Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:05, доклад
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – “информационное общество” ( information society) и “информациональное общество” ( informational sotiety).
Существует ряд положительных моментов информатизации:
Однако
перечисленные позитивные примеры
влияния ИТ на личностное развитие
могут сочетаться с нежелательными
последствиями. Все большее количество
школьников исключают из школы будущего
педагогов-людей, заменяя их доброжелательными
и полностью подчиненными их воле
компьютерами и роботами. Отметим
также, что интенсивное
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Перенос навыков работы с ИТ на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. Применение ИТ способствует полезному преобразованию деятельности, например, путем создания новых эталонов "четкой, эффективной работы, не требующей "лишних слов и обсуждений".
Ш.Текл
вводит представление о компьютерах
как о "втором Я" и демонстрирует
на ряде примеров возможность преобразования
детьми собственного поведения путем
опоры на опыт применения ИТ. Так, автор
описывает ребенка, оказавшегося способным
изменить заниженную самооценку - для
него это показалось аналогичным
смене программного обеспечения
или операционной системы компьютера.
Другим детям удалось преодолеть
страх перед точными науками
после успешного освоения работы
с компьютером, обычно ассоциирующимся
с математическими
Выше
речь шла о вполне осознанном уподоблении
своего внутреннего мира компьютерам.
Однако не меньшее значение имеет
и формирование неосознаваемых субъектом
тенденций к такому уподоблению.
Данная тенденция проявляется в
сравнении собственных
Реверсия
Часто отмечается, что ИТ способствуют возникновению новых видов и форм деятельности, новых навыков, знаний, умений. Вместе с тем одним из последствий информатизации является и своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психических компонентов. Для обозначения этих феноменов можно использовать термин "реверсия" (лат. reversio - поворот, возвращение).
Применительно к ППИ примером реверсии является изменение роли письменной речи. Системы электронной почты возродили навыки письменного общения, которые постепенно сходили на нет после появления телефона и радиосвязи. Спонтанное или обусловленное сценарием групповой деятельности общение посредством компьютерных сетей происходит "в реальном деятельностном контексте".
При
переписке посредством
В
то же время современные ИТ, а
именно системы виртуальной реальности
позволяют реализовать
Экзуция
Информатизацию часто связывают с исключением, отмиранием ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Для обозначения указанного явления может быть использован термин "экзуция" (лат. exutio - исключение, изъятие, истребление). Примерами экзуции являются многочисленные данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устного счета, складывания и умножения "в столбик", извлечения корней, возведения в степень и т.д.).
Имеются
разрозненные сведения о том, что
информатизация, стимулируя "наиболее
удобные" для формализации виды деятельности,
способствует постепенному угасанию "конкурирующих"
способов познания. Так легкий доступ
к информации и эрудиция вытесняют
самостоятельную выработку
Опасения
по поводу редукции и деперсонификации
общения связываются с
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Ряд наиболее характерных примеров, демонстрирующих амбивалентность (двойственное переживание, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства: симпатии/ антипатии) психологических последствий компьютеризации.
Социальная перцепция
Опосредствованная
ИТ социальная перцепция ориентируется
не на целостный образ, а на редуцированные
средства, вербальные в своей основе,
ибо они опираются на совокупность
продуцированных и передаваемых
посредством Интернета
Сама по себе возможность осуществления социальной перцепции с помощью ИТ - момент позитивный. Однако, как показали исследования, при этом закрепляются редуцированные способы формирования образа коммуникативного партнера, а также результаты применения таких способов. Преобразованные способы осуществления социальной перцепции могут оказывать негативное влияние на способы формирования образа партнера при традиционном общении (принцип возвратных воздействий) и приводить к феномену деперсонификации общения, в соответствии с которым образ коммуникативного партнера редуцируется до набора (списка) сообщений, продуцированных им за определенный отрезок времени
Наряду
с редукцией образа коммуникативного
партнера информатизация ведет к
расщеплению образа, конструированию
противоречивых образов. Так, известен
"эффект помалкивания", который "заключается
в нежелании людей передавать
или сообщать адресату плохие, неприятные,
нежелательные известия или факты"
показано, что наибольшую симпатию
у занятых совместной деятельностью
испытуемых вызвали те оценивающие
их деятельность субъекты, чьи оценки
постепенно менялись от негативных к
позитивным (в отличие от изменения
от позитивных оценок к негативным,
от постоянно позитивных или постоянно
негативных оценок). В свою очередь,
симпатия/антипатия к партнеру воздействует
на когнитивную сложность
Таким образом, особенности преобразования социальной перцепции должны учитываться при создании разнообразных проектов опосредствования общения с помощью ИТ. В противном случае негативные явления, связанные с ППИ, могут распространяться и на традиционные формы общения. Согласно мнению О.В.Соловьевой
Анимизм
Феномен
анимизма, связанный с имеющимися
у детей представлениями о
живом, характеризует существенный
аспект психического развития. По Ж.Пиаже,
к техническим объектам редко
применяются анимистические рассуждения,
чаще - естественно-научные (в том
числе - ошибочные). Информатизация существенно
изменила и обогатила ряд сложившихся
представлений об этом феномене. В
развитие идей Ж.Пиаже Ш.Текл показала,
что для традиционных (например,
природных) объектов доля анимистических
критериев с возрастом
В
определенной степени анимизм присущ
не только детям, но и взрослым, применяющим
ИТ показано, что значимыми факторами
являются уровень образованности, а
также опыт взаимодействия с представителями
разнообразных этнических групп
и носителями разнообразных культурных
традиций. Необходимо лишь дифференцировать
анимизм и псевдоанимизм –
в последнем случае наблюдаемые
формы взаимодействия с ИТ связаны
не с реальной анимизацией технического
устройства, а лишь с чисто внешним
переносом сложившихся в
Яркие
проявления анимизации компьютера могут
серьезно тревожить родителей и
педагогов, которые склонны видеть
в этом определенную психическую
аномалию, начало будущих патологических
изменений личности. Анимизация ИТ
часто является своеобразным сигналом
о дискомфорте в общении, об элементах
деперсонификации, технократизации
и т.п. "Оживление" компьютера позволяет
частично преодолеть этот дискомфорт,
наполнив работу с техническим устройством
необходимым эмоциональным
Информация о работе Социально-психологические аспекты информатизации