Автор: Юлия Карабанова, 25 Августа 2010 в 10:56, реферат
В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучше работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т.п.
Введение……………………………………………………………………...3
Социальное положение женщин………………………………………...4
Профессиональная деятельность и семья………………………………9
Социально-экономическое положение общности женщин на общероссийском рынке труда………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………...20
Приложение А………………………………………………………………21
Приложение Б……………………………………………………………….22
Приложение В………………………………………………………………23
Неожиданным представляется расхождение в оценке ценности «дети»: ее значимость у матерей старшей возрастной группы существенно ниже по сравнению с молодыми. Казалось бы, данное соотношение должно быть обратным. По мнению исследователей, зрелое материнство свидетельствует о серьезном сознательном решении родить внебрачного ребенка. Оно предполагает, что в иерархии ценностей ребенок должен занимать приоритетное место. Однако полученные результаты не подтвердили этого. Возможным объяснением такого поведения женщин старшей возрастной группы могут быть мотивы, побудившие их к рождению ребенка. Женщина осознает значимость материнства и стремится соответствовать этим ожиданиям. Однако рождение ребенка не влечет за собой повышение их значимости в ценностной структуре зрелых матерей. Ребенок «не перевесил» такие внесемейные ценности как «интересная работа» и «материально обеспеченная жизнь», т.е. женщины старшей возрастной группы не вносят изменений в свою жизнь с рождением ребенка и продолжают реализовывать свои профессиональные и прагматические интересы.
Несмотря на то, что ценность детей в старшей группе занимает 5 место, уступая «интересной работе» и «материально обеспеченной жизни», ее среднеарифметическое значение по группе отличается крайне незначительно: 5.2 – интересная работа и 5.3 – дети. Различие с последующей ценностью «хорошее образование» также минимально: 5.3 и 5.4. Таким образом, в сознании зрелых матерей значимость ценностей для них они оказывают практически равноценными, а внесемейные успешно конкурируют с ценностью «дети».[2, с.59]
Современной женщине предлагается новая модель поведения, в которой высоким статусом обладают такие позиции, как самореализация, образование, карьера, экономическая независимость. Профессиональная независимость становится нормой поведения женщины и определяет ее жизненную стратегию. Женщины старшей репродуктивной группы длительное время имели единственный статус – профессиональный, поскольку «семейная карьера» была для них закрыта. Стиль жизни с ориентацией на профессиональные и социальные достижения плохо соотносится с материнством. Рождение ребенка, как новая социальная ситуация в жизни женщины, предполагает появление новых установок, представлений, ценностей. Очевидно, что матерям старшей возрастной группы трудно кардинально сменить профессиональную деятельность на семейную карьеру перестроить устоявшуюся систему ориентаций с внесемейных ценностей на семейные.
У молодых женщин подобной переориентации не происходит, поскольку активного совмещения семейных и профессиональных ролей у них нет. Им доступна и открыта лишь «семейная карьера». Это позволяет сделать вывод, структура ценностных ориентаций одиноких матерей, с точки зрения в ней ребенка, определяется не столько социальной позицией матери, сколько возрастным статусом.
Особый интерес представляют результаты оценки ценности семьи. Она занимает высокий ранг в обеих опрошенных группах (третье место). Полученные данные свидетельствуют о том, что незамужние матери и старшей и младшей репродуктивной группы придают большое значение созданию полноценной семьи. [2, с.65]
В традиционных обществах женские обязанности тяготеют к дому и, видимо, вытекают из материнской функции, привязывавшей ее к очагу, тогда как обязанности, связанные с существенным удалением от дома, ложились на мужчин.
Содержание традиционных половых обязанностей, а индустриальном обществе кардинально изменилось (редкая мать имеет пять-десять), но граница осталась, и остался традиционный иерархический порядок, отводящий мужу более высокую статусную позицию, ибо в большинстве семей восточного, российского и даже западного общества за мужем закрепляется роль «добытчика, кормильца», а за женой – роль «хранительницы очага». Роль мужа порождает концентрацию экономической власти в своих руках, роль жены – подчиненное положение, вытекающее их ее экономической зависимости.
Традиционная
социально-половая структура подвергается
в индустриальном, и особенно в постиндустриальном,
обществе явной реконструкции. Массовый
выход женщин на рынок труда меняет в семье
соотношение экономических потенциалов
мужа и жены. У значительной части семей
доход женщин улучшает экономическое
положение и образ жизни. Кроме того, все
больше женщин приобщается к системе ценностей,
традиционно являвшейся «мужской». Это
система, в основе которой лежит культ
личного самоутверждения, общественного
успеха, индивидуализма, справедливости.
Эти ценности толкают «слабый пол» к конкуренции
с мужчинами на рынке труда, в профессиональной
и политической карьере, совместной жизни.
Женщины, принявшие эту ценностную систему,
уже не могут удовлетворяться традиционными
ролями жены, матери, домохозяйки. Они
активно осваивают «мужские профессии»,
становятся офицерами полиции, пожарными,
служат в армии, профессионально занимаются
спортом, т.е. половые роли в обществе складываются
скорее на основе культурных и социальных
особенностей, а не на физических различных
полов. Эти женщины своей деятельностью
формируют новую гендерную структуру,
основанную на отказе от жесткой «привязки»
социальных позиций к физическому полу.[6,
с.94]
3.
Социально-экономическое
положение общности
женщин на общероссийском
рынке труда.
Сегодня существует ряд важных проблем, связанных с положением женщин на рынке труда, разрешение которых имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение для обеспечения устойчивого развития российского общества. Уровень занятости женщин и структура использования их труда являются своего рода экономическим и социальным барометром, отражающим особенности социально-экономического развития региона, общества в целом.
Особенности использования труда женщин определяются тем, что помимо участия в общественном производстве женщины выполняют свою биологическую материнскую функцию, а также исторически сложившуюся во многих странах, в том числе и в России, семейно-бытовую. Существовавшая в нашей стране практика занятости женщин в ущерб ее другим общественным функциям обусловила последствия, которые обостряют проблему женской занятости в современных условиях. Главные из них следующие:
Названные
последствия, давление которых на рынок
труда нарастает, ставят перед государственными
органами проблемы обеспечения условий
для повышения
Провозглашенный государством переход в сфере социальной политики от патерналистской к субсидиарной модели не вызывает особых возражений, хотя и нуждается в существенных уточнениях. Применительно к рынку труда этот принцип теоретически означает сохранение, а возможно, и усиление, государственной адресной поддержки социально незащищенных групп населения, к которым, безусловно, относятся женщины, и создание юридически и экономически равных (конкурентных) условий для остальных.
Постепенно зреет понимание того, что одно из условий обеспечения занятости, т.е. удовлетворения потребности женщин в профессионально-трудовой деятельности - создание эффективного асимметричного механизма регулирования занятости женщин, учитывающего психофизиологические особенности женского организма, а также демографическую функцию, выполняемую женщиной.
Это
находит выражение в
последовательно) национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе, а также ряд федеральных и региональных целевых программ . Однако наблюдающиеся негативные тенденции свидетельствуют о недостаточной эффективности существующей системы регулирования данного процесса.
Особое значение в социально-экономическом положении женского населения имеют вопросы трудовых ресурсов и занятости. Из 9 тысяч безработных жителей, состоящих на учете в службе занятости, почти 6 тысяч - женщины. Среди 410-ти тысяч людей, живущих в бедности, большинство - женщины. Уровень доходов почти трети женщин не превышает величину прожиточного минимума. Тревогу вызывает также ухудшение репродуктивного здоровья женщин. Не находит должного разрешения проблема насилия в отношении женщин, имеющая место во всех сферах их жизнедеятельности. Требует совершенствования также и система социальной помощи различным категориям женского населения. [5, с.87]
Проблематика занятости женщин является междисциплинарной,
находится на стыке социального и экономического. Социогендерный анализ положения женщин на рынке труда, женской неформальной занятости целесообразно осуществлять на основе теоретической интеграции положений неомарксизма, структурного функционализма, конструктивизма, социальной теории феминизма, экономических теорий с опорой на общесоциологические законы и методологические принципы, разработанные в рамках различных парадигм. Такая конструкция позволяет прибегнуть к методологической триангуляции и существенно повысить эвристический потенциал исследования. Неформальная занятость представляет собой массовое социально-экономическое явление, состоящее в экономическом поведении индивидов, групп, общностей, участвующих в работе по найму или в рамках самозанятости на рынке труда, что приносит им прямо или косвенно доход без легального оформления трудовых отношений со всеми вытекающими из этого социальными, правовыми и экономическими последствиями.
На рынке труда происходит дальнейшее углубление тендерного неравенства. Этот процесс заявляет о себе в усилении дискриминации и сегрегации женской общности в рамках формальной занятости, в общественно-политической сфере, вытесняет значительную часть трудоспособных женщин в неформальный сектор экономики. Наблюдается массовое замещение женщин мужчинами в первичном, высокостатусном рыночном секторе даже в традиционно «женских», но более «рыночных» отраслях экономики. Постоянно растет гендерный разрыв в оплате труда: темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы в последние годы у мужчин существенно выше, чем у женщин. [1, с.125]
В итоге женский труд в условиях российского капитализма становится не просто второстепенным, но и материально и социально незначимым. Поэтому все большее число женщин попадает в материальную зависимость от мужчин, от работодателей и лишается нормальных социально-экономических условий, необходимых для самовыражения, успешной феминистической социализации, карьеры в сфере занятости и семье с освоением соответствующих тендерных ролей.
В
условиях недальновидной, «недосоциологизированной»
социально-экономической и
Социальные связи и практики, лежащие в основе неформальной занятости, приобретают все более предсказуемый, упорядоченный, устойчивый и самовоспроизводящийся характер, что приводит к ее институциализации, функциональности и широкому распространению в сфере торговли, бытовых услуг, общественного питания, в строительстве, транспортном обслуживании, сельском хозяйстве. Одно из существенных отличий российской неформальной занятости состоит в том, что она в целом равномерно распределяется среди тендерных общностей.
Специфика участия женщин в неформальной занятости состоит в том, что большинство из них занято в наименее доходных сферах: в торговле товарами с подсобного хозяйства в рамках самозанятости, в торговле продуктами и непродовольственными товарами по найму. Добровольно-поисковый вариант включения в неформальную занятость предпочитают молодые женщины. Их выбор обусловлен, прежде всего, ориентацией на ценности материального успеха и предпринимательство. В женской среде старших возрастных групп доминируют установки на вынужденный тип вхождения в неформальную занятость, вызванные необходимостью выживания.
Информация о работе Социально-экономиеское положение женщин на общероссийском рынке труда