Социально-экономический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы:
- эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- объективной оценки происходящих в городе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития

Содержание

Введение 3
1. Организация сбора информации по социально-экономической тематике 4
2. Система мониторинга как информационно-аналитическая база 11
3. Социально-экономический мониторинг систем местного самоуправления 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

батова Натаха 2.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

     Полноценный мониторинг, претендующий на объективное  отражение сути и на корректную диагностику  региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:

     а) системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой  ситуации или проблемы в их взаимосвязи,

     б) структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.

     Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный  региональный мониторинг. Задачей и  содержанием первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой  выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом  такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая  во всем разнообразии её составляющих.

     Задачей проблемно-ориентированного мониторинга  является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории. [7,c.48]

     Оценки  региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными  или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких  параметров (характеристик) региональных ситуаций и региональных проблем, которые  могут быть корректно выражены совокупностью  численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки (“норма”, “лучше”, “хуже” и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений  о региональном “благе” или региональных “ценностях”, сравнение с которыми позволяет определять степень приближения  или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополнят друг друга.

     Организация общероссийской системы регионального  мониторинга может быть осуществлена в двух вариантах: централизованном (предполагающем сосредоточение первичной  информации, её анализ и диагностику  ситуаций и проблем в едином центре) и децентрализовано-централизованном (предполагающем сосредоточение первичной информации, её анализ и диагностику ситуации и проблем на субфедеральном уровне с последующим агрегированием полученных результатов в едином общероссийском центре).

     Важным  организационным условием для создания системы регионального мониторинга  является упорядочение и координация  деятельности по формированию первичных  баз данных.

     Наличие хотя бы минимально структурированного системного регионального мониторинга  могло бы заметно поднять престиж  региональной политики в современной  России, усилить объективность, значимость и научную доказательность предлагаемых решений в области государственного регулирования территориального развития.[4,c.95]

  1. Социально-экономический  мониторинг систем местного самоуправления

     Организация регионального (городского) мониторинга  входит в состав функциональных подсистем  системы местного самоуправления наряду с организацией маркетинговой деятельности, эффективного предпринимательства, финансовой деятельности, программной деятельности и контролем за выполнением решений.

     Под социально-экономическим мониторингом в городе понимается оценка, прогноз, система наблюдения и анализа  экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории, а также  постановка рекомендаций по принятию рациональных управленческих решений.

     Задачи  социально-экономического мониторинга  сводятся к:

     1) наблюдению за ходом социально-экономических  процессов, происходящих в городе;

     2) оценке этих процессов;

     3) анализу причин, вызывающих то  или иное социально-экономическое  состояние;

     4) прогнозу развития социально-экономической  ситуации;

     5) разработке рекомендаций, направленных  на устранение негативных последствий  и развитие позитивных тенденций.

     Основными направлениями социально-экономического мониторинга являются:

     1) мониторинг качества жизни населения,

     2) вклада города в решение областных,  межрегиональных, федеральных проблем,

     3) мониторинг хода социально-экономических  изменений в городе,

     4) величины социально-экономического  потенциала города и эффективности  его использования.

     Выделение этих направлений мониторинга обусловлено  целями развития любого города, достижением  необходимого качества жизни населения  и обеспечения требуемого вклада в решение областных, межтерриториальных и федеральных проблем.

     Мониторинг  качества жизни населения предполагает рассмотрение уровня и образа жизни  населения, состояния общественного  здоровья. Мониторинг уровня жизни  населения предполагает оценку доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами  просвещения, культуры, искусства, состояния  уровня жизни социально-незащищенных слоев населения, а также сравнение  существующего уровня с принятым стандартом жизни.

     Мониторинг  здоровья осуществляется при помощи оценки уровня медицинского обслуживания, качества питания, жилищных условий, а  также доступностью занятий физической культурой, рекреационных услуг  и полноценного досуга.

     Мониторинг  образа жизни включает оценку занятости  населения, состояния правопорядка и безопасности граждан, оценку социального  самочувствия населения.

     Мониторинг  вклада города в решение областных, федеральных и межрегиональных  проблем социально-экономического развития может выражаться как в  продукции материального производства, так и в услугах нематериальной сферы (подготовка кадров, выполнение научной и инновационной деятельности, выполнение роли какого-либо центра).

     Мониторинг  хода социально-экономических изменений  в городе обусловлен необходимостью своевременной корректировки законодательной  базы реформ, разработка мер по поддержке  экономических преобразований, социальных реформ и др.

     Мониторинг  социально-экономического потенциала города предполагает мониторинг собственно величины потенциала города, а также  мониторинг эффективности его использования. Мониторинг величины потенциала города необходим для формирования научной  обоснованной стратегии развития территории, разработки и реализации местной  экономической и социальной политики. Мониторинг эффективности использования  социально-экономического потенциала города необходим для решения  задач регулирования социально- экономического развития территории, обоснования предложений по необходимости  осуществления государственной  поддержки

     Организация процесса мониторинга требует определить:

     1) сущность, задачи, основные принципы  организации мониторинга;

     2) основные направления мониторинга  (качества жизни, социально-экономического  потенциала города и эффективности  его использования, хода реформ, вклада города в решение областных,  межрегиональных и федеральных  проблем);

     3) систему инструментов социально-экономического  мониторинга – перечень показателей  мониторинга, периодичность их  сбора и источники информации;

     4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга – рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;

     5) организационно-экономический механизм реализации социально-экономического мониторинга в городе.

     При рассмотрении структуры социально-экономического потенциала города также выделяют:

     а) потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал;

     б) потенциал рыночной инфраструктуры;

     в) административно-управленческий потенциал, характеризующий возможности улучшения  деятельности всех составляющих системы  управления регионом – механизма, структуры  и процессов управления. [9,c.123] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В сегодняшних условиях количество жизни  в том или ином городе определяется не столько наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного управления сейчас гораздо шире и, помимо перечисленных, включают в себя формирование благоприятных условий для экономики, инвестиций, малого и среднего бизнеса, обеспечение достаточного числа рабочих мест в городе, возможность жителей повышать свою квалификацию, достаточность качества и доступность жилья в городе, обеспечение атмосферы общественного консенсуса между различными группами населения, формирование имиджа города.

     Реализация  всех направлений социально-экономического мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения должна производиться  с учетом местной специфики. Однако некоторые виды обеспечения сходны. Ведение муниципального социально-экономического мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационный фонд социально-экономического мониторинга  может представлять накопленные  данные об экономической и социальной обстановке, справочные материалы, сведенные  в статистические регистры и базы данных. Укрупнено информационный фонд социально-экономического мониторинга  может состоять из данных, характеризующих  здоровье населения, уровень жизни  населения, социально-экономический  потенциал муниципального образования.

     Информационной  основой муниципального мониторинга  могут служить базы данных Федеральных  органов исполнительной власти, местных  органов, предприятий и международных  организаций; базы данных специфических  министерств и ведомств; данные государственной  статистической отчетности материалы  обследований, программ, проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисова Е.В., Гомола А.И., Гомола И.А. Правовые основы государственного и муниципального управления. - М.: Инфра-М, 2005.
  2. Дованков А.Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации – Екатеринбург: УрО РАН - 2005
  3. Заславская Т.И. Экономическая социология: этапы становления и перспективы // Регион. - 2007. - №3
  4. Когут А.Е. Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга – ИСЭП РАН, СПб: 2005
  5. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2008.
  6. Организация административного мониторинга социальных программ на региональном и местном уровнях - М.: Институт экономики города, 2002.
  7. Система муниципального управления / под ред. Зотова В.Б. - СПб.: Питер, 2007.
  8. Трайнев В.А., Бутырин Н.Я. Муниципальный менеджмент и его информационное обеспечение - М.: Логос, 2003.
  9. Хетагуров Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОУИ) - М.: Высшая школа, 2006.

Информация о работе Социально-экономический мониторинг