Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ…………………………………………4

Понятие «беженца» и «вынужденного переселенца»………………………4
Организация, формы и методы работы с беженцами и вынужденными переселенцами………………………………………………………………….6
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА……………………………………..15

2.1.«Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины………………..15

2.2. Трудоустройство лиц без определенного места жительства……………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Соц медицина Я.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

территориальные Управления труда и занятости  были назначены сотрудники, отвечающие за данное направление работы. В целях содействия занятости лиц без определенного места жительства был разработан и утвержден временный порядок работы с бывшими жителями Москвы, находящимися в социальных учреждениях для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

     Неоднородность  данной категории граждан, потерявших жилье в результате операций с недвижимостью, вернувшихся из мест заключения, приехавших из других городов и т.д., нигде не работающих, и связанная с этим социальная деградация большей их части, как и неопределенность с перспективой получения жилья, создает особые трудности в организации работы с этим контингентом. Не вызывает сомнения актуальность и практическая значимость решения проблемы социально-трудовой адаптации лиц без определенного места жительства. Но при этом следует уделить особое внимание той группе бомжей, которая оказалась в этом положении в определенной степени случайно, в силу неудачно сложившихся обстоятельств, присущих социально- экономической ситуации в стране. Это те бомжи, которые не потеряли ни человеческий облик, ни профессиональные навыки. Они еще стремятся, пусть и вяло, восстановить свой социально-трудовой статус. Эти граждане разительно отличаются от другой группы бомжей, характеризующейся особым социально-психологическим статусом: асоциальным поведением, разрывом всех связей с другими членами общества (родственниками, друзьями, бывшими сослуживцами или даже сокамерниками), для которых «бездомность» стала философией жизни и смерти.

     В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденными Правительствами Москвы и Московской области (Приказы от 26.12.1995 г. №1030-43, пункт 13), работодатели предприятий, организаций, независимо от формы собственности, за привлечение к работе граждан без регистрации в Москве и Московской области подвергаются предупредительному штрафу. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства. Таким образом, трудоустройство и признание гражданина безработным (а, следовательно, назначение пособия по безработице, направление на профобучение) невозможны без соответствующей регистрации бомжей.

     По  инициативе Комитета труда и занятости  Комитетом социальной защиты и ГУВД решен вопрос о регистрации бомжей, проживающих в домах ночного пребывания. Срок этой регистрации, с точки зрения возможности трудоустройства и социальной адаптации бомжей, очень мал (1 месяц!), поэтому Комитет труда и занятости и Комитет социальной защиты населения Москвы обратились в Правительство Москвы с предложением о предоставлении бомжам муниципального жилья и регистрации в Москве без права приватизации. Однако вопрос этот не решен. Другим вариантом решения вопроса об упрощении трудоустройства граждан без определенного места жительства могло бы быть снятие ограничений для работодателей по привлечению к работе бомжей без их регистрации в Москве и Московской области (такое же положение с ними и в других крупных городах России и СНГ).

     Как правило, бомжи либо не имеют высокой  профессиональной квалификации, либо утратили ее (как не странно и как это не противоречит всем психологическим законам, трудовые навыки бомжи теряют чрезвычайно быстро). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Трудоустройство  лиц без определенного  места жительства.

     Граждане, получившие временную регистрацию  по месту проживания, привлекаются к участию в общественных работах в основном по благоустройству города. Комитетом труда и занятости было издано распоряжение «Об организации оплачиваемых общественных работ для лиц, утративших жилье, и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством» (№103 от 19.12.1996 г.), согласно которому предусмотрено выделение из Фонда занятости населения Москвы средств на 100% финансирования оплаты труда бомжей.

     Комитетом труда и занятости проводятся активные поиски вакантных мест на предприятиях и организациях Москвы для трудоустройства бомжей, создается банк вакансий для данной категории граждан, который регулярно публикуется в московской прессе.

     По  состоянию на 1 января 1998 г. Комитетом  были заключены договора с городскими предприятиями различных форм собственности. Однако, несмотря на то, что организаций, согласившихся принять бомжей на работу, казалось бы, немало, было выделено только 335 мест. Правда, бомжей широко привлекают к строительству так называемых «Домов ночного пребывания» (в некоторых из них бомжи могут получить бесплатно ужин и завтрак и первую медицинскую помощь), но обычно они выполняют неквалифицированную работу: земляную, по уборке и подготовке территории и т.п.

     За 1997 г. в Москве было оказано содействие 102 бомжам в трудоустройстве на временные общественные работы. Сотрудники территориальных Управлений труда и занятости проводят постоянные выездные консультации с бомжами по вопросам их занятости. Так, за 1997 г. в Домах ночного пребывания было проконсультировано 1243 человека. Эффект от этих консультаций практически нулевой, ибо бомжи упорно отказываются от любой работы, предпочитая разовые подачки от социальных органов, а также питание отбросами на рынках, возле продуктовых палаток, на вокзалах.

     В соответствии с Дополнительным соглашением  от 4 июля 1997 г. к Договору от 29.09.1995 г. между Комитетом труда и занятости и Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников погашения беспроцентной ссуды, предоставленной Комитетом Департаменту строительства, Управлением инвестиционной политики и финансирования, из городских источников было произведено в форме оказания услуг Комитету труда и занятости по ремонту и реконструкции его зданий и сооружений. Комитет труда и занятости включил в число объектов ремонтно - строительных работ Дом ночного пребывания «Люблино», с целью создания условий для трудовой адаптации проживающих в нем лиц.

     По  вопросам оперативного содействия занятости  лиц без определенного места жительства Комитет наладил контакты с Министерством труда и социального развития РФ, Комитетом социальной защиты населения, прокуратурой и ГУВД Москвы. Существует договоренность между Правительством Москвы и городскими больницами о госпитализации в них бомжей. Так, бомжам специально в некоторых отделениях Клиники Скорой Помощи выделены койки. За обслуживание бомжей медперсонал получает надбавки к заработной плате.

     Следует сказать, что практически все  бомжи больны инфекционными заболеваниями, в том числе и теми, которые при снижении общего иммунитета народонаселения в состоянии вызвать эпидемии (туберкулез - это только одно из таких заболеваний). С точки зрения профилактической и превентивной медицины, бомжи - также носители психических болезней.

     Бомжей  можно было бы спасти, если бы, основываясь на сугубо медицинских показателях (инфекционных, психиатрических) госпитализировать их всех в соответствующие больницы... Однако делать это нельзя, чтобы не возник еще один «казус» нарушения прав человека. Здесь мы подходим к самой, пожалуй, трудной задаче социальной медицины: возвращение бомжей в общество путем не клинического, а социального «лечения». Но методов такого воздействия ни в нашей стране, ни за рубежом не существует.

     По  спартанским законам, самым тяжким преступлением считалось пренебрежение  собственным человеческим достоинством (касалось ли это облика, поведения, образа мысли или чувств). С этой точки зрения, бомж — преступник перед человечеством. Но и самый опустившийся бомж — это человек, и поэтому является субъектом закона о правах человека. Воля его (если даже о воле можно говорить чисто условно) не должна подвергаться насилию. Однако, встав на позицию защитника прав человека-бомжа, мы неизбежно становимся нарушителями прав сограждан, вынужденных жить в социальной среде, где бомжи влияют на ее физический, психический и моральный климат. Что делать? Этот вопрос, безусловно, обращен к социальным медикам. И он остается открытым. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, мы рассмотрели такую тему, как  социальная защита беженцев и вынужденных  переселенцев, рассмотрели понятие  и категории граждан, которые  могут быть признаны таковыми, их права и обязанности, а также лишение и утрата лицом статуса этой категории граждан и сделали вывод, что законодательная база очень несовершенна и существует еще много пробелов и проблем, которые необходимо решать нашему правительству.

     Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей - граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

     Последние далеко не всегда обеспечивали им - прежде всего по языковым, национальным признакам - условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем устройства на новом месте жительства.

     Беженцы и переселенцы  -  это тяжкие реалии сегодняшнего дня. Проблема усугубляется спорами о том, какому ведомству отвечать за ее решение, и сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций в помощи этой категории людей.

     На  оказание помощи беженцам и переселенцам направлена российская гуманитарная инициатива, выдвинутая на международной конференции  по защите людей, нуждающихся в этом.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Черносвитов Е.В. Социология глобального старения. Социально-медицинские аспекты. "Социальная медицина". Владивосток, 2000
  2. Черносвитов  Е.В.  Социальная  медицина.  М., “Владос”.  2000. Учебник для ВУЗОв.
  3. Поляков И.В. Социальные проблемы в медицине. - Л.: Медицина, 1969
  4. Медицина и средства массовой информации. Ред. Покровский В.И., Саркисов Д.С. АМН СССР. - М.: Медицина, 1991
  5. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. -  Новосибирск: ВО Наука, 1992

Информация о работе Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства