Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы:
- эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- объективной оценки происходящих в городе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития
Введение 3
1. Организация сбора информации по социально-экономической тематике 4
2. Система мониторинга как информационно-аналитическая база 11
3. Социально-экономический мониторинг систем местного самоуправления 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям; он должен быть:
а) системным, то есть независимо от содержания и масштаба мониторинг должен дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи,
б) структурно полным и логически завершенным. Мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики) региональной ситуации или региональной проблемы.
Различают тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный региональный мониторинг. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика региональной ситуации в масштабах всей страны и основных единиц её государственного устройства, в масштабах любой выделенной по какому-либо признаку территории (ареалу, зоне и т.п.); при этом предметом такого тотального мониторинга становится региональная ситуация как таковая во всем разнообразии её составляющих.
Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной региональной проблемы которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой, и, в этой связи требует особого государственного внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую региональную ситуацию, а дискретные региональные явления, назревающие в недрах той или иной региональной ситуации или на той или иной территории. [7,c.48]
Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик) региональных ситуаций и региональных проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки (“норма”, “лучше”, “хуже” и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений о региональном “благе” или региональных “ценностях”, сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополнят друг друга.
Организация
общероссийской системы регионального
мониторинга может быть осуществлена
в двух вариантах: централизованном
(предполагающем сосредоточение первичной
информации, её анализ и диагностику
ситуаций и проблем в едином центре)
и децентрализовано-
Важным
организационным условием для создания
системы регионального
Наличие
хотя бы минимально структурированного
системного регионального мониторинга
могло бы заметно поднять престиж
региональной политики в современной
России, усилить объективность, значимость
и научную доказательность
Организация регионального (городского) мониторинга входит в состав функциональных подсистем системы местного самоуправления наряду с организацией маркетинговой деятельности, эффективного предпринимательства, финансовой деятельности, программной деятельности и контролем за выполнением решений.
Под
социально-экономическим
Задачи социально-экономического мониторинга сводятся к:
1)
наблюдению за ходом социально-
2) оценке этих процессов;
3)
анализу причин, вызывающих то
или иное социально-
4)
прогнозу развития социально-
5)
разработке рекомендаций, направленных
на устранение негативных
Основными
направлениями социально-
1)
мониторинг качества жизни
2)
вклада города в решение
3)
мониторинг хода социально-
4)
величины социально-
Выделение
этих направлений мониторинга
Мониторинг качества жизни населения предполагает рассмотрение уровня и образа жизни населения, состояния общественного здоровья. Мониторинг уровня жизни населения предполагает оценку доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами просвещения, культуры, искусства, состояния уровня жизни социально-незащищенных слоев населения, а также сравнение существующего уровня с принятым стандартом жизни.
Мониторинг здоровья осуществляется при помощи оценки уровня медицинского обслуживания, качества питания, жилищных условий, а также доступностью занятий физической культурой, рекреационных услуг и полноценного досуга.
Мониторинг образа жизни включает оценку занятости населения, состояния правопорядка и безопасности граждан, оценку социального самочувствия населения.
Мониторинг
вклада города в решение областных,
федеральных и межрегиональных
проблем социально-
Мониторинг
хода социально-экономических
Мониторинг
социально-экономического потенциала
города предполагает мониторинг собственно
величины потенциала города, а также
мониторинг эффективности его
Организация
процесса мониторинга требует
1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;
2)
основные направления
3)
систему инструментов
4) техническое обеспечение социально-экономического мониторинга – рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;
5) организационно-
При
рассмотрении структуры социально-
а) потенциал взаимодействия, объединяющий межрегиональной потенциал взаимодействия с центром и экспортно-импортный потенциал;
б) потенциал рыночной инфраструктуры;
в)
административно-управленческий потенциал,
характеризующий возможности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сегодняшних условиях количество жизни в том или ином городе определяется не столько наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного управления сейчас гораздо шире и, помимо перечисленных, включают в себя формирование благоприятных условий для экономики, инвестиций, малого и среднего бизнеса, обеспечение достаточного числа рабочих мест в городе, возможность жителей повышать свою квалификацию, достаточность качества и доступность жилья в городе, обеспечение атмосферы общественного консенсуса между различными группами населения, формирование имиджа города.
Реализация
всех направлений социально-
Информационной
основой муниципального мониторинга
могут служить базы данных Федеральных
органов исполнительной власти, местных
органов, предприятий и международных
организаций; базы данных специфических
министерств и ведомств; данные государственной
статистической отчетности материалы
обследований, программ, проектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ