Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 10:46, курсовая работа
Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ…………………………………………4
Понятие «беженца» и «вынужденного переселенца»………………………4
Организация, формы и методы работы с беженцами и вынужденными переселенцами………………………………………………………………….6
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА……………………………………..15
2.1.«Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины………………..15
2.2. Трудоустройство лиц без определенного места жительства……………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..23
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ…………………………………………4
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА……………………………………..15
2.1.«Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины………………..15
2.2. Трудоустройство лиц без определенного места жительства……………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.
Первая
мировая война и революции
в начале XX века вызвали такие
огромные потоки как беженцев, так и вынужденных
переселенцев, что явление это стало предметом
многих научных исследований. Наше время
(даже если не учитывать распад Советского
Союза и Югославии) актуальность проблемы
беженцев и вынужденных переселенцев
не снимает. В Германии чуть ли не каждый
10-ый человек — турецкого происхождения.
Во Франции засилье арабов... Страны Западной
Европы и США из года в год продолжают
ужесточать миграционные законы. Но, безусловно,
и в нашей стране проблемы миграции, беженцев
и вынужденных переселенцев стоят очень
остро и болезненно. Прежде, чем рассмотреть
основные направления работы социальной
медицины в этой области, мы попытаемся
раскрыть общую картину положения дел
с двух основных сторон: субъективной
и объективной.
ГЛАВА
I. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ
РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ
И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ.
1.1. Понятие «беженца» и «вынужденного переселенца»
Часто понятие «вынужденный переселенец» путают с другими понятиями, например «беженец». В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, «беженцы из Чечни», «беженцы из Ингушетии», «беженцы из Северной Осетии» и т.д.
Лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженца» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН имеется Управление Верховного комиссара по делам беженцев. В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о правовом статусе беженцев, а в 1967 г. принят протокол этой Конвенции. Особую категорию образуют политические беженцы, т.е. лица, подвергавшиеся преследованиям по политическим мотивам в стране своего постоянного проживания. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически статус таких беженцев ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к политическим беженцам может рассматриваться как основание претендовать на получение политического убежища. Решение этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся политические беженцы. Проблема беженцев не может решаться по единому образцу. На ее решение влияют различные факторы (социальный и национальный состав беженцев, причины, побудившие их покинуть Родину и т.д.).
По российскому законодательству беженцем признается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ «О беженцах» 19 февраля 1993 г.). Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:
преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;
тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;
деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Например, «русские беженцы» в 1926 году определялись как «любые лица русского происхождения, которые не пользуются или более не пользуются защитой правительства Союза Социалистических Советских Республик и не приобрели иного гражданства». Аналогичным было и содержание понятия «армянский беженец». Указанное определение содержалось в Соглашении от 12 мая 1926 г., касающемся выдачи удостоверений личности русским и армянским беженцам. В данном случае пребывания лица за пределами страны происхождения прямо не требовалось, но оно подразумевалось, поскольку целью соглашения была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Удостоверения утрачивали силу, если их владельцы возвращались в страну происхождения. Впоследствии аналогичный подход использовался в соглашениях 1936 года о лицах, бежавших из Германии.
Вынужденный
переселенец - гражданин Российской
Федерации, покинувший место жительства
вследствие совершенного в отношении
его или членов его семьи насилия или преследования
в иных формах либо вследствие реальной
опасности подвергнуться преследованию
по признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка,
а также по признаку принадлежности к
определенной социальной группе или политических
убеждений, ставших поводами для проведения
враждебных кампаний в отношении конкретного
лица или группы лиц, массовых нарушений
общественного порядка.
1.2. Организация, формы и методы работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, имели место уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена всех мигрантов можно условно разделить на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец —житель той страны, в пределах которой он передвигается; беженец – человек, бежавший за пределы страны проживания, например, согласно Библии, ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи – беженцами. В настоящее время статус беженца и вынужденного переселенца определяется законами Российской Федерации “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”.
Первая мировая война и революции в начале XX века вызвали такие огромные потоки как беженцев, так и вынужденных переселенцев, что явление это стало предметом многих научных исследований. В наше время (даже если не учитывать распад Советского Союза и Югославии) актуальность проблемы беженцев и вынужденных переселенцев не снимается. В Германии чуть ли не каждый 10-й человек турецкого происхождения. Во Франции засилье арабов. Страны Западной Европы и США из года в год продолжают ужесточать миграционные законы.
Но, безусловно, и в нашей стране проблемы миграции, беженцев и вынужденных переселенцев стоят очень остро. Прежде чем рассмотреть основные направления работы социальной медицины в этой области, мы попытаемся раскрыть общую картину положения дел с двух основных сторон: субъективной и объективной.
О субъективной стороне пишет О. Игнатенков в книге «Компас беженца и вынужденного переселенца» (М., 1984). Он обращается к русским, которые живут в Казахстане и готовы бежать в Россию, поскольку после обретения Казахстаном самостоятельности они стали там гражданами «второго сорта».
«Мы возвращаемся в Россию с горячей любовью к ней, но вскоре обнаруживаем, что поддержание в себе чувства патриотизма требует огромного мужества.
Не секрет, что до сих пор у большинства из нас был цивилизованный быт, любимая работа, друзья и...вдруг все перевернулось. Стало невыносимо жить там, где у нас был дом, где остались могилы наших предков. Мы в одночасье стали неугодными, «оккупантами», «колонизаторами»... В обстановке национальной ненависти мечтаешь о России как о земле обетованной.
С этими мечтами и иллюзиями лучше распроститься заранее. Никто нас в России особенно не ждет. Сегодня Россия сама терпит бедствие. Того государства, которое надежно защищало бы права граждан, по сути, нет. Все расшаталось.
Каждый из нас мог бы предъявить свой горький счет России за то, что забыла, бросила нас в очень уж независимых республиках, за то, что здесь нас терзают... Но что толку плакать и жаловаться? Кто нас услышит и посочувствует, когда десятки миллионов россиян сами живут на грани нищеты, беспокоясь, смогут ли завтра прокормить своих детей?
Самое
страшное в такую лютую непогоду
лишиться крыши над головой. Если
у кого-то еще есть выбор: переезжать
или остаться в своем доме, если
в состоянии смириться с
Да, возврат к нашей прежней, привычной жизни уже нереален, и наши дети обречены в чужом государстве быть гражданами второго сорта. Но ведь и в России мы чужаки, причем не только для окружающих, но и порой для самих себя. До боли обидно, когда предают единомышленники, те, с кем начинал строить жилье в чистом поле. Не все оказались способны перенести ад неустроенности, гонений, постоянных упреков, бюрократических издевательств. Люди есть люди, и ничего другого не остается, как терпеть невзгоды и ради будущего своих детей своими руками создавать цивилизованный быт.
Все
мы, ставшие бездомными, хотим поскорее
обрести в России свою крышу над
головой. Однако сразу заиметь готовое
жилье удается или очень
Итак, если приехал в Россию – снимай розовые очки, засучивай рукава и работать, работать, работать...
Готовы ли вы к тому, что вас ждет в России?»
Мы привели полностью этот призыв О. Игнатенко, потому что в нем обнажена вся глубина психологического состояния мигрантов при очевидных последствиях психической травмы, какой является потеря «малой родины» (не только привычного социального окружения, но и социальных корней). И заметим, автор советует: при всем ужасном положении «чужака» в другой стране, человека «второго сорта» «не спешить обрубать концы», ибо не каждый может выдержать тяготы переселения.
Об объективной стороне миграции можно иметь представление из доклада «Социальное положение женщин, относящихся к категории беженцев и вынужденных переселенцев, в Москве», подготовленного Союзом женщин России совместно с УВКБ ООН в 1998 г.
Информация о работе Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства