Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 10:46, курсовая работа
Проблемы социальной медицины, связанные с миграцией, можно увидеть уже на заре истории цивилизации. Даже в те далекие времена можно условно разделить всех мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев. Разделение это происходит по принципу гражданства (территории): вынужденный переселенец — это житель той страны, в пределах которой он передвигается, беженец — бежавший за ее пределы, например, согласно сведениям Библии, Ханаане были вынужденными переселенцами, а евреи — беженцами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ…………………………………………4
Понятие «беженца» и «вынужденного переселенца»………………………4
Организация, формы и методы работы с беженцами и вынужденными переселенцами………………………………………………………………….6
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА……………………………………..15
2.1.«Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины………………..15
2.2. Трудоустройство лиц без определенного места жительства……………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..23
Миграция – один из самых сложных механизмов саморазвития населения. Прямые и обратные связи между процессами миграции и социально-экономической, политической жизни РФ оказывают значительное влияние на ситуацию во всех субъектах Федерации, в том числе и в Москве.
По данным на 1 января 1998 г. Миграционной службы Москвы, в столице зарегистрировано 7,5 тысяч женщин, имеющих статус беженца или вынужденного переселенца, что составляет 52,4% от общего количества вынужденных мигрантов (14294 человек). Из них 4,2 тысячи женщин, или 56,0%, находятся в трудоспособном возрасте; 3,3 тысячи – пенсионеры (44,0%), 217 человек из которых (6,1%) являются инвалидами. В1997 г. статус беженца или переселенца получили 683 женщины, что почти в два раза больше, чем в предыдущем. Из общего количества женщин-мигрантов подавляющее большинство – это беженцы из Азербайджана армянской национальности – 3251 человек (44%), русской национальности – 2789 человек (37,3%), грузинок – 322 человека (4,0%), в том числе из Абхазии – 271 человек (84,2%).
Действующее законодательство РФ предоставляет лицам, имеющим статус беженца или вынужденного переселенца (независимо от пола), достаточно широкие права, реализация которых предусматривается в значительной мере за счет субъектов Федерации. Многие женщины становятся главами семей, и на их плечи ложится тяжелый груз ответственности за налаживание не только собственной жизни, но и жизни своих родственников.
Для того чтобы деятельность миграционной службы по организации защиты и помощи беженцам была эффективной, необходимо учитывать различные потребности беженцев: детей, женщин, мужчин, престарелых, инвалидов и т.д. Так, с целью охраны здоровья женщин и детей в Москве осуществляется бесплатный их доступ к основным видам медицинской помощи: они прикрепляются к поликлиникам по месту пребывания и получают страховые полисы. Работающие женщины обеспечиваются пособиями по беременности и уходу за детьми на общих основаниях.
Особой защитой государства пользуются дети вынужденных переселенцев и беженцев. В 1998 г. около 200 семей из числа зарегистрированных Миграционной службой Москвы – это многодетные семьи и семьи с одним родителем.
Дети-беженцы нуждаются в особой защите и помощи. Потребности детей больше, чем у взрослых, и соответственно они должны иметь дополнительные условия.
Однако,
несмотря на помощь, получаемую из федеральных
и международных источников, социально-медицинские
условия жизнедеятельности
До сих пор не решены вопросы медицинского обслуживания мигрантов и их детей в период рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, т.е. в период, когда у людей нет полиса обязательного медицинского страхования.
Миграционной службой Москвы совместно с Комитетом труда и занятости в 1998 г. был разработан проект городской целевой программы «Дети семей вынужденных переселенцев и беженцев». Эта программа предусматривает:
– выявление детей мигрантов, не охваченных контролем со стороны органов социального комплекса города и правоохранительных органов, с целью определения состава и объемов мер для поддержки этих категорий детей по линии органов здравоохранения и образования;
– обеспечение адресной поддержки детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев с учетом материального достатка семей;
– создание условий для физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев;
– повышение уровня социальной и трудовой защищенности детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев.
Московская миграционная служба работает в тесном взаимодействии с комитетами и департаментами города, а именно с Комитетом социальной защиты населения (так, при содействии Миграционной службы 115 беженцам и вынужденным переселенцам из стран Балтии, в основном женщинам, зарегистрированным Миграционной службой, предоставлены места в домах-интернатах Комитета); с Комитетом образования (работа по приему и размещению в интернатских учреждениях Москвы детей, пострадавших в результате событий в Чеченской республике, работа по оказанию адресной материальной поддержки детям из социально слабозащищенных семей беженцев и вынужденных переселенцев); с Комитетом по делам семьи и молодежи и Комитетом труда и занятости Миграционной службы.
Субъекты вынужденной миграции – это лица, ищущие убежища. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи таким лицам регулируются законами Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О гражданстве Российской Федерации» и иными правовыми актами.
Действующее
законодательство РФ предоставляет
лицам, имеющим статус беженца или
вынужденного переселенца, весьма широкие
права, осуществление которых
Федеральный
закон «О беженцах» (ст. 6, 8) также
предусматривает обеспечение
Основания для отказа в предоставлении статуса переселенца или беженца, предусмотренные федеральными законами, не позволяют субъекту Федерации (территориальному органу миграционной службы) направлять лиц, ходатайствующих о предоставлении соответствующего статуса, в другие регионы, в частности, по причине целесообразности размещения этой категории лиц в данном регионе. Вообще введение механизма квотирования уже предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1021, принятым в 1994 году.
Таким образом, хотя в законе полностью предусмотрена защита интересов вынужденных мигрантов, механизм управления миграционными потоками в масштабе всей страны, который должен учитывать и законные интересы регионов, до сих пор не отлажен. При этом любой нормативный правовой акт субъекта Федерации, вводящий какие-либо ограничения в предоставлении соответствующего статуса, подлежит отмене как противоречащий федеральному закону. Такое положение, естественно, только стимулирует приток лиц данной категории именно в Москву как в наиболее привлекательный регион. Федеральный закон требует предоставления большинству из них статуса беженца (за исключением лиц, совершивших преступления, предоставивших о себе ложные сведения и т.д.), после чего большинство из них в соответствии с тем же законом могут обратиться в Правительство Москвы с требованием предоставить жилье и обеспечить содействие в обустройстве.
«Федеральная миграционная программа на 1998—2000 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1414 от 10.11.1997, предусматривает разработку важнейших нормативных правовых актов, регламентирующих порядок работы с данной категорией лиц, а также мероприятий в этой сфере в период не ранее середины 1998 года. В частности, разработка порядка определения и размеров ежегодной квоты распределения беженцев для каждого субъекта Российской Федерации, имеющих определяющее значение для выработки и осуществления политики Правительства Москвы в области регулирования миграции, была отнесена программой на середину 1999 г.
Есть наиболее притягательные для миграции районы, к которым, в первую очередь, относится Москва, Московская область, Краснодарский край, а также, хотя и в меньшей степени, Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская и ряд других областей с благоприятными природно-климатическими условиями. Скажем, проблем беженцев в Тюменской области нет. Именно исходя из этой ситуации, Правительство Москвы обратилось в Правительство РФ с предложением, предусматривающим введение квот по приему беженцев в регионах. В противном случае миграционная нагрузка на столицу могла бы достигнуть критической черты.
Учитывая масштабы и специфику детской составляющей миграционных процессов в столице, следует оценить проблему «дети семей вынужденных переселенцев и беженцев» как исключительно острую, оказывающую негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, криминогенную и моральную ситуацию и на социально-культурную обстановку в столице. Решать данную проблему необходимо срочно и комплексно, не замыкаясь на вопросах обустройства и адаптации только зарегистрированных (признанных) мигрантов.
Самую
серьезную помощь в решении проблемы
мигрантов, вставшей перед страной,
может оказать социальная медицина,
ориентированная на конкретную помощь
беженцам и вынужденным переселенцам:
детям, женщинам, старикам, инвалидам,
матерям-одиночкам, детям-сиротам, мужчинам,
потерявшим социальный статус, а значит,
и положение кормильца и защитника семьи.
Ни хорошо организованная миграционная
служба (какой, несомненно, является московская),
ни клиническая и профилактическая медицина
(представленная учреждениями здравоохранения
и Центрами здоровья) не в состоянии решить
проблемы, относящиеся к области социальной
медицины.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО – МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
2.1. «Бомжи» – как аспект, важный для социальной медицины.
Люди
без определенного места
Это уникальное явление, которое, несомненно, будет предметом изучения разных наук —психологии, социологии и т.д. Здесь же нас интересует аспект, важный для социальной медицины.
Бомжи
представляют собой очень разнородную
группу. К ним относятся всякого рода бродяги,
нищие, попрошайки, психические больные
(некоторые из них точно так же, как их
здоровые психически собратья, лишились
жилья под нажимом криминальных элементов
или в результате мошенничества), выпущенные
из психиатрических больниц для «хроников»
по причине экономически бедственного
положения этих учреждений.
Ко дню борьбы с туберкулезом, объявленному Всемирной организацией здравоохранения 24 марта 1998 г., Российское здравоохранение выпустило листовки, которые милиция должна была расклеивать в местах скопления бомжей. Листовка начиналась так:
Дальше шло объяснение, что такое туберкулез, и описание основных его признаков, а также номера телефонов, по которым звонить.
Комитет
труда и занятости
В структуре аппарата Комитета был создан отдел спецконтингента, в
Информация о работе Социально-медицинская работа с лицами без определенного места жительства