя "наиболее удобные" для формализации виды деятельности, способствует постепенному угасанию "конкурирующих" способов познания. Так легкий доступ к информации и эрудиция вытесняют  самостоятельную выработку новых  знаний, а использование статистических пакетов определяет способы получения  и обработки информации. В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов справедливо отмечают, что отдавая должное новым  способам оперирования знаниями," не следует пренебрегать опытом, сложившимся  в традиционных формах обращения  и оперирования живым знанием"

     Опасения  по поводу редукции и деперсонификации общения связываются с постепенным  угасанием роли эмоций в традиционном общении, происходящим под прямым и  косвенным влиянием ИТ. Применительно  к познавательной деятельности можно  отметить, что прогнозировавшееся отмирание  библиотек и утрата интереса к  использованию печатных справочников, которые в отличие от их электронных  версий содержат устаревшую информацию, не происходит. Применительно к коммуникативной  деятельности было показано, что информатизация не только не приводит к сужению  сферы общения, а напротив, способствует развитию и расширению связей между  людьми за счет расширения круга потенциальных  коммуникативных партнеров, развития опыта социальных контактов (деловых  и личностных), нахождения новых  оснований и причин для вступления в общение и т.п. 

     АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

     Ряд наиболее характерных примеров, демонстрирующих  амбивалентность (двойственное переживание, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства: симпатии/ антипатии) психологических последствий компьютеризации.

     Социальная  перцепция

     Опосредствованная ИТ социальная перцепция ориентируется  не на целостный образ, а на редуцированные средства, вербальные в своей основе, ибо они опираются на совокупность продуцированных и передаваемых посредством Интернета сообщений, относящихся к личному и/или  деловому общению. Наряду с прямыми  средствами построения образа другого  человека (рассказы о себе, шутки, реакции  на чужие шутки) учитываются и  косвенные (частота продуцирования сообщений, их стиль, степень подробности  высказываний, соответствие этикету  электронной переписки и реакции  на его нарушение другими людьми и т.п.). Интернет допускает передачу визуальной информации, например, обмен  фотоизображениями, что могло бы способствовать обогащению формируемых  образов, если бы такая возможность  шире использовалась.

     Сама  по себе возможность осуществления  социальной перцепции с помощью  ИТ - момент позитивный. Однако, как  показали исследования, при этом закрепляются редуцированные способы формирования образа коммуникативного партнера, а  также результаты применения таких  способов. Преобразованные способы  осуществления социальной перцепции  могут оказывать негативное влияние  на способы формирования образа партнера при традиционном общении (принцип  возвратных воздействий) и приводить  к феномену деперсонификации общения, в соответствии с которым образ  коммуникативного партнера редуцируется до набора (списка) сообщений, продуцированных  им за определенный отрезок времени

     Наряду  с редукцией образа коммуникативного партнера информатизация ведет к  расщеплению образа, конструированию  противоречивых образов. Так, известен "эффект помалкивания", который "заключается  в нежелании людей передавать или сообщать адресату плохие, неприятные, нежелательные известия или факты" показано, что наибольшую симпатию у занятых совместной деятельностью  испытуемых вызвали те оценивающие  их деятельность субъекты, чьи оценки постепенно менялись от негативных к  позитивным (в отличие от изменения  от позитивных оценок к негативным, от постоянно позитивных или постоянно  негативных оценок). В свою очередь, симпатия/антипатия к партнеру воздействует на когнитивную сложность формируемого образа этого партнера

     Таким образом, особенности преобразования социальной перцепции должны учитываться  при создании разнообразных проектов опосредствования общения с помощью  ИТ. В противном случае негативные явления, связанные с ППИ, могут  распространяться и на традиционные формы общения. Согласно мнению О.В.Соловьевой

     Анимизм

     Феномен анимизма, связанный с имеющимися у детей представлениями о  живом, характеризует существенный аспект психического развития. По Ж.Пиаже, к техническим объектам редко  применяются анимистические рассуждения, чаще - естественно-научные (в том  числе - ошибочные). Информатизация существенно  изменила и обогатила ряд сложившихся  представлений об этом феномене. В  развитие идей Ж.Пиаже Ш.Текл показала, что для традиционных (например, природных) объектов доля анимистических критериев с возрастом уменьшается, а доля биологических или естественно-научных - увеличивается; для элементов же ИТ (компьютеров, электронных игрушек) растет доля психологических критериев. В обыденных ситуациях, как показано Е.В.Субботским можно заключить, что феномен анимизации приобретает определенную специфику в условиях применения ИТ. Так, перестает быть строго дихотомической оппозиция "живой-неживой": при рассуждениях об ИТ дети вводят параметр "словно живой", или "вроде бы живой".

     В определенной степени анимизм присущ не только детям, но и взрослым, применяющим  ИТ показано, что значимыми факторами  являются уровень образованности, а  также опыт взаимодействия с представителями  разнообразных этнических групп  и носителями разнообразных культурных традиций. Необходимо лишь дифференцировать анимизм и псевдоанимизм –  в последнем случае наблюдаемые  формы взаимодействия с ИТ связаны  не с реальной анимизацией технического устройства, а лишь с чисто внешним  переносом сложившихся в традиционном общении стереотипов взаимодействия в новые условия, в чем-то схожие с этим взаимодействием.

     Яркие проявления анимизации компьютера могут  серьезно тревожить родителей и  педагогов, которые склонны видеть в этом определенную психическую  аномалию, начало будущих патологических изменений личности. Анимизация ИТ часто является своеобразным сигналом о дискомфорте в общении, об элементах  деперсонификации, технократизации  и т.п. "Оживление" компьютера позволяет  частично преодолеть этот дискомфорт, наполнив работу с техническим устройством  необходимым эмоциональным содержанием. 

Информация о работе Социально-психологические аспекты информатизации