Социально-экономиеское положение женщин на общероссийском рынке труда

Автор: Юлия Карабанова, 25 Августа 2010 в 10:56, реферат

Описание работы

В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучше работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Социальное положение женщин………………………………………...4
Профессиональная деятельность и семья………………………………9
Социально-экономическое положение общности женщин на общероссийском рынке труда………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………...20
Приложение А………………………………………………………………21
Приложение Б……………………………………………………………….22
Приложение В………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Содержание  

    Введение……………………………………………………………………...3 

  1. Социальное положение женщин………………………………………...4
  2. Профессиональная деятельность и семья………………………………9
  3. Социально-экономическое положение общности женщин на общероссийском рынке труда………………………………………….14

    Заключение………………………………………………………………….19

    Список использованной литературы……………………………………...20

    Приложение  А………………………………………………………………21

    Приложение  Б……………………………………………………………….22

    Приложение  В………………………………………………………………23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям, потому что они мужчины и женщины. Если сравнивать мужчин и женщин из того же общественного класса, этнической и возрастной группы, то оказывается, что мужчины имеют монополию на большую часть денег и лучше работы, оказывают наибольшее влияние в судебной власти, политике, науке, крупном бизнесе, средствах массовой информации, религии, правительстве, военных кругах и т.п.

    Женщина, привязанная к функции не только рождения, но и ухода за ребенком, его воспитания, обремененная массой сопутствующих, логически взаимосвязанных домашних обязанностей, оказывается в неравных условиях со своим мужем в сфере профессионального утверждения. Рождение каждого ребенка «отбрасывает» ее назад по сравнению с мужем, делающим карьеру, усиливая этим экономическое неравенство. В результате гендерная иерархия в семье воспроизводят эту же иерархию на рынке труда, в политике, а эти иерархии макроуровня, в свою очередь, обеспечивают воспроизводство  семейной иерархии.

    Сформировавшиеся  под воздействием вышеизложенной ситуации мужские и женские стереотипы «работают» на дискриминацию женщин на рынке труда и в сфере  общественной деятельности. Многие женщины, пытающиеся конкурировать с мужчинами в области профессиональной деятельности, вынуждены сталкиваться со стереотипом женщины-домохозяйки, которой страшно доверить руководство организацией. 
 
 
 
 

    1.Социальное  положение женщин. 

               Социальный прогресс и смены  периодов

            совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального  строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин.

               Франсуа Мари Шарль  Фурье (1808 г.)  

    В обществе социокультура воспитывает, насаждает, стратифицирует и воспроизводит представления о гендере. Гендер представляет собой культурную и социальную конструкцию пола. Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами. Социальный пол (гендер) означает совокупность норм поведения и статусных позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Социальными аспектами пола являются то, как мужчина или женщина воспитываются, получают образование, продвигаются по профессиональной лестнице, участвуют в общественной жизни, распределяют половые роли в течении жизни в определенных обществах с различными культурами в разное время. Нормы поведения и социальный пол не являются данными нам от природы – они определены обществом и становятся понятными в процессе социальных взаимоотношений. Гендер не может считаться раз и навсегда данным условием. Роли полов изменяются со временем, они различны в каждой культуре. [11, с.92]

    Процесс представления о гендере начинается с самого детства и продолжается всю жизнь. В семье гендерные представления сказываются еще до рождения ребенка. Родители, родственники, соседи и близкие друзья всегда проявляют интерес к тому, кто родился: мальчик или девочка. Гендерная идентичность в семье заложена с первых минут общения с ребенком. В школе дифференциация гендерных ролей усиливается уроками физкультуры, физики, гуманитарными науками, отношением к учителю, дисциплине.

    Весьма  отчетливо отмечена гендерная стратификация в социальной иерархии профессиональной занятости и уровня дохода. Менее влиятельные и мало оплачиваемые должности и в современной культуре в большей степени достаются женщинам. Женщины чаще, чем мужчины подвергаются социальной дискриминации. [10, с.235]

       Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение  или лишение прав по признаку  пола (или гендерному признаку) во  всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

    Истоки  социальной дискриминации женщин следует  искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: “Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина”.

       Со времен Сократа прошло почти  два с половиной тысячелетия.  Но и в наши дни многие  государственные и общественные  деятели, ученые и в их числе  социологи выступают против самого  понятия “социальная дискриминация женщины”. Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин “социальная дискриминация женщин и девочек” сейчас общепризнан.

    Возникает вопрос: каковы пределы равенства  полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в  том, что по своему интеллектуальному  и физическому потенциалу женщина  ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. [7, с 284]

    Социологические исследования показывают, что российские женщины чутко реагируют на то, где испытываемые ими трудности  связаны с ситуацией, переживаемой страной, а где с усилением реальной дискриминации. (Приложение А). [10, с.239]

    В чем же конкретно проявляется  дискриминация женщин в нашей  стране. С. Айвазова в книге «Гендерное равенство в контексте прав человека»  дает системный ответ на этот вопрос.

  1. Традиционные стереотипы массового сознания всерьез ограничивают конкурентоспособность женщин в сфере бизнеса.
  2. Государство как работодатель явно недооценивает женский труд сравнительно с трудом мужским.
  3. Самое тяжелое положение на рынке труда у девушек, не имеющих рабочего стажа, и женщин предпенсионного возраста – у тех, кому 50 лет и больше.
  4. В целом женская заработная плата гораздо ниже мужской: по официальным данным она составляет 2/3 от мужской, а по данным большинства экспертов – только около 50%.
  5. Мужчины вытесняют женщин не с тяжелых и вредных производств, а с хорошо оплачиваемых, перспективных должностей.
  6. Очевидное неравенство позиций женщин и мужчин на рынке труда привело к феминизации бедности – острейшей социальной проблеме, к решению которой российские власти оказались пока не готовы. Уровень доходов почти трети женщин в нашей стране равен величине прожиточного минимума.
  7. в системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений. Они составляют 56% государственных служащих федерального уровня, но руководящие должности занимают только 9% из них, а так называемые высшие должности – 1.3%.
  8. Более половины женщин в возрасте от 20 до 50 лет страдают гинекологическими заболеваниями.
  9. Материнская смертность в 8-10 раз выше, чем в западных странах.
  10. Почти четверть всех зарегистрированных преступлений в России – это преступления, жертвами которых становятся женщины. (Приложение Б). [10, с 241]

    Несмотря  на перемены в нашей стране, российское общество – это общество с патриархальным массовым сознанием. М.В. Рабжаева, анализируя технологии осуществления политики гендерного равенства на сегодняшний день рассматривается как комплексное понятие, включающее равенство прав, обязанностей и возможностей. Современная концепция гендерного равенства включает в себя:

  1. законодательно закрепленные права женщин и мужчин;
  2. равное распределение экономических, политических и социальных ресурсов общества между мужчинами и женщинами, гражданами одного государства;
  3. преодоление структурного неравенства положения отдельных социальных групп женщин и мужчин, нуждающихся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав и интересов.

    Для современной России можно говорить о реализации только первой составляющей данной концепции – законодательное закрепление прав мужчин и женщин.

    Исходя  из демократических принципов, женщина  должна рассматриваться как суверенная, автономная личность, имеющая право  жизненного выбора. Наравне с мужчинами  она включается в основные стратегии  развития, самореализуется во всех сферах общественной деятельности. Обеспечение равных прав и возможностей женщин в обществе осуществляется совместными усилиями государства и гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Профессиональная  деятельность женщины  и семья. 

    С древнейших времен существует социально-половое разделение труда, закрепляющее за каждым гендером определенные социальные функции. Многие пытаются вывести это разделение труда из «естественных» различий в природе полов. Так, по мнению Т.Парсона, фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами заключается в том, что вынашивание и выкармливание детей создает преимущественную связь между матерью и ребенком. Это, в свою очередь, предполагает, что мужчина, лишенный этих биологических функций, должен специализироваться в другом, инструментальном направлении. При этом инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами, а экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например, заботу о детях и улаживание споров.[11, с.93]

    Эволюция  семейной организации привела к  значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны  с развитием социально-профессиональной структуры общества. Считая современную нуклеарную семью итогом эволюции общества от аграрного типа к индустриальному, американские исследователи обращают внимание на две тенденции в ее развитии. С одной стороны, она существует относительно автономно от других социальных структур и институтов, с другой – налицо ее зависимость от социально-профессиональной структуры общества. Это противоречивое воздействие индустриального общества на семью проявляется прежде всего в изменившемся социальном положении женщины. Суть описываемого Т.Парсоном и У.Гудом противоречия заключаются в том, что профессиональная деятельность женщины приходит в противоречие с ее традиционными внутрисемейными обязанностями по уходу за детьми, ведению домашнего хозяйства и др. В обществе, где требования производства являются главенствующими, а труд и профессия обеспечивают определенный уровень дохода, престижа и статуса, замужняя женщина находится в очень невыгодном положении на рынке труда, так как семейные заботы отнимают у нее много времени  сил. Ей трудно конкурировать с мужчинами. Следствием этого социального неравенства полов является то, что женщины, как правило, трудятся на малопрестижных и малооплачиваемых должностях: в сфере обслуживания, школьного образования, работают в качестве вспомогательного технического персонала. Таким образом, для женщины как личности возникает альтернатива: семья или профессия Т.Парсон и У.Гуд отмечают, что попытки комбинировать и сентизировать профессиональные и семейные роли женщинами ведут к возникновению конфликтов и напряжений в семье. Указанная проблема получила название «женской дилеммы». [11, с.215]

    Результаты  социологических опросов последних  лет показывают, что семья, дом, семейный образ жизни занимают ведущее  место в иерархии материальных и  духовных ценностей россиян.

    Данные, положенные в основу  были получены на выборке из 150 незамужних женщин, имеющих внебрачных детей в возрасте до семи лет. Эта группа не является однородной, внутри нее выделили две возрастные группы: младшая репродуктивная группа (средний возраст 20.9 лет) и старшая репродуктивная группа (средний возраст 37.5 лет). В ходе опроса женщинам предлагалось последовательно проранжировать 19 наименований терминальных ценностей в порядке убывания от наиболее предпочитаемых к наименее предпочитаемым. Иерархия ценностных ориентаций, полученная в исследовании, выглядит следующим образом (Приложение В).

Информация о работе Социально-экономиеское положение женщин на общероссийском рынке труда