Автор: Юлия Карабанова, 25 Августа 2010 в 10:56, реферат
В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучше работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т.п.
Введение……………………………………………………………………...3
Социальное положение женщин………………………………………...4
Профессиональная деятельность и семья………………………………9
Социально-экономическое положение общности женщин на общероссийском рынке труда………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………...20
Приложение А………………………………………………………………21
Приложение Б……………………………………………………………….22
Приложение В………………………………………………………………23
Содержание
Введение………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...20
Приложение А………………………………………………………………21
Приложение Б……………………………………………………………….22
Приложение
В………………………………………………………………23
Введение
В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучше работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т.п.
Женщина, привязанная к функции не только рождения, но и ухода за ребенком, его воспитания, обремененная массой сопутствующих, логически взаимосвязанных домашних обязанностей, оказывается в неравных условиях со своим мужем в сфере профессионального утверждения. Рождение каждого ребенка «отбрасывает» ее назад по сравнению с мужем, делающим карьеру, усиливая этим экономическое неравенство. В результате гендерная иерархия в семье воспроизводят эту же иерархию на рынке труда, в политике, а эти иерархии макроуровня, в свою очередь, обеспечивают воспроизводство семейной иерархии.
Сформировавшиеся
под воздействием вышеизложенной ситуации
мужские и женские стереотипы
«работают» на дискриминацию женщин
на рынке труда и в сфере
общественной деятельности. Многие женщины,
пытающиеся конкурировать с мужчинами
в области профессиональной деятельности,
вынуждены сталкиваться со стереотипом
женщины-домохозяйки, которой страшно
доверить руководство организацией.
1.Социальное
положение женщин.
Социальный прогресс и смены периодов
совершаются
пропорционально прогрессу
Франсуа Мари Шарль
Фурье (1808 г.)
В обществе социокультура воспитывает, насаждает, стратифицирует и воспроизводит представления о гендере. Гендер представляет собой культурную и социальную конструкцию пола. Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами. Социальный пол (гендер) означает совокупность норм поведения и статусных позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Социальными аспектами пола являются то, как мужчина или женщина воспитываются, получают образование, продвигаются по профессиональной лестнице, участвуют в общественной жизни, распределяют половые роли в течении жизни в определенных обществах с различными культурами в разное время. Нормы поведения и социальный пол не являются данными нам от природы – они определены обществом и становятся понятными в процессе социальных взаимоотношений. Гендер не может считаться раз и навсегда данным условием. Роли полов изменяются со временем, они различны в каждой культуре. [11, с.92]
Процесс представления о гендере начинается с самого детства и продолжается всю жизнь. В семье гендерные представления сказываются еще до рождения ребенка. Родители, родственники, соседи и близкие друзья всегда проявляют интерес к тому, кто родился: мальчик или девочка. Гендерная идентичность в семье заложена с первых минут общения с ребенком. В школе дифференциация гендерных ролей усиливается уроками физкультуры, физики, гуманитарными науками, отношением к учителю, дисциплине.
Весьма отчетливо отмечена гендерная стратификация в социальной иерархии профессиональной занятости и уровня дохода. Менее влиятельные и мало оплачиваемые должности и в современной культуре в большей степени достаются женщинам. Женщины чаще, чем мужчины подвергаются социальной дискриминации. [10, с.235]
Социальная дискриминация
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: “Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина”.
Со времен Сократа прошло
Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. [7, с 284]
Социологические исследования показывают, что российские женщины чутко реагируют на то, где испытываемые ими трудности связаны с ситуацией, переживаемой страной, а где с усилением реальной дискриминации. (Приложение А). [10, с.239]
В чем же конкретно проявляется дискриминация женщин в нашей стране. С. Айвазова в книге «Гендерное равенство в контексте прав человека» дает системный ответ на этот вопрос.
Несмотря на перемены в нашей стране, российское общество – это общество с патриархальным массовым сознанием. М.В. Рабжаева, анализируя технологии осуществления политики гендерного равенства на сегодняшний день рассматривается как комплексное понятие, включающее равенство прав, обязанностей и возможностей. Современная концепция гендерного равенства включает в себя:
Для современной России можно говорить о реализации только первой составляющей данной концепции – законодательное закрепление прав мужчин и женщин.
Исходя
из демократических принципов, женщина
должна рассматриваться как
2.
Профессиональная
деятельность женщины
и семья.
С древнейших времен существует социально-половое разделение труда, закрепляющее за каждым гендером определенные социальные функции. Многие пытаются вывести это разделение труда из «естественных» различий в природе полов. Так, по мнению Т.Парсона, фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами заключается в том, что вынашивание и выкармливание детей создает преимущественную связь между матерью и ребенком. Это, в свою очередь, предполагает, что мужчина, лишенный этих биологических функций, должен специализироваться в другом, инструментальном направлении. При этом инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами, а экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например, заботу о детях и улаживание споров.[11, с.93]
Эволюция
семейной организации привела к
значительным трансформациям социальных
ролей супругов, которые связаны
с развитием социально-
Результаты
социологических опросов
Данные, положенные в основу были получены на выборке из 150 незамужних женщин, имеющих внебрачных детей в возрасте до семи лет. Эта группа не является однородной, внутри нее выделили две возрастные группы: младшая репродуктивная группа (средний возраст 20.9 лет) и старшая репродуктивная группа (средний возраст 37.5 лет). В ходе опроса женщинам предлагалось последовательно проранжировать 19 наименований терминальных ценностей в порядке убывания от наиболее предпочитаемых к наименее предпочитаемым. Иерархия ценностных ориентаций, полученная в исследовании, выглядит следующим образом (Приложение В).
Информация о работе Социально-экономиеское положение женщин на общероссийском рынке труда