Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ…………………………………………4

Понятие «беженца» и «вынужденного переселенца»………………………4
Организация, формы и методы работы с беженцами и вынужденными переселенцами………………………………………………………………….6
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА……………………………………..15

2.1.«Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины………………..15

2.2. Трудоустройство лиц без определенного места жительства……………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Соц медицина Я.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Миграция  – один из самых сложных механизмов саморазвития населения. Прямые и обратные связи между процессами миграции и социально-экономической, политической жизни РФ оказывают значительное влияние на ситуацию во всех субъектах Федерации, в том числе и в Москве.

     По  данным на 1 января 1998 г. Миграционной службы Москвы, в столице зарегистрировано 7,5 тысяч женщин, имеющих статус беженца  или вынужденного переселенца, что  составляет 52,4% от общего количества вынужденных мигрантов (14294 человек). Из них 4,2 тысячи женщин, или 56,0%, находятся в трудоспособном возрасте; 3,3 тысячи – пенсионеры (44,0%), 217 человек из которых (6,1%) являются инвалидами. В1997 г. статус беженца или переселенца получили 683 женщины, что почти в два раза больше, чем в предыдущем. Из общего количества женщин-мигрантов подавляющее большинство – это беженцы из Азербайджана армянской национальности – 3251 человек (44%), русской национальности – 2789 человек (37,3%), грузинок – 322 человека (4,0%), в том числе из Абхазии – 271 человек (84,2%).

     Действующее законодательство РФ предоставляет  лицам, имеющим статус беженца или  вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкие права, реализация которых предусматривается в значительной мере за счет субъектов Федерации. Многие женщины становятся главами семей, и на их плечи ложится тяжелый груз ответственности за налаживание не только собственной жизни, но и жизни своих родственников.

     Для того чтобы деятельность миграционной службы по организации защиты и помощи беженцам была эффективной, необходимо учитывать различные потребности беженцев: детей, женщин, мужчин, престарелых, инвалидов и т.д. Так, с целью охраны здоровья женщин и детей в Москве осуществляется бесплатный их доступ к основным видам медицинской помощи: они прикрепляются к поликлиникам по месту пребывания и получают страховые полисы. Работающие женщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу за детьми на общих основаниях.

     Особой  защитой государства пользуются дети вынужденных переселенцев и беженцев. В 1998 г. около 200 семей из числа зарегистрированных Миграционной службой Москвы – это многодетные семьи и семьи с одним родителем.

     Дети-беженцы  нуждаются в особой защите и помощи. Потребности детей больше, чем у взрослых, и соответственно они должны иметь дополнительные условия.

     Однако, несмотря на помощь, получаемую из федеральных  и международных источников, социально-медицинские  условия жизнедеятельности детей  из семей вынужденных мигрантов  как в целом, так и по отдельным категориям весьма неблагоприятны. Большинство детей мигрантов проживает в крайне стесненных жилищных условиях. Многие дети из-за языкового и общекультурного барьеров испытывают трудности в получении образования и профессиональной подготовки. Дополнительные проблемы вызывает пребывание детей в семьях, относящихся к группе риска по медицинским (семьи с хроническими инфекционными и психическими заболеваниями) и криминальным (с членами семьи, совершившими правонарушения и преступления) показателям, равно как и положение детей в семьях незарегистрированных вынужденных мигрантов (главным образом из Афганистана), фактически полностью остающихся вне контроля и помощи со стороны городских органов здравоохранения, образования и социальных служб.

     До сих пор не решены вопросы медицинского обслуживания мигрантов и их детей в период рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, т.е. в период, когда у людей нет полиса обязательного медицинского страхования.

     Миграционной службой Москвы совместно с Комитетом труда и занятости в 1998 г. был разработан проект городской целевой программы «Дети семей вынужденных переселенцев и беженцев». Эта программа предусматривает:

     – выявление детей мигрантов, не охваченных контролем со стороны органов социального комплекса города и правоохранительных органов, с целью определения состава и объемов мер для поддержки этих категорий детей по линии органов здравоохранения и образования;

     – обеспечение адресной поддержки  детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев с учетом материального достатка семей;

     – создание условий для физического, психологического, образовательного и  культурного развития детей из семей  вынужденных переселенцев и беженцев;

     – повышение уровня социальной и трудовой защищенности детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев.

     Московская  миграционная служба работает в тесном взаимодействии с комитетами и департаментами города, а именно с Комитетом социальной защиты населения (так, при содействии Миграционной службы 115 беженцам и вынужденным переселенцам из стран Балтии, в основном женщинам, зарегистрированным Миграционной службой, предоставлены места в домах-интернатах Комитета); с Комитетом образования (работа по приему и размещению в интернатских учреждениях Москвы детей, пострадавших в результате событий в Чеченской республике, работа по оказанию адресной материальной поддержки детям из социально слабозащищенных семей беженцев и вынужденных переселенцев); с Комитетом по делам семьи и молодежи и Комитетом труда и занятости Миграционной службы.

     Субъекты  вынужденной миграции – это лица, ищущие убежища. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и  оказания помощи таким лицам регулируются законами Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О гражданстве Российской Федерации» и иными правовыми актами.

     Действующее законодательство РФ предоставляет  лицам, имеющим статус беженца или  вынужденного переселенца, весьма широкие  права, осуществление которых предусматривается  в значительной мере за счет субъектов РФ. В частности, статья 7 закона «О вынужденных переселенцах» предполагает, что органы исполнительной власти субъектов РФ включают вынужденных переселенцев в список граждан на получение жилья, строительство которого ведется за счет местного бюджета, причем независимо от срока проживания в данной местности (пункт 2), переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются безвозмездные субсидии (пункт 4), оказывается содействие в обустройстве, производится выплата пенсий, пособий, обеспечивается медицинское обслуживание, получение образования и т.д.

     Федеральный закон «О беженцах» (ст. 6, 8) также  предусматривает обеспечение предоставленных  беженцам прав. Каждому претендующему  на получение такого статуса должны быть обеспечены в случае необходимости  услуги переводчика, а также оказано содействие в обеспечении проезда и провоза багажа, выплата единовременного пособия на каждого члена семьи, направление в центр временного размещения, обеспечение безопасности со стороны органов внутренних дел, обеспечение питанием и коммунальными услугами, медицинской и лекарственной помощью, оказание содействия в направлении на профессиональное обучение.

     Основания для отказа в предоставлении статуса  переселенца или беженца, предусмотренные  федеральными законами, не позволяют  субъекту Федерации (территориальному органу миграционной службы) направлять лиц, ходатайствующих о предоставлении соответствующего статуса, в другие регионы, в частности, по причине целесообразности размещения этой категории лиц в данном регионе. Вообще введение механизма квотирования уже предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1021, принятым в 1994 году.

     Таким образом, хотя в законе полностью  предусмотрена защита интересов  вынужденных мигрантов, механизм управления миграционными потоками в масштабе всей страны, который должен учитывать и законные интересы регионов, до сих пор не отлажен. При этом любой нормативный правовой акт субъекта Федерации, вводящий какие-либо ограничения в предоставлении соответствующего статуса, подлежит отмене как противоречащий федеральному закону. Такое положение, естественно, только стимулирует приток лиц данной категории именно в Москву как в наиболее привлекательный регион. Федеральный закон требует предоставления большинству из них статуса беженца (за исключением лиц, совершивших преступления, предоставивших о себе ложные сведения и т.д.), после чего большинство из них в соответствии с тем же законом могут обратиться в Правительство Москвы с требованием предоставить жилье и обеспечить содействие в обустройстве.

     «Федеральная миграционная программа на 1998—2000 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1414 от 10.11.1997, предусматривает разработку важнейших нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с данной категорией лиц, а также мероприятий в этой сфере в период не ранее середины 1998 года. В частности, разработка порядка определения и размеров ежегодной квоты распределения беженцев для каждого субъекта Российской Федерации, имеющих определяющее значение для выработки и осуществления политики Правительства Москвы в области регулирования миграции, была отнесена программой на середину 1999 г.

     Есть  наиболее притягательные для миграции районы, к которым, в первую очередь, относится Москва, Московская область, Краснодарский край, а также, хотя и в меньшей степени, Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская и ряд других областей с благоприятными природно-климатическими условиями. Скажем, проблем беженцев в Тюменской области нет. Именно исходя из этой ситуации, Правительство Москвы обратилось в Правительство РФ с предложением, предусматривающим введение квот по приему беженцев в регионах. В противном случае миграционная нагрузка на столицу могла бы достигнуть критической черты.

     Учитывая  масштабы и специфику детской  составляющей миграционных процессов  в столице, следует оценить проблему «дети семей вынужденных переселенцев и беженцев» как исключительно острую, оказывающую негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, криминогенную и моральную ситуацию и на социально-культурную обстановку в столице. Решать данную проблему необходимо срочно и комплексно, не замыкаясь на вопросах обустройства и адаптации только зарегистрированных (признанных) мигрантов.

     Самую серьезную помощь в решении проблемы мигрантов, вставшей перед страной, может оказать социальная медицина, ориентированная на конкретную помощь беженцам и вынужденным переселенцам: детям, женщинам, старикам, инвалидам, матерям-одиночкам, детям-сиротам, мужчинам, потерявшим социальный статус, а значит, и положение кормильца и защитника семьи. Ни хорошо организованная миграционная служба (какой, несомненно, является московская), ни клиническая и профилактическая медицина (представленная учреждениями здравоохранения и Центрами здоровья) не в состоянии решить проблемы, относящиеся к области социальной медицины. 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

2.1. «Бомжи» – как  аспект, важный для  социальной медицины.

     Люди  без определенного места жительства (бомжи) возникли как социальный феномен в нашей стране после 1989 г. С полным основанием можно утверждать, что главной причиной их появления явилась так называемая приватизация и свободная продажа жилья. Обнищание как таковое еще не превращает человека в бомжа. Нищие и бродяги были всегда и везде. Бомжи появились только в распавшемся Советском Союзе.

Это уникальное явление, которое, несомненно, будет  предметом изучения разных наук —психологии, социологии и т.д. Здесь же нас  интересует аспект, важный для социальной медицины.

     Бомжи представляют собой очень разнородную  группу. К ним относятся всякого рода бродяги, нищие, попрошайки, психические больные (некоторые из них точно так же, как их здоровые психически собратья, лишились жилья под нажимом криминальных элементов или в результате мошенничества), выпущенные из психиатрических больниц для «хроников» по причине экономически бедственного положения этих учреждений.                                                                           Здесь же разного рода асоциальные элементы, потерявшие поддержку и понимание общества (что они еще имели в 80—90 годах), а также спившиеся алкоголики, токсикоманы, наркоманы, инвалиды разного рода.

     Ко  дню борьбы с туберкулезом, объявленному Всемирной организацией здравоохранения 24 марта 1998 г., Российское здравоохранение выпустило листовки, которые милиция должна была расклеивать в местах скопления бомжей. Листовка начиналась так:

  • Для бездомных, беженцев и других групп мигрирующего населения!
  • Вы бездомный, беженец, мигрант? Неудачи преследуют Вас?
  • А тут еще этот несносный кашель и слабость.
  • Не исключено, что у Вас туберкулез. Не отчаивайтесь.
  • Обратитесь к врачу. Вас примут в любой ближайшей поликлинике, противотуберкулезном диспансере.  Излечение зависит только от Вас.

Дальше  шло объяснение, что такое туберкулез, и описание основных его признаков, а также номера телефонов, по которым звонить.

     Комитет труда и занятости Правительства  Москвы при организации работы с бомжами руководствовался Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. №1025 «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Москве и Московской области» и Постановлением Правительства Москвы от 7 мая 1996 г. «О мерах по социальной опеке граждан, утративших жилье, и лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством в Москве», и городской комплексной программой мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Москве на 1996—1997 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 августа 1997г. №704. Сам Комитет труда и занятости разработал и утвердил (приказ 240-а от 18.09.1996 г.) план мероприятий по реализации Городской комплексной программы мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в Москве на 1996—1997гг.

     В структуре аппарата Комитета был  создан отдел спецконтингента, в

Информация о работе Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства